Нашествие монголо-татар на Русь. Куликовская победа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:35, реферат
Краткое описание
XIII—XIV столетия — это время ордынского владычества в Восточной Европе. Батыево разорение, набеги монголо-татар, утрата государственной независимости, разрыв традиционных хозяйственных связей — всё это негативно сказалось на развитии русских земель. Однако и под властью Золотой орды сохранялись некоторые привычные формы политической и церковной жизни, способствовавшие сохранению русского этноса как субъекта исторического процесса. Постепенно складывались предпосылки для противодействия иноземцам
Нашествие монголо-татар
на Русь. Куликовская победа
Вступление
XIII—XIV столетия — это
время ордынского владычества
в Восточной Европе. Батыево разорение,
набеги монголо-татар, утрата государственной
независимости, разрыв традиционных
хозяйственных связей — всё
это негативно сказалось на
развитии русских земель. Однако
и под властью Золотой орды
сохранялись некоторые привычные
формы политической и церковной
жизни, способствовавшие сохранению
русского этноса как субъекта
исторического процесса. Постепенно
складывались предпосылки для
противодействия иноземцам. Западные
и южные княжества, некогда входившие
в состав Киевской Руси, были
объединены под властью литовских
князей, на Северо-Востоке шло
собирание земель вокруг Москвы,
Новгород по-прежнему оставался
крупным экономическим центром.
Эти процессы привели к формированию
Русского централизованного государства,
окончательно освободившегося от
ордынской зависимости во второй
половине XV в.
Державу, созданную потомками Ивана Калиты,
нельзя рассматривать как непосредственное
продолжение предшествующих форм государственного
развития, однако преемственность, связывавшая
Киевскую Русь и Великое княжество Московское,
ощущалась во многом. Поэтому имеет смысл
вспомнить об основных этапах развития
общества в домонгольский период.
Первый этап был связан с созданием Древнерусского
государства с центром в Киеве. Этот этап
характеризуется подъемом производительных
сил в восточнославянском обществе, складыванием
феодальных отношений, формированием
древнерусской народности с ее общей материальной
и духовной культурой, единым языком и
единым этническим сознанием.
Второй этап ранней истории Руси был ознаменован
политической раздробленностью Русской
земли, становлением новых политических
центров, составивших конкуренцию Киеву
и Новгороду (Чернигов, Полоцк, Смоленск,
Галич, Суздаль, Владимир и др.).
Третий этап домонгольской истории Руси
был связан с усилением центростремительных
тенденций в развитии отдельных русских
земель на рубеже XII—XIII веков, однако отнюдь
не с торжеством таких тенденций.
Итак, восточные славяне до Батыева нашествия
прошли большой путь развития, многого
добились во внутренней жизни страны,
упрочили внешнее положение русских земель.
«Сложение русской государственности,
— подчеркивает академик Б.А.Рыбаков,
— не сопровождалось оттеснением тех
лесных племен, с которыми соприкасались
в своих походах за данью дружинники киевских
князей тысячу лет назад: литовцы и карелы,
мордва и латыши, эстонцы и чуваши, — все
они в свое время были вовлечены в важный
процесс первичной феодализации в системе
Киевской Руси».
В начале XIII в. на территорию Восточной
Европы нахлынула мощная волна кочевников,
несметные полчища монголо-татар. Первую
победу над русско-половецкими дружинами
они одержали на реке Калке в 1223 г., а в 1237—1242 гг.
Батый завоевал сначала Северо-Восточную,
а потом и Юго-Западную Русь.
Такой исход столкновения с ордынскими
ханами был предрешен: он объяснялся разными
стадиями развития Монгольской империи
и Руси в начале XIII в. Империя Чингисхана
была тогда подчинявшимся центральной
власти огромным государством с сохранившимися
пережитками эпохи военной демократии;
в распоряжении ордынских правителей
была большая, хорошо дисциплинированная
и боеспособная армия. Русская земля, расчлененная
на отдельные княжества, не могла противопоставить
этому противнику сколько-нибудь равноценный
военный потенциал.
Нашествие
Батыя и установление монголо-татарского
владычества
От составителя. В большинстве русских летописей
подробно говорится о нашествии Батыя
на Русь. Ниже приводятся отрывки из наиболее
древних из дошедших до нас летописей
— Лаврентьевской и Ипатьевской.
Лаврентьевская летопись сложилась около
1377 г. в Суздале; ее автор — монах Лаврентий
(отсюда и название памятника). Список
включает в себя ростовское и владимирское
летописание XIII в., подробно рассказывает
о нашествии татар на земли Северо-Восточной
Руси.
В составе Ипатьевской летописи начала
XV в. находится Галицко-Волынская летопись
XIII в., которая, в свою очередь, содержит
«Повесть о нашествии Батыя», написанную
в Киеве.
Из Лаврентьевской
летописи
В тот же год зимой1 пришли из
восточных стран на Рязанскую землю лесом
безбожные татары. И начали завоевывать
Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска2, и взяли всё Рязанское княжество,
и сожгли город3, и князя их убили4. А пленников одних распинали,
других — расстреливали стрелами, а иным
связывали сзади руки5. Много святых церквей предали
они огню, и монастыри сожгли, и села, и
взяли отовсюду немалую добычу; потом
татары пошли к Коломне.
В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия6, внук Всеволода, против татар.
И встретились они у Коломны, и была битва
великая. И убили воеводу Еремея Глебовича,
и многих других мужей Всеволода убили,
а Всеволод прибежал во Владимир с малой
дружиной. А татары пошли к Москве. В ту
же зиму взяли татары Москву, а воеводу
убили, Филиппа Няньку, за правоверную
христианскую веру, а князя Владимира,
сына Юрия, взяли в плен. А людей избили
от старца до грудного младенца, а город
и церкви святые огню предали, и все монастыри
и села сожгли, и, захватив много добра,
ушли.
В ту же зиму выехал Юрий из Владимира
с небольшой дружиной, оставив своих сыновей,
Всеволода и Мстислава, вместо себя. И
поехал он на Волгу, и расположился на
реке Сити7 лагерем, поджидая братьев
своих, Ярослава с полками и Святослава
с дружиной.
В ту же зиму пришли татары к Владимиру...
Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой
был Петр Ослядюкович.
Татары станы свои разбили у города Владимира,
а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили
церковь Богородицы8, и двор княжеский огнем сожгли,
и монастырь Святого Дмитрия сожгли, а
другие разграбили. Старых монахов и монахинь,
и попов, и слепых, и хромых, и горбатых,
и больных, и всех людей убили, а юных монахов
и монахинь, и попов, и лошадей, и дьяков,
и жен их, и дочерей, и сыновей всех увели
в станы свои, а сами пошли к Владимиру.
В субботу мясопустную9 начали татары готовить леса
и пороки10 устанавливали до вечера, а
на ночь поставили ограду вокруг всего
города Владимира. В воскресенье после
заутрени пошли они на приступ к городу,
месяца февраля в седьмой день.
И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости
великий плач, а не радость. За умножение
беззаконий наших привел на нас Бог поганых,
не им покровительствуя, но нас наказывая,
чтобы мы воздержались от злых дел. Такими
карами казнит нас Бог — нашествием поганых;
ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего
дурного пути. Взяли татары город до обеда
от Золотых ворот11.
А епископ Митрофан12, и княгиня Юрия13 с дочерью, и со снохами, и с
внучатами, и другие княгини Владимира
с детьми, и многое множество бояр и простых
людей заперлись в церкви Святой Богородицы14. И были они здесь без милости
сожжены.
Церковь Святой Богородицы татары разграбили,
сорвали оклад с чудотворной иконы, украшенный
золотом, и серебром, и камнями драгоценными.
Разграбили все монастыри, и иконы ободрали,
и книги ободрали, и разграбили одежды
блаженных первых князей. Убит был Пахомий,
архимандрит монастыря Рождества Святой
Богородицы, и игумен Успенский. Феодосий
Спасский, и другие игумены, и монахи, и
монахини, и попы, и дьяконы, начиная с
юных и кончая старцами и грудными младенцами15. Расправились татары со всеми,
убивая одних, а других уводя босых и раздетых,
умирающих от холода, в станы свои.
Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные
кровопийцы, на великого князя Георгия.
Часть татар пошла к Ростову, а другая
часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу
на Городец, и пленили они все земли по
Волге до самого Галича Мерьского16, а другие татары пошли на Переяславль,
и взяли его, а оттуда пленили все окрестные
и многие города вплоть до Торжка. Взяли
они в один месяц февраль четырнадцать
городов, не считая слобод и погостов.
И пришли безбожные татары на Сить против
великого князя Юрия. И встретились оба
войска, и была битва жестокой, и побежали
наши перед иноплеменниками. И тут убит
был князь Юрий. А случилось это несчастье
месяца марта в четвертый день. Так был
убит великий князь Юрий на реке Сити,
и многие из его дружины погибли здесь.
Из Ипатьевской летописи
В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне17, которые раньше бились с русскими
князьями на Калке.
Первое их нашествие было на Рязанскую
землю, и взяли они приступом город Рязань,
выманили обманом18 князя Юрия и привели к Пронску,
ведь княгиня его была в то время в Пронске.
Обманом выманили и княгиню, и убили князя
Юрия и его княгиню, и всех жителей его
земли перебили, не пощадили и детей, даже
грудных.
В год 6748 (1240).
Пришел Батый к Киеву с большой силой,
с многим множеством воинов своих, и окружили
они город, и обступила сила татарская,
и был город в великой осаде. Был Батый
у города, а воины его окружили город. И
нельзя было голоса слышать от скрипения
телег его, от рева множества верблюдов
его, ржания стад коней его, и была вся
земля Русская наполнена воинами.
Поставил Батый пороки около города, у
Ляшских ворот19. Пороки непрестанно били день
и ночь и разрушили стены, и было видно,
как тут ломались копья, разбивались на
куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане
были побеждены, и Дмитр20 ранен, а татары взошли на стены
и там засели. Но в тот же день и ночь горожане
построили другие стены около церкви Святой
Богородицы.
На другой день татары начали приступ,
был большой бой между ними и защитниками.
Люди укрылись в церкви, влезли на церковные
своды со своим добром, и от тяжести рухнули
вместе с ними стены церковные. Так город
был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым
и не убили мужества его ради.
Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил
в Угорской Земле21, пошел сам на Владимир и подошел
к городу Колодяжну. Он поставил двенадцать
пороков, но не мог он разломать стены
и стал подговаривать людей. Они же, послушав
его злого совета, сдались и были перебиты.
Затем Батый пошел к Изяславлю и Каменцу
и взял их. Видел, что не сможет взять города
Кременец и Данилов, и отошел от них. И
пришел к Владимиру, и взял его приступом,
и избил всех, не щадя. И также Галич и многие
другие города, которым и числа нет22.
Памятники литературы Древней
Руси. XIII век.
М., 1981. С. 135—143, 291—297.
Примечания
1 В тот же год зимой — имеется
в виду зима 6745 г. по принятому на Руси до
Петра I летосчислению от сотворения мира.
Год в то время начинался с 1 марта. По современному
летосчислению события происходили зимой
1237/38 г.
2 Пронск —
город в верховьях Проки (приток Оки), к
югу от Рязани, с XII в. — центр удельного
княжества.
3 Сожженная
Батыем Рязань так и не была восстановлена.
Сейчас на ее месте село Старая Рязань.
Столицей княжества стал Переяславль-Рязанский
(современная Рязань).
4 В Рязанской
земле правили потомки князя Ярослава,
младшего сына черниговского и киевского
князя Святослава Ярославича. Кто из них
занимал рязанский княжеский стол во время
нашествия Батыя, точно неизвестно. По
одним источникам — это Юрий Игоревич,
по другим — Юрий Ингваревич. Известно,
что до 1235 г. здесь княжил Ингварь Игоревич.
Очевидно, Юрий был преемником Ингваря
и приходился ему либо сыном, либо братом.
5 По мнению
Н.М.Карамзина, татары связывали пленников,
чтобы стрелять в них, «как в цель для забавы»
(см.: Карамзин Н.М.
История государства Российского. М., 1988.
Кн. 3. С. 167).
6 Юрий (Георгий)
Всеволодович — сын Всеволода Большое
Гнездо, великий князь владимирский в
1212—1216 и 1218—1238 гг. Погиб в 1238 г. в битве
на реке Сити.
7 Сить — небольшая
река, впадающая в Мологу близ ее слияния
с Волгой. Ныне впадает в Рыбинское водохранилище.
8 Церковь
Святой Богородицы — собор Рождества
Богородицы, главный храм Суздаля, возведен
в 1220-х гг. на месте прежнего храма, построенного
еще при Владимире Мономахе.
9 В субботу мясопустную
— в субботу на мясопустной (иначе — масляной)
неделе, после которой начинается Великий
пост.
10 Пороки —
камнеметные орудия.
11 Золотые
ворота — ворота Владимира в западной
части города.
12 Митрофан
— епископ Суздальский в 1227—1238 гг., церковный
глава Владимиро-Суздальской земли (с
начала XIII в. там существовала отдельная
епархия).
13 Княгиня
Юрия — супруга Юрия Всеволодовича княгиня
Агафья, дочь черниговского князя Всеволода,
внучка киевского князя Святослава, одного
из главных героев «Слова о полку Игореве».
14 Церковь
Святой Богородицы — Успенский собор
во Владимире.
15 Автор летописной
повести особо подчеркивает урон, который
понесли от нашествия Батыя храмы и монастыри,
говорит о многочисленных жертвах среди
духовенства. Здесь упомянуты настоятели
древних монастырей Владимира — Успенского
(Княгинина), основанного княгиней Марией,
женой Всеволода Большое Гнездо; Спасского,
возникшего на рубеже XII—XIII вв.; Рождественского,
где во второй половине XIII в. был погребен
Александр Невский (мощи его при Петре I
перенесли на берега Невы, в Александро-Невский
монастырь).
16 Галич Мерьский
— ныне г. Галич в Костромской области.
Назывался так потому, что эти земли в
древности населяли племена меря, и чтобы
отличить его от Галича, находившегося
в Галицкой земле в Юго-Западной Руси (ныне г.
Галич Ивано-Франковской области на Украине).
17 Измаильтяне
— в данном случае то же, что и агаряне.
Язык агарянский — традиционное в русской
средневековой литературе название татар
и других мусульманских народов. Происходит
от имени египтянки Агари, рабыни Авраама
и Сары, матери первого сына Авраама —
Измаила. По преданию, один из сыновей
Измаила стал родоначальником арабов,
давших миру ислам.
18 Возможно,
татары предложили князю Юрию сдаться,
пообещав ему жизнь и безопасность.
19 Текст летописи приводится в
переложении на современный язык. В оригинале
ворота названы Лядскими. Другое их название
— Печерские. Они находились в восточной
части города.
20 Во времена
нашествия Батыя Киев входил в состав
владений галицко-волынского князя Даниила
Романовича (1205—1264), сына Романа Мстиславовича.
Оборону города возглавлял его наместник
тысяцкий Дмитр.
21 Угорская
земля — старинное название Венгрии.
22 Путь Батыя
от Киева на Владимир-Волынский, главный
город Галицко-Волынского княжества (ныне
на западе Волынской области Украины),
пролегал через другие волынские города
— Изяславль (ныне Изяслав в Хмельницкой
области), Кременец (ныне в Тернопольской
области), Данилов (находился близ Кременца),
Колодяжин (в верховьях Слуги), Каменец
(там же).
Из «Истории России
с древнейших времен» С.М.Соловьева
Условия, на которых татары
принимают к себе в подданство какой-нибудь
народ, суть следующие: жители подчиненной
страны обязаны ходить с ними на войну
по первому востребованию, потом давать
десятину от всего, от людей и от вещей,
берут они десятого отрока и девицу, которых
отводят в свои кочевья и держат в рабстве,
остальных жителей перечисляют для сбора
подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных
стран являлись без замедления в Орду
и привозили богатые подарки хану, его
женам, тысячникам, сотникам — одним словом,
всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые
из этих князей лишаются жизни в Орде;
некоторые возвращаются, но оставляют
в заложниках сыновей или братьев и принимают
в свои земли баскаков1, которым как сами князья, так
и все жители обязаны повиноваться, в противном
случае по донесению баскаков является
толпа татар, которая истребляет ослушников,
опустошает их город или страну; не только
сам хан или наместник его, но всякий татарин,
если случится ему приехать в подчиненную
страну, ведет себя в ней как господин,
требует всё, чего только захочет, и получает.
Во время пребывания в Орде у великого
хана Плано Карпини2 заметил необыкновенную терпимость
последнего относительно чуждых вероисповеданий;
терпимость эта была предписана законом:
в самом семействе хана были христиане;
на собственном иждивении содержал он
христианских духовных греческого исповедания,
которые открыто отправляли свое богослужение
в церкви, помещавшейся перед большою
его палаткою.
По уставу Чингисхана и Актая3, подтвержденному впоследствии,
служители всех религий были освобождены
от платежа дани.
Соловьев С.М. История России с древнейших
времен / Сочинения. Кн. 2. М., 1988. С. 145.
Примечания
1 Баскаки — представители ордынского
хана в русских городах, вели учет населения,
собирали дань.
2 Плано Карпини
(Джованни ди Плана, 1182—1252) — итальянский
монах, по заданию папы Иннокентия IV отправился
в столицу монгольских ханов с дипломатической
миссией и для сбора сведений о монголах.
Был свидетелем возведения на престол
великого хана Гуюка в 1246 г. Он написал
отчет о своем путешествии, который стал
ценным источником по истории Монгольской
империи середины XIII в., других стран, которые
он посетил, включая Россию.
3 Чингисхан
(Темучин) — основатель Монгольской империи,
в состав которой при нем вошли Южная Сибирь,
Китай, обширные пространства Центральной
и Средней Азии, часть Закавказья; великий
хан монголов в 1206—1227 гг. Октай (Угэдей)
— третий сын Чингисхана и его преемник,
великий хан монголов в 1229—1241 гг. В его
правление Батый совершил поход на Русь.
От составителя. В «Истории России с древнейших
времен» С.М.Соловьев, как и многие другие
историки XIX в., в частности В.О.Ключевский,
несколько приуменьшает значение ига
в историческом развитии России. Отрывок,
рассказывающий об ордынском иге, занимает
в труде С.М.Соловьева всего одну страницу.
Однако здесь отмечены все основные стороны
политической зависимости русских земель
от Золотой орды. С.М.Соловьев подчеркивает
веротерпимость татар. Следует отметить,
что ордынцы лояльно относились к исповеданию
различных религий до того, как в 1312 г. ислам
стал государственной религией Золотой
орды.
Из книги В.В.Каргалова
«Монголо-татарское нашествие на Русь»
Нашествие
Батыя на Северо-Восточную Русь
Владимир был разрушен. Военачальники
хана Батыя решили разделить войско на
части, чтобы пройти по всем речным и торговым
путям и разрушить города — центры сопротивления
и опору русской ратной силы.
Монголо-татары считали, что страна, лишившись
войска и крепостей, станет беззащитной,
сдастся на милость победителей.
Кроме того, феодальные походы монголо-татар
решали еще две военные задачи: отрезать
великого князя Юрия Всеволодовича от
Новгорода, откуда можно было ожидать
подкрепления, и разгромить остатки владимирских
сил, которые собирались в заволжских
лесах, в воинском стане на реке Сити.
Решая эти задачи, войско Батыя двинулось
от Владимира в трех основных направлениях:
на север — к Ростову и далее на Волгу,
где в лагере на реке Сити великий князь
Юрий Всеволодович собирал войско, на
восток — к Средней Волге; на северо-запад
— к Твери и Торжку.
Самое многочисленное монголо-татарское
войско хан Батый послал на север для разгрома
великого князя Юрия Всеволодовича. Точного
места стоянки великокняжеского войска
монголо-татары, вероятно, еще не знали,
но об общем направлении отступления Юрия
Всеволодовича могли получить сведения
от многочисленных пленных, захваченных
при штурме Владимира. Не случайно летописцы,
сообщая о монголо-татарском войске, которое
«шло на великого князя Юрия», вполне определенно
указывают направление его движения —
«к Ростову». <…>
Монголо-татарское войско прошло по льду
Нерли к озеру Неро и подступило к Ростову.
Ростов, где большим влиянием пользовалось
старое боярство, был одним из немногих
русских городов, сдавшихся завоевателям
без боя. Этот город меньше других пострадал
от нашествия. Именно сюда, а не в разоренный
Владимир, было перевезено после отступления
монголо-татар тело убитого великого князя
и похоронено в уцелевшей церкви Богородицы.
Здесь, а не в стольном Владимире, возобновилось
после нашествия общерусское летописание.
От Ростова многочисленная рать во главе
с полководцем Бурундаем двинулась дальше
на север, к Угличу. Через Углич лежали
кратчайшие дороги к притокам Мологи,
к реке Сити, где стоял лагерем великий
владимирский князь Юрий Всеволодович.
Есть основание думать, что Углич тоже
сдался монголо-татарам без боя. Углицкий
князь с дружиной бежал при приближении
завоевателей, и оставленные им в городе
бояре сдались. Однако такая добровольная
сдача была редкостью — большинство городов
Северо-Восточной Руси мужественно сопротивлялось
завоевателям и погибало в неравной борьбе,
нанося врагу большой урон.
Другой монголо-татарский отряд пошел
от Ростова к Ярославлю и Костроме. Этот
поход подвергал разгрому торговые волжские
города, сулившие завоевателям богатую
добычу, и отрезал Юрию Всеволодовичу
отступление к Волге.
Никаких подробностей разгрома монголо-татарами
Ярославля, Костромы и других волжских
городов летописцы не сообщают. Однако
археологические раскопки показывают,
что Ярославль, например, был сильно разрушен
во время нашествия и долго не мог оправиться.
Отражением монголо-татарского погрома
является местное историческое сказание
о битве с завоевателями на Туговой горе,
в которой погибли все защитники Ярославля.
Монголо-татарское войско, которое направлялось
из Владимира на восток, прошло по льду
реки Клязьмы до города Стародуба. В Стародубе
завоевателям не досталось ценной добычи.
Князь Иван Стародубский заблаговременно
отправил за Волгу, в леса, свою семью и
все имущество, оставив в городе только
войско для защиты стен. Можно предположить,
что его примеру последовали и многие
жители города.
От Стародуба монголо-татары напрямик,
через леса, вышли к Городцу, стоявшему
на левом берегу реки Волги. Город Городец,
расположенный на Клязьме ниже Стародуба,
не пострадал во время этого похода — летописцы
сообщают о его разрушении в 1239 г., во время
похода монголо-татар на Мордву и Муром.
От Городца монголо-татарское войско двинулось
вверх по Волге, разрушая приволжские
города. «По Волге все грады поплениша»,
— отмечает летописец. Отдельные отряды
монголо-татарской конницы заходили далеко
на север и северо-восток. Летописцы сообщают
о походах монголо-татарских отрядов на
Галич Мерьский и даже на Вологду.
Для монголо-татарского войска, которое
двинулось от Владимира на северо-запад,
первым объектом нападения был Переяславль-Залесский,
крепость на кратчайшем водном пути из
бассейна реки Клязьмы к могучему северному
русскому городу — Великому Новгороду.
Этот водный путь проходил через целую
систему рек и озер: по Клязьме, Нерли,
Плещееву озеру, Нерли (Волжской), Волге,
Тверце, Мсте, Ильменскому озеру. Захватить
торную дорогу было очень важно для завоевателей.
Переяславль-Залесский был по тем временам
сильно укреплен. Переяславская крепость,
заложенная еще в 1152 г. князем Юрием Долгоруким,
неоднократно подновлялась и перестраивалась.
В 1195 г., за полстолетия до нашествия, ее
заново срубили. Оборонительные валы Переяславля
достигали высоты 10—16 м и по своей величине
уступали только укреплениям стольного
Владимира. Деревянные двойные стены с
12 башнями дополняли картину укреплений.
Кроме того, с севера Переяславль-Залесский
прикрывала река Трубеж, а с остальных
сторон — глубокий ров, заполненный водой.
Город окружали многочисленные болота.
Пять дней отбивали переяславцы приступы
монголо-татарского войска. Только после
того как город был подожжен с разных сторон
и огонь сделал невозможной дальнейшую
оборону, завоеватели ворвались в Переяславль.
Всех защитников перебили. Только огромное
пожарище осталось на месте цветущего
города.
От Переяславля одни монголо-татарские
отряды пошли на север по льду Плещеева
озера, чтобы перерезать Великий волжский
путь. Где-то у Кснятина они вышли на Волгу
и двинулись вверх по великой реке.
Другие монголо-татарские рати повернули
к Юрьеву, разгромили его и пошли дальше,
на запад, через Дмитров, Волок Ламский
к Твери. «Города многие попленили: Юрьев,
Дмитров, Волок, Тверь», — сообщает летописец.
В районе Твери монголо-татарские войска,
двигавшиеся от Юрьева, соединились с
отрядами, поднимавшимися вверх по Волге
от Кснятина.
В результате февральских походов 1238 г.
монголо-татарами были разрушены русские
города на огромной территории от Северной
Волги до Твери. Летописцы сообщают, что
завоеватели «взяли городов 14, кроме слобод
и погостов во един месяц февраль».
Русские летописи дают возможность установить
список городов, взятых монголо-татарами
во время февральских походов: Ростов,
Ярославль, Городец, Галич Мeрьский, Переяславль-Залесский,
Торжок, Юрьев, Дмитров, Волок Ламский,
Тверь, Кострома, Углич, Кашин, Кснятин.
К началу марта монголо-татарские отряды
широким фронтом вышли на рубеж Верхней
Волги. Великий князь Юрий Всеволодович,
собиравший войска в стане на реке Сити,
оказался в непосредственной близости
от монгольских авангардов. От Углича
и Кашина туда двинулась большая рать
во главе с полководцем Бурундаем.
Через дремучие заволжские леса пробила
себе дорогу на восток, к Мологе, речка
Сить... Ближе к устью ее, в глубине заволжских
лесов, произошло одно из самых значительных
и драматических событий монголо-татарского
нашествия на Русь — битва владимирских
великокняжеских полков с завоевателями...
В феврале1238 г. по лесным дорогам потянулись
обозы с оружием и продовольствием, зачернели
у пушек шатры и шалаши, задымились костры,
поднялись над курными избами деревушек
владимирские полковые стяги. Великий
князь Юрий Всеволодович выбрал берега
реки Сити для своего воинского стана...
Стан на реке Сити обеспечивал великокняжескому
войску ряд важных преимуществ: дремучие
леса прикрывали лагерь от наступления
монголо-татарской конницы ... князь мог
отсидеться за лесными чащобами до прихода
подкреплений от северо-восточных князей...
Но князья не торопились на помощь своему
брату...
Монголо-татарское войско полководца
Бурундая вышло на Волгу в районе Углича
к началу марта 1238 г. ... Стоявшие на пути
войска города Ростов и Углич серьезного
сопротивления не оказали... Появление
монголо-татар явилось неожиданностью
для великого князя.
Когда до Юрия Всеволодовича дошли слухи
о приближении Бурундая, он послал в разведку
трехтысячный отряд воеводы Дорожа (Дорофея
Федоровича), во главе всех дружин был
поставлен опытный владимирский воевода
Жирослав Михайлович, который начал готовить
войско к бою. Но этих мер оказалось недостаточно.
Южнорусский летописец отмечал даже, что
Юрий Всеволодович стоял на реке Сити,
«не имея сторожии (охраны)»... Отряд воеводы
Дорожа не смог предупредить неожиданного
нападения. Он был разбит... Монголо-татарская
конница окружила владимирское войско...
Суздальский летописец так описывает
этот эпизод: «Князь Юрий послал Дорожа
в просоки [в разведку] в трех тысячах,
и прибежал Дорож, и сказал: а уже, князь,
обошли нас около». О том, что нападение
полков Бурундая было неожиданным для
владимирцев, сообщают и другие летописцы:
«Внезапно приспеша татарове».
Неожиданное нападение, поставившее оборонявшихся
в тяжелое положение, усугублялось еще
и особенностями размещения владимирских
полков. В районе Сити не было крупных
населенных пунктов, и войска из-за сильных
морозов приходилось размещать по отдельным
деревням. Собрать воинов для отпора врагу
было нелегко, на это требовалось время.
Первый натиск врага могли бы задержать
заранее подготовленные укрепления, но
на Сити не было ни городов, обнесенных
крепкими стенами, ни укрепленных замков
феодалов, и построить новые укрепления
в зимнее время невозможно...
Монголо-татарская конница, разгромившая
трехтысячный отряд воеводы Дорожа и неожиданно
напавшая на великокняжеский лагерь, не
встретила организованного сопротивления.
Русские полки даже не успели как следует
построиться для боя. «Начал князь полки
ставить около себя, и внезапно татары
приспели, князь не успел ничего», — сообщает
летописец.
Однако владимирское войско мужественно
встретило врага. Началась жестокая битва
(«сеча зла», по словам летописцев). Но
силы были слишком неравными... Владимирские
дружины не выдержали согласованных ударов
монголо-татарской конницы и «побежали
перед иноплеменниками». Монголо-татары
неотступно преследовали их до самого
устья реки Сити, безжалостно убивая отступавших.
Погиб во время битвы и великий князь Юрий
Всеволодович. Место и обстоятельства
его смерти неизвестны. «Бог же весть как
скончался, много говорят о нем иные»,
— замечает по этому поводу новгородский
летописец. Местные предания об этих событиях
называют местом гибели великого князя
то «земляные городки», около села Покровского,
то островок в топком болоте близ села
Боженки.
Летописные известия о битве на реке Сити
очень кратки и порой противоречивы. Поэтому
историки давно пытались привлечь к изучению
битвы археологов М.Погодина, А.Преображенского
и Ф.Никольского. В районе битвы были обнаружены
«земляные городки» — невысокие насыпи,
соединенные между собой какими-то канавками,
и земляной вал довольно внушительных
размеров (он достигал высоты трех саженей).
Народные предания, записанные в деревнях
в районе Сити, связывали гибель великого
князя Юрия Всеволодовича именно с этими
труднопреодолимыми «земляными городками»...
Битва на Сити, несмотря на поражение владимирских
полков, занимает важное место в героической
борьбе русского народа с монголо-татарскими
завоевателями. В яростной сече среди
заволжских лесов монголо-татарам был
нанесен значительный урон... Батыю пришлось
выделить большие силы для разгрома великокняжеского
стана. В результате монголо-татарское
войско было ослаблено и не выполнило
стоявших перед ним задач: ни Полоцк, ни
Новгород не стали жертвами нашествия.
Благодаря битве на Сити войско Батыя
надолго задержалось у стен Торжка...
Время наступления на Северо-Западную
Русь было упущено.