Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:56, реферат
В истории России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих: финансовой системы и армии. Приоритетной здесь, безусловно, является финансовая система. В виду того, что основа любой финансовой системы - налоги, можно сказать, что в определенном смысле история государства - это история его налоговой политики.
В данном реферате изучаются возникновение, развитие, изменение форм и методов взимания налоговых платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов.
Введение ………………………………………………………………….3
Налоги в русском государстве
Налоги в древнерусском государстве…………………………………...6
Оброк …………………………………………………………………….. 13
Подати и сборы в XVI – XVII вв. ……………………………………… 15
1.4. Посошное и подворное налогообложение…………………………….. 24
Налоги в Российской империи в XVIII в.
Налоговые реформы Петра I………... …………………………………..27
Подушная и оборочная подати ………………………………………… 35
Изменение в налоговой системе в 1725 – 1750 гг. ……………………. 44
2.4. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в……………………………………...……………………………..46
Список использованной литературы ………………………………………. 47
К эпохе царствования Иоанна Грозного относится появление одного из древнейших в русской истории проектов по совершенствованию налоговой системы, выдвинутых писателем – публицистом, представителем передовой русской общественно – политической мысли середины XVI в. И.С. Пересветовым.
В конце 1549 г. Пересветов подарил царю Иоанну IV Грозному Малую и Большую челобитные, в которых изложил проект преобразования русского государства. Свои взгляды он обосновывает преимущественно политико – экономическими соображениями. Пересветов считал необходимым навести порядок в финансовых делах государства. Он требовал централизации доходов и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, освободить людей, «которые у велмож царевых в неволе были», ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить налоговую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства. Пересветов предлагал перевод всех воинов и чиновников на жалованье. При этом он подчеркивал, что получаемое жалованье должно обеспечивать известный материальный уровень жизни лицам, состоящим на государственной службе. Пересветов был сторонником централизованного регулирования ценообразования, требовал, чтобы «царь установил цену товарам». Программа Пересветова по преобразованию системы доходов казны была нацелена на укрепление централизованного государства путем сосредоточения всей власти в руках государя и в полном объеме была реализована только в эпоху Петра I.
В конце XV - первой половине XVI в. в России учреждаются центральные органы управления – приказы. Доходами и расходами казны ведали финансовые приказы, представлявшие собой правительственные учреждения. Существовали следующие основные финансовые приказы: Большого дворца (учрежден в 1534 г.), Большого прихода (1554), Большой казны, Новой четверти, Счетных дел, Полоняничный (сер. XVI в.), Стрелецкий (1571 г.), Денежного и хлебного сбора, Денежной раздачи, Приказных дел. Численность личного состава приказов («приказные люди) колебалась от 3 до 400 человек. Финансовые приказы просуществовали до Петра I, в период правления которого они были преобразованы в финансовые коллегии.
Большинство прямых налогов собирал приказ Большого прихода, одновременно с ним налогообложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири (ясак – в XV – XX вв. в России натуральный налог с народов Сибири и Севера, взимавшийся главным образом пушниной); приказ Большого дворца собирал доходы с царских земель; в приказ Большой казны направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ взимал пошлину за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ ведал налогообложением церковных и монастырских земель. Отдельные виды налогов и сборов собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Земский приказ представлял собой орган центрального управления в русском государстве XVI – XVII вв. ведавший продажей дворовых участков, мощением дорог, сбором «мостовщины» и осуществлявший судебную и полицейскую власть в Москве. В 1699 г. его функции перешли к Стрелецкому приказу.
С XVI в. взимаются ямские деньги первоначально только с крестьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20-х гг. XVII в. – со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и в военное время поставку подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал Ямской приказ.
Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно – торгового населения посада).
С XV в. в России начинается применяться откупная система сбора доходов в государственную казну. Откуп представляет собой систему передачи купцам – откупщикам за определенную плату права на взимание государственных налогов и сборов с населения, а также права на осуществление реализации определенных товаров. Как правило, эти права закреплялись в виде монополии за государством или его отдельными представителями. Разница между суммой, вырученной откупщиком, и договорной ценой по откупу составляла за вычетом издержек прибыль откупщика. Откупа подразделялись по территории на генеральные (охватывающие всю территорию государства) и областные (распространяющиеся на часть территории государства).
Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45 %. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные.
При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551 – 1605, вступил на престол в 1598) осуществлялся ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось необыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV – начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.
Состояние тяглого населения в период смутного времени, наступившего после смерти Бориса Годунова и продолжавшегося до восшествия на престол Михаила Романова, характеризуется в «Русской истории» Д.И. Иловайского следующим образом. Хозяйственная жизнь на Руси находилась в самом печальном положении; собирание податей представляло большие затруднения, поскольку очень многие года и села были разорены, а их жители разбежались. Многие посадские люди из дальних областей, чтобы не платить податей, переезжали в Москву или ближайшие города и укрывались там у своих родственников и друзей. Некоторые тяглые люди избавляли себя от царских налогов тем, что записывались за боярами, духовенством или монастырями; остальные же, указывая на свое разорение, беспрестанно просили царя о даровании им разных льгот. Кроме того, со всех сторон присылались в Москву жалобы на обиды и насилия от воевод и приказных людей. В определенной мере такое положение объяснилось существенными недостатками системы посошного обложения, утвердившегося в Московском государстве в XV - XVII вв.
В период царствования Михаила Федоровича (1596 – 1645, русский царь с 1613 г., первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на данных так называемых писцовых книг; служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (тягло – в русском государстве XV – начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в XVIII – XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков).
В термин «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость». Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое и юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел.
От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой строк в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К другим причинам освобождения от тягла относились разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги, оказанные государству, и пр.
Тяглое население («черные» люди) в XII-XVII вв. являлось общим названием городского и сельского населения, обязанного уплачивать все виды государственных налогов и исполнявшего различные повинности в пользу государства. Термин «тяглое население» просуществовал до 1724 г. (до введения подушной подати), когда он был заменен термином «податное население».
Наиболее крупной категорией плательщиков прямых налогов и натуральных повинностей были тяглые крестьяне - «черносошные» и частновладельческие крестьяне.
На Земском соборе в 1619 г. принимается постановление, в соответствии с которым в 1620-х гг. проводилась перепись населения. К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количества обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли или убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклонявшихся от уплаты податей.
Писцовые книги имели, прежде всего, фискальное значение - на их основании производился учет плательщиков податей.
Сбор кабацких сборов осуществлялся в это время «целовальника ми». В соответствии с Законом от 1637 г. при уличении последних в воровстве и корысти им грозила «смертная казнь без всякой пощады».
В период царствования Михаила Федоровича одним из источников доходов казны становятся иностранные займы: в частности, английские займы, полученные взамен предоставления англичанам права беспошлинной торговли.
В XVI--XVII вв. стали отдаваться на откуп таможенные и кабацкие сборы. Кроме таможенных сборов разнообразными поборами (поплавочное, мыт и т.д.) облагалась всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за водопой скотины, мытье белья и т.п.).
В XVI-XVII вв. в виде промысловой пошлины взимался десятинный сбор - таможенный сбор, уплачивавшийся преимущественно натурой (пушниной, рыбой, слюдой, моржовой костью) с промышленных и торговых людей. В 1667 г. десятинный сбор был заменен рублевой пошлиной.
В этот же период широкое распространение получает амбарное (амбарщика) - казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользование амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер амбарного в разных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от уплаты каралось конфискацией товара. Взимание амбарного было отменено в 1653 г. в интересах развития торговли. В середине XVII в. вводится единая пошлина для торговых людей - 5 денег с рубля оборота.
Особое место в налоговой системе Древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Впервые церковная десятина была установлена киевским князем Владимиром Святославичем (X в.). Существенные реформы финансовой и налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1629-- 1676, царствовал с 1645). В начале его царствования войны со Шведским Королевством и Речью Посполитой требовали больших расходов, обстановка осложнялась рядом неурожайных лет и падежом скота от эпидемических болезней. Эти факторы были причиной ряда изменений в налоговой системе страны.
В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию «соляных бунтов», что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю «богоненавистным и богомерзким зельем».
Важным источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся в размере 5% с цены товара. Данную пошлину можно считать прообразом современного регионального налога с продаж.
Основным организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осуществлять анализ приходных и расходных книг других приказов. В результате упорядочения финансовой деятельности государства в 1680 г. доходы казны превысили расходы, доходы составляли 1203 тыс. руб., а расходы 1125 тыс. руб.
Посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI - XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.
Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.
При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.
При Федоре Алексеевиче (1661--1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей («задорных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646 г. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянская община или посад раскладывали ее между дворами. С 1646 г. единицей для исчисления посошного обложения отдельными видами податей стал считаться двор. Во второй половине XVII в. писцовые книги постепенно заменяются переписными книга ми, отражавшими главным образом количество крестьянских и посадских дворов.