Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:56, реферат
В истории России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих: финансовой системы и армии. Приоритетной здесь, безусловно, является финансовая система. В виду того, что основа любой финансовой системы - налоги, можно сказать, что в определенном смысле история государства - это история его налоговой политики.
В данном реферате изучаются возникновение, развитие, изменение форм и методов взимания налоговых платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов.
Введение ………………………………………………………………….3
Налоги в русском государстве
Налоги в древнерусском государстве…………………………………...6
Оброк …………………………………………………………………….. 13
Подати и сборы в XVI – XVII вв. ……………………………………… 15
1.4. Посошное и подворное налогообложение…………………………….. 24
Налоги в Российской империи в XVIII в.
Налоговые реформы Петра I………... …………………………………..27
Подушная и оборочная подати ………………………………………… 35
Изменение в налоговой системе в 1725 – 1750 гг. ……………………. 44
2.4. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в……………………………………...……………………………..46
Список использованной литературы ………………………………………. 47
Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть - это часть мыта.
Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населения, стремилось всегда к одной цели - пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слишком обременять население, чтобы оно было налогоплатежным. С другой стороны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.
Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль.
Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.
В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.
Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно. Недоимка по налогу накапливалась. На Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину).
Реформа косвенных налогов
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп. с бороды.
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов.
Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д.
Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.
В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.
Реформа прямых налогов
Разовые сборы с населения, чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служить твердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иные пути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы, которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинете Императора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесения относительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времени подворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так как перепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворном обложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е. поголовного или подушного обложения.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ.
В 1722г. Петр, приняв приблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек, определил размер подушной подати в 80 коп. с каждой души мужского пола путем деления суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количество плательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп. с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.
Что касается составных частей государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.
Реформа финансового аппарата
До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.
Существенные изменения в системе сбора
налогов начинают происходить с изменением
административно-
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.
В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн. руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.