Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:00, реферат
Более того, немцы, чаще всего, отождествляют «бритоголовых» с Россией, буквально говоря: «ваши скинхеды». Меня, буквально поразило, что поколение 30-40-летних и, тем более людей младшего возраста, не отождествляют себя с таким явлением в их же стране, как фашизм. С одной стороны, это замечательно, так как еще раз становится очевидным, что такая «чума», как фашизм и подобные ей не имеют родины, что в психологии любого нормального человека никогда не уложатся идеи расового превосходства, истребления наций «второго сорта» и тому подобное. Но с другой стороны меня удивило, что многие немцы как бы сознательно не прибегают к воспоминаниям о том, что именно Германия стала центром – логовом фашизма, что всего лишь семь десятков лет назад по улицам германских городов маршировали под немецкие марши и взрослые, и дети – вчерашние скинхеды.
1.Введение…………………………………………………………………..2
2. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Создание «гитлеровского абсолютизма»…………………………………………….7
3. Создание «Гитлерюгенд»………………….…………………………15
3. Союз Германских Девушек……………………………………………25 4. Идеологическая машина Гитлерюгенда и методы её воздействия на человека……………………………………………………………………29
5. Заключение…………………………………………………………......39
6. Список использованной литературы………………………………….41
7. Приложения…………………………………………………………….42
В итоге, можно сказать, что Гитлер и НСДАП добились своей цели: молодежь была покорена. Как опытные психологи, кадры, преданные вождю, нажимали на определенные точки, кнопки молодежи и добивались доверия. Обостренное чувство справедливости утолило жажду, когда все стали равны (конечно же, только арийцы). Материальная помощь была весьма кстати студентам. Романтика, бьющаяся в юных сердцах, выплескивалась в путешествиях, вечерами у костра. Стремление к активности могло быть удовлетворено только в ГЮ.
Союз Германских Девушек
1 мая 1945 года диктор «Имперского радио» дрожащим голосом сообщил: «Из ставки фюрера поступило известие, что сегодня во второй половине дня наш вождь Адольф Гитлер, сражавшийся до последнего дыхания, пал на своём боевом командном посту в рейхсканцелярии в борьбе против большинства». Это ложь. Гитлер ушел из жизни при помощи ампулы с ядом и пистолета. Вспоминает бывший член СГД Анна-Мария Страсоцки: «Я безудержно рыдала. Сегодня это трудно представить. Словно твой ближайший родственник скончался»38. Магия диктатора продолжала действовать даже после его смерти. Это был феномен, не имевший аналогов в немецкой истории. «Для меня погибла вселенная» (Дорис Шмидт-Гевиннер)39. Коллективным самообманом были охвачены все. Девушки – не исключение.
Почему? Ответов - множество. Но все они имеют особенность. Все они зависят от личных ощущений от членства в СГД. В то время как одни девушки стремились любой ценой попасть в ряды нацистской организации, писали любовные письма фюреру, хотели выйти за него замуж, другие – отпускали колкие шутки в адрес диктатора.
Впервые в германской
истории целое поколение
До 1933 года в «сестринские
общины» входило ничтожное
Первым шагом организации стал спор о форме, а именно о цвете галстука: синий или коричневый? В конце концов, победили синие юбки и белые блузы. Сначала цели СГД была очень простыми - девушки мечтали отправляться в путешествия без родителей, петь песни с юношами перед костром. Но позже они стали инструментом унификации для половины молодых поколений немцев40.
Бюргерский мир однозначно относил женщин к людям второго сорта. В 1919 году женщины получили право участвовать в выборах, но только фактически. В университетах почти не было женщин. О спорте не могло быть и речи. Но, в общем, и в последующее время судьба девушки крутилась между тремя «К»: «Kinder, Kueche und Kirche» (Дети, кухня и церковь).
Девушки пытались убежать от действительности. Они надеялись с помощью СГД изменить своё будущее. Но Гитлер был настроен по-другому: «Мир женщины – это мужчина. Ей позволено думать от сих и до сих». В этом и заключалось основное противоречие СГД.
Но время шло, и тысячи девушек устремились в СГД. За первый же год количество девушек выросло с 23900 до 593000 человек. Девочки 10 – 14 лет состояли в Юнгмэдльбунд (или Юнгфольк). Основная причина - разгром остальных организаций. Ещё одна причина – «возвышенное чувство помощи в строительстве лучшей жизни в Германии».
Тысячи девочек хотели вступить в СГД, и для каждой из них день приёма стал праздником. Как вспоминает Рената Финкх о приёме в организацию: «В сгущающихся сумерках повсюду пылали факелы. Вместе со всеми я медленно и четко произносила слова клятвы, которую заранее заучила слово в слово. Мы хотели принадлежать организации. Мы хотели иметь ясные глаза и деятельные руки. Мы хотели быть сильными и гордыми. Это был первый большой праздник в моей жизни. Я чувствовала это всем сердцем. Мне было тогда десять с половиной лет. Я знала, что отныне моя жизнь изменится».
Но не все девочки вступали в СГД из-за волнующих ощущений или эмоционального коллективного подъёма. Некоторые причины были просты, незатейливы. Одна очевидица тех событий из Регенсбурга свидетельствует: «Мои подружки по классу носили голубые платья, которые мне тоже нравились. Они вступили в морскую организацию Гитлерюгенда. И мне хотелось носить такую же одежду. Я попросила подружек, и они повели меня в свой «союз» <…> В тот день его двери были закрыты. Я страшно опечалилась. Одна из моих подружек успокоила меня. Она сказала, что знает место, где обычно играют девочки в другой, но тоже красивой форме»41. В этот истории вряд ли можно найти политический мотив.
«Молодёжь должна управлять молодёжью». Желание стать винтиком государства порождало желание молодых девушек становиться «фюрершами» и руководить другими. Естественно в школе новоиспечённые руководительницы старались воспользоваться своим «служебным положением». Как вспоминает Сибил Шенфельд: «Когда ты учишься в школе, то нет более захватывающего чувства, если можно войти в кабинет директора и сказать: «Хайль Гитлер, господин Шмидт или Мюллер! Мне очень жаль, но завтра я не приду в школу. У меня дела по службе».
В 1934 году Ширах определил цели СГД и высказал свои представления о женском воспитании: «Одна треть времени должна посвящаться воспитанию мировоззрения, а две трети физическому воспитанию»42. Физическому воспитанию уделялось огромное внимание. Километры киноплёнок запечатлели танцующих с шарами и кеглями девушек. В такие моменты особенно наглядно проявлялась суть тоталитарного требования «новых времен»: полное устранение индивидуальности, собственного «я» и обезличивание человека в рамках заданных стандартов. «Ты не должен думать, что твой народ может сделать для тебя. Ты должен думать, что ты можешь сделать для своего народа»43. Такая форма запрограммированного самоотречения выражалась в массовках в форменной одежде. Огромные стадионы заполнялись коричневым тоном униформы Гитлерюгенда и бело-синим формы СГД.
Взрослые девушки, в возрасте от 18 до 21 года посещали мероприятия под названием «Вера и красота», организованные при СГД. Девушки вступали туда добровольно. Девушки занимались спортом, танцами, воспитанием детей. На первый план выдвигалось воспитание женственности и готовность стать матерью. Анна-Мария Страсоцки вспоминает: «Я посещала «Веру и красоту» и получала эстетическое наслаждение. Сотни девушек в красивых и таких же женственных гимнастических мини-одеяниях одновременно совершали одни и те же движения. Что было плохого в этом, собственно говоря?»
Изображение отрывочных безобидных переживаний есть не что иное, как объяснение собственной немощи. И в правду, что плохого в совместных танцах и походах? Ужасающей была цель, которая скрывалась за всеми попытками нацистского режима, – «притянуть к себе сердца молодёжи». Гитлеровский рейх был жестоким обществом, нацеленным на результат. Девушки не являлись исключением. «Всё было как в армии» (Мапия Айзенэкер).
Государство беспощадно обходилось с теми, кто не мог или не желал выполнять «свой долг». Притеснения девушек, которые не могли проходить испытания, дискриминация «неариек» были будничной иллюстрацией «нового времени».
Иногда дети, постоянно проводящие своё время в организациях, вне дома, выступали против своих родителей. Зачастую мать или отец позволяли себе критиковать некоторые шаги Гитлера или слушать запрещённое Би-Би-Си. «Они <дети> шпионили за своими родителями не из-за прирожденной злости, а в силу своей наивности. Дети полагали, что в этом случае родители совершают преступление в отношении фюрера», - вспоминает Гертруда Вортман44.
В 1936 году принимают «Закон о Гитлерюгенде» (см. приложение №2) и в 1939 году дополнительно «Постановление об исполнении».
Теперь членство в Гитлерюгенде становилось обязательным для всей молодёжи. Но не все юноши и девушки безоговорочно подчинялись диктату Гитлерюгенда. Известно много случаев неповиновения. Каковы же мотивы? Причины были различными: некоторые просто скучали, другие не хотели стать меленьким винтиком в огромной беспощадной машине. Елизабет Циммер рассказывает: «Обычно я говорила, что ничего не знаю. Я всё выслушивала. Весь этот бред, одни и те же лозунги и мысли. Потом просто садилась и ничего не делала. Я всегда вела себя, как полено»45. Крайне сложно разделить молодых людей на «приветствующих» и «шагающих в ногу», на «уклоняющихся» и «сопротивляющихся»46.
Идеологическая машина Гитлерюгенда и методы её воздействия на человека
Как ни странно, молодёжь не знала о проблемах государства, об огромной задолженности Германии, о гонениях. Молодые люди жили, как с закрытыми глазами. Государство было их веждами, но чаще всего оно показывало только то, что хотело показать. А проблемы были и в большой политике и в обычной повседневной жизни – тяжелый труд, невысокие доходы, скудное питание. В этой связи «священная борьба с неарийцами» приобретала особое значение.
Главной мишенью пропаганды стали евреи, которых называли не иначе, как «паразитами на теле народа». Писательница Ильзе Айхингер вспоминает: «На школьных уроках мы изучали, что евреи и цыгане – это самое худшее, что есть на свете. Но есть ещё более страшная вещь – помесь арийца и еврея или помесь арийца и цыгана. Это похуже преступника»47.
Надо отметить, что еврейские девушки не имели права вступать в СГД. Они очень переживали по этому поводу. Немецкая еврейка Эвелин Айгерман вспоминает: «Некоторые из моих одноклассниц сочувствовали мне, другим было безразлично, а две девочки сказали: «Мы теперь в СГД, а ты – нет. Ты – жидовка. Лично против тебя мы ничего не имеем, но вы, евреи, нам за всё ответите»48.
В школе их обучали «расовой теорий», основным положением которого была химера о «хорошей» и «плохой» крови. Превосходство арийской расы над всем миром стало важным уроком во всех школах. Эта тема, конечно же, была затронута в учебниках. Дети с самых малых лет, научившись читать, зачитывались книгами с таким содержанием: «Существуют хорошие люди и имеются плохие люди. Плохие люди – это евреи. Но очень часто бывает трудно отличить плохих людей от хороших». Но дети не понимали, что этой ненависти к людям не должно быть. «Когда день за днём говорят одно и то же, начинаешь верить этому»49.
ГЮ устраивал школьные вечера под названием «Сохранение чистоты крови». Девушек призывали развивать свое тело и дух, чтобы справиться в будущем с обязанностью «быть матерью нового поколения». Уже начиная с Юнгфолька, ознакомление с германскими героическими сагами должно быть воспитывать у детей чувство родства с их древними предшественниками. В ГЮ объясняли, что героические идеалы «нордических» людей-повелителей и «арийских» мировых завоевателей обусловили генетическое превосходство в сражениях и солдатском ремесле. Только лучшим доверено продолжать породу. Больные должны были прекратить род. «Твоя кровь несёт такие свойства, что дети твои будут несчастны и только обременят государство. Твой героический долг – быть последним в роду»50.
Руководители ГЮ постоянно разжигали ненависть к евреям. Карикатуры на евреев служили наглядным материалам во время «домашних вечеров». Члены ГЮ били витрины магазинов, принадлежащих евреям, громили их жилища и грабили имущество. Пауль Штюбен вспоминает: «Наш отряд подходил к городской сберегательной кассе. На её стене был газетный щит. На нём вывешивали “Дер Штюрмер”. Наш вожатый смотрел на газету и громко вопил “Сдохни, Иуда!”. Его крик подхватывали другие. Я тоже должен был кричать. Это был вопрос совести. Вначале я только шевелил губами, но потом подумал: “Иуда, это ведь какая-то далёкая страна. Если я крикну “Иуда, сдохни!”, то никого персонально не оскорблю. И я стал кричать вместе со всеми»51.
Никто не имел понятия о массовых убийствах, происходивших не на войне, а в лагерях. Рассказывает Барбара Репер: «Мы знали, что есть местечко Дахау, но что происходило там в действительности нам было не известно. Один раз мне сказали: «Держи язык за зубами, а то отправишься в Дахау»52. Нет оснований не доверять женщинам, которые не слышали про «абажуры для ламп из человеческой кожи и вырванных золотых зубах». Многие в действительности испытали шок, когда увидели кадры видеофильмов об издевательствах фашистов над людьми. Но даже те, кто всё видел, пытались забыть этот кошмар. Лора Вальб: «То, о чем я больше не вспоминаю, есть защитная реакция моего подсознания. Она показывает, что я знаю о преступлениях или я боюсь, что о них станет известно. С подобным грузом знаний просто невозможно жить»53.
Всё это варварство происходил на глазах тысяч людей: глазах детей, взрослых людей, стариков. Каждый задавал себе вопрос: кто же виноват? По сути, сейчас ответ был бы прост – Гитлер и его окружение, но в то время люди наоборот верили в то, что, если Гитлер узнает о терроре, он всё изменит. Всегда говорили так: «Если бы фюрер знал об этом!» Люди предполагали, что некто скрывает правду от Гитлера. Преступник в роли жертвы своего окружения. Хотя эта ситуация не поддаётся никакой логике – в 1939 году Гитлер прямо заявил, что после победы в войне наступит время, когда всех евреев уничтожат.
Годы, проведённые в концлагерях, чудовищные издевательства – всё это надолго останется в памяти миллионов людей. Цыганка Сейя Стойка перенесла много горя: от почтовой рассылки с пеплом её отца из концлагеря до собственных скитаний по лагерям от Равенсбрюка до Аушвица. Она помнит мельчайшие подробности о своих надзирательницах: «Мне понятно, когда они оскорбляли и били меня сапогами и плетками до крови. Но особенная подлость по отношению к женщине – это когда тебя бьют по голове, а ты лежишь в крови»54. Вскоре стало известно, что юные охранницы сделали свои карьеру в СГД. Некоторых из них действительно радовала возможность помучить человека. В послевоенные годы самых жестоких казнили. Но и в такой ужасной среде пробивалась человечность и понимание к другим людям. Некоторые девушки помогали заключенным, за что иногда несли наказания. Некоторые не могли видеть больше страдания людей и сами уходили. Эвелис Хайнцерлинг рассказывает о девушке, которая раньше работала в концлагере: «О своей прежней жизни она рассказала только, что оттуда её забрал отец. Она не могла там больше выдержать. Я жалела её. Она вся ушла в себя и не говорила ни слова о своей жизни в лагере»55.
Информация о работе Начало деятельности молодежных организаций фашистского рейха