Нашествие монголо-татар на Русь. Куликовская победа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

XIII—XIV столетия — это время ордынского владычества в Восточной Европе. Батыево разорение, набеги монголо-татар, утрата государственной независимости, разрыв традиционных хозяйственных связей — всё это негативно сказалось на развитии русских земель. Однако и под властью Золотой орды сохранялись некоторые привычные формы политической и церковной жизни, способствовавшие сохранению русского этноса как субъекта исторического процесса. Постепенно складывались предпосылки для противодействия иноземцам

Вложенные файлы: 1 файл

Нашествие монголо.docx

— 315.22 Кб (Скачать файл)

Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия //  
Избранные труды по искусству. М., 1996.С. 222—223, 230—231.

Примечания

1 Сергий Радонежский родился около 1321 г., монастырь основал около 1345 г., скончался в 1394 г. Константинополь взят турками в 1453 г. 
2 ...Третьим возрождением Византии при Палеологах; Палеологи — последняя императорская династия в Византии, представители которой правили с 1261 по 1453 г. Во второй половине XIV в. Византийская империя переживала свой последний расцвет, который пришел на смену упадку, вызванному господством крестоносцев. Первым и вторым возрождением в Византии обычно считают экономический и культурный подъем при Македонской династии (867—1056) и династии Комнинов (1081—1185).

Из работы В.А.Плугина  
«Андрей Рублев и его “Троица”»

О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Родился он, по-видимому, около 1360 г. Но первое известие о нем относится к 1405 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора1, называет его «чернецом» — монахом, но возможно, что значительную часть своей жизни он прожил в миру. 
Скорее всего, Рублев принадлежал к числу московских великокняжеских мастеров. Постригшись, он стал иноком Спасо-Андроникова монастыря. 
«Троица» — самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи — была написана в самом начале 10-х гг. XV в. Принято считать, что она создавалась Рублевым для соборного иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют, что икона является вкладом в монастырь царя Ивана Грозного. А в царский дворец «Троица» попала, по-видимому, после московского пожара 1547 г. Возможно, что икона предназначалась Рублевым для Успенского собора на Городке в Звенигороде2. 
Развитие троичного культа на Руси было связано с личностью и деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждали страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый). Таким образом, тема Троицы понималась передовыми русскими людьми того времени, знаменосцем которых был Сергий, и как тема глубоко гражданская, как тема национального единства. Вероятно, Рублев писал икону в «похвалу» Сергию — человеку, верным последователем которого он являлся. 
Сюжетом «Троицы», или «Гостеприимства Авраама», является прием и угощение старцем Авраамом и его женой Сарой под дубом трех мужей-странников, в образе которых явился триединый Бог. 
Обыкновенно художники, иллюстрируя этот сюжет, сосредоточивали внимание на подробностях, изображали Авраама и Сару, подносящих угощение, а также слугу, заклающего тельца. Рублев, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции «Троицы», подверг ее радикальному переосмыслению. 
Сцена освобождена от подробностей, сообщавших ей жанровую окрашенность. Сосредоточив действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, в центре которой высится чаша с головой тельца — символ крестной жертвы Христа, — Рублев «прочитывает» композицию в совершенно ином содержательном плане, раскрывая ее богословско-мировоззренческую символику. Нет рассказа — следовательно, нет бега времени, вечность как бы непосредственно предстает человеку. Странники пребывают в неслышной беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза, не фрукты и хлебцы, а евхаристическая чаша3. Это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдания во имя спасения людей. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие Трех, составляющих Одно. 
Едва ли не единственному среди живописцев средневековья Рублеву удается решить почти неразрешимую творческую задачу — показать Троицу как триединство. Обычно этот богословский тезис ставил в тупик византийских и русских мастеров, то концентрировавших внимание на Боге-Сыне-Христе, то писавших трех ангелов совершенно одинаково. Рублев достиг успеха, пойдя не по пути схоластического иллюстрирования догмата, а по пути его художественного истолкования и переживания. 
Три ангела Рублева едины не потому, что тождественны, а потому, что связаны единым ритмом, круговым движением. Круг с глубокой древности был символом гармонической завершенности, символом неба и света. На иконе он тем ярче фиксируется внутренним взором зрителя, что на самом деле его нет. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью их фигур. 
Если мотив кругового движения служит средством художественного выражения единства ангелов, то, характеризуя каждую фигуру, мастер стремится выявить ее индивидуальность — позой, цветом. Правый ангел облачен в синий хитон и светло-зеленый гиматий4, левый — в синий хитон и розовато-сиреневый гиматий, средний — в вишневый хитон и синий гиматий. Вишнево-синие цвета — это цвета одежд Христа. 
На иконе тема среднего ангела неразрывно связана с темой чаши, которая возникает в композиции несколько раз, постепенно усиливаясь. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног боковых ангелов. Наконец, когда взгляд зрителя, скользя по силуэтам крайних фигур, переходит к осмыслению иных величин, он снова видит как бы гигантскую чашу, в которую погружена фигура среднего Ангела-Христа-Агнца. Таким образом, идея искупительной жертвы воплощается Рублевым не только через беседу Божественной Троицы у чаши с головой тельца. 
Она воплощается еще через сопоставление реальной чаши на трапезе с той, что образуется из соотношения фигур. 
Устремленный в себя взгляд и характерный жест протянутой к чаше руки позволяют видеть в правом ангеле Святого Духа, а в выпрямленной фигуре и строгом лице левого — приметы Бога-Отца. Крайние ангелы выглядят как бы цветовыми отражениями центральной фигуры. 
В процессе творчества Рублев неоднократно обращался к теме Троицы и создал ряд ее интерпретаций, некоторые из них стали образцами для позднейших русских иконописцев. 
Андрей Рублев умер, вероятно, 29 января 1430 г. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. С его именем связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства.

Плугин В.А. Андрей Рублев и его «Троица» // История русского и советского искусства. 
М., 1989. С. 62.

Примечания

1 Благовещенский собор воздвигнут в Московском кремле в начале XV в. по инициативе княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Был домовым храмом великокняжеской семьи. В создании иконостаса и фресок собора приняли участие наряду с Андреем Рублевым Прохор из Городца и Феофан Грек. Но сохранились ли до наших дней в соборе произведения именно этих мастеров, в том числе иконы Андрея Рублева? Ведь в конце XV в. собор перестраивался, в 1547 г. сильно пострадал от пожара. Этот вопрос в современной науке остается спорным. 
2 Эта версия происхождении иконы «Троица» выдвинута В.А.Плугиным. Подробно он обосновывает ее в статье «О происхождении “Троицы” Рублева». (История СССР. 1987. № 2). 
3 Евхаристическая чаша — символ жертвы, которую принес Иисус Христос, приняв смертные муки на кресте во имя спасения рода человеческого. С этим связан обряд причастия (иначе — евхаристия), когда верующие причащаются из чаши хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Спасителя. 
4 Хитон — одежда, род длинной рубахи. Гиматий — верхняя одежда, представляла собой четырехугольный кусок ткани, который носили в виде накидки или плаща, перебрасывали через плечо и т.д

Из работы Н.Н.Мартынова «Юрий Шапорин»

Большое дарование композитора раскрылось наиболее самобытно в его вокально-симфонических произведениях, именно они новаторски продолжают традиции ораториального жанра. 
В ряду советских ораторий они занимают очень видное место... Можно сказать, что появление симфонии-кантаты «На поле Куликовом» ... имело основополагающее значение для дальнейшего развития этого важного жанра музыкального искусства... 
Симфония-кантата «На поле Куликовом» написана на историческую тему. Шапорин всегда проявлял интерес к русской истории... Вчитываясь в гениальные блоковские строки, внимательно изучая материалы о Куликовской битве, Шапорин проникся духом эпохи и сумел воплотить в своей музыке образы героического русского народа, так много говорящие и сердцам людей, и времени... 
Отказываясь от пересказа исторических событий, он переключает творческое внимание на создание правдивых образов людей, на воплощение сокровенных мыслей и дум... 
Художник рассказал о мыслях и делах русских воинов, отстоявших в жестоком бою независимость родной земли. И это прозвучало — в особенности в предвоенные годы, когда впервые исполнялась симфония-кантата, — не только как рассказ о прошлом, но и как живая правда наших дней. 
Куликовская битва, явившаяся «началом конца» татаро-монгольского ига, — событие огромного исторического значения. Это одна из страниц прошлого русского народа, свидетельствующая о самоотверженной и беззаветной борьбе с врагами, покушавшимися на его свободу. 
Ю.А.Шапорин раскрывает тему во всем ее историко-философском значении; именно об этом говорят два эпиграфа, предпосланные партитуре: «Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию» и «Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле» (В.Ключевский). 
Симфония-кантата — произведение вокально-симфонического жанра, написанное Ю.А.Шапориным по мотивам одноименного стихотворного цикла Александра Блока... 
Особенно показательны в симфонии большие драматические сцены (пролог, картина битвы). Темы возникают в непосредственной связи с поэтическими образами, их развитие обусловлено и самим сюжетом, и музыкальной логикой. 
Наряду с эпизодами симфонического характера мы находим у Ю.Шапорина арию-монолог, вокальный ансамбль, драматическую сцену, напоминающие о близости оперной традиции. 
Драматическое содержание симфонии-кантаты раскрывается в чередовании отдельных законченных, закругленных по форме эпизодов. Широко используется принцип контраста: смежные части резко отличаются друг от друга и по драматическому смыслу, и по характеру музыки, и по фактуре. Всё произведение отмечено внутренним единством: композитор нашел пластичную, гибкую, органично развивающуюся форму, многогранно раскрывающую идейное содержание симфонии-кантаты. 
Симфония-кантата «На поле Куликовом» написана для четырех солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), смешанного хора и симфонического оркестра. В этом произведении восемь частей: пролог, «Каватина невесты», хоровая сцена «В ночь, когда Мамай залег с ордою», «Баллада витязя», сцена битвы «Идут века», «Колыбельная», «Хор вестников» и эпилог. Композитор драматизирует симфоническую форму — хор и солисты нужны ему не для текстуальной конкретизации музыкального содержания, а для создания ярко очерченных характеристик действующих лиц. 
Музыка отличается глубокой индивидуализированностью, конкретностью. Такие образы, как Дмитрий Донской, князь, невеста, обрисованы почти по-оперному. 
Переплетение принципов симфонизма и оперности придает произведению Ю.Шапорина особое своеобразие... 
На многих страницах симфонии-кантаты Ю.Шапорину удалось дать прекрасное музыкальное воплощение образов блоковской поэзии... 
Единство и ясность ощущения формы целого помогает верности восприятия симфонии-кантаты, исполнение которой длится свыше часа, занимая большую концертную программу.

Мартынов Н.Н. Юрий Шапорин. М., 1966. С. 30—46.

Из автореферата диссертации Н.С.Борисова 
«Русская культура и монголо-татарское иго»

Монголо-татарское нашествие и последовавшие за ним более чем два столетия иноземного ига оставили глубокий след в истории нашей страны. Владычество монголов пагубно сказалось на всех областях материальной и духовной культуры древней Руси... 
Под влиянием монголо-татарского ига каменное строительство на Руси переживает глубокий спад. 
Вызванное монголо-татарским игом общее обнищание на Руси и неустойчивость политической обстановки привели к тому, что на ранних этапах возрождения строительства хронология его носит скачкообразный характер и лишь с середины XV в. — для московских земель, с конца XIV в. — для тверских и не ранее чем со второй трети XIV в. — для новгородских, — приобретает более или менее равноускоренный характер. 
Тяжелое экономическое положение русских земель, упадок мастерства зодчих приводят к тому, что строительство XIV—XV вв. (до Ивана III), насколько известно, не выходит за рамки бесстолпных либо четырехстолпных храмов. 
Почти полное прекращение каменного строительства, как и позднее — скачкообразный характер его возрождения, практически уничтожили возможность последовательного развития композиционных и декоративных решений, обусловленную наличием непрерывной строительной практики. 
Крайняя немногочисленность храмов, возводящихся в период монголо-татарского ига, привела к резкому усилению идеологического значения каждого из них. 
На протяжении двух с половиной столетий монголо-татарского ига русская архитектура была неизменно связана с борьбой за национальное освобождение. 
Монголо-татарское иго более чем на столетие затормозило развитие древнерусской живописи. 
Установление монголо-татарского ига пагубно сказалось на развитии русской общественной мысли, привело к привлечению новых идейных исканий, отражавших быстрое социально-экономическое развитие Руси в предмонгольский период. 
Осмысление причин установления ига, поиски путей возрождения страны, прославление первых успехов в борьбе с поработителями составляют основное содержание русской общественной мысли XIII—XV вв. 
Развитие русской общественной мысли XIII—XV вв. соответственно переменам в отношении к главному вопросу — вопросу о монголо-татарском иге, о национальном возрождении — можно разделить на три этапа. 
Первый этап (до начала XIV в.) характеризуется скорбью о погибели Руси, углублением чувств национального достоинства. В этом основное содержание памятников, созданных в этот период. 
Второй этап характеризуется началом создания идеологии новых политических центров — Москвы и Твери. 
Литературные памятники 80—90-х гг. XIV в. дают основание утверждать, что в конце XIV в. начинается новый этап в развитии русской общественной мысли. 
Наиболее перспективная московская идеология этого периода характеризуется наличием … идеи приоритета Москвы в русских землях... 
Монголо-татарское нашествие и установление иноземного ига многими путями воздействовали на развитие русской архитектуры... Строительство городов как в самой Монголии, так и в Золотой орде лишь в небольшой степени осуществлялось силами русских строителей. Гораздо тяжелее было то, что монголы различными путями выкачивали из русской земли огромную часть ее богатств. Страшное обнищание, постоянная угроза повторения Батыева нашествия — вот основные факторы, «заморозившие» развитие русской архитектуры в XIII в. Более других видов искусства нуждавшаяся в обеспеченности и покое, архитектура более всего и пострадала от монгольского завоевания... 
Значительное усиление позиций Церкви в условиях монголо-татарского ига привело к тому, что формировавшаяся в начале XIV в. идеология ранней Москвы приобретает характер религиозно-политической доктрины, которую можно условно назвать «теорией трех престолов Богоматери». 
Усиление позиций Церкви в результате установления монголо-татарского ига привело к усилению позиций христианства в духовной жизни как феодальных верхов, так и крестьянских масс. Происходит, например, христианизация княжеских имен. 
Под влиянием монголо-татарского ига русская культура приобрела более замкнутый характер... Самый общедоступный ... вид искусства — зодчество — надолго приостановился в своем развитии...

Борисов Н.С. Русская культура и монголо-татарское иго:  
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 
М., 1977. С. 1—19.

 

 

Из школьных учебников

Из учебной книги Д.Иловайского (1860)

Нашествие Батыя

Когда умер Темучин, его огромная империя разделилась между сыновьями, и старший из них, Угедей, сделался верховным ханом над всеми ордами... 
Страны к востоку от Урала и Каспийского моря пришлись на долю его племянника Батыя (сын Джучи); страны эти надобно было завоевать... 
За Батыем шла вся кочевая орда... Опустошив землю камских болгар, татары зимою 1237 г. вступили в пределы Рязанского княжества. Началось вторжение на Русь... 
Потом татары перешли в Венгрию и Польшу, но в Московии они первый раз потерпели поражение... 
8 сентября 1380 г. произошла знаменитая битва с татарами. Битва прошла успешно, татарские полчища обратились в бегство. 
Как ни блистательна была Куликовская победа, однако она не избавила Россию от ига. Орда всё еще была сильна ... и время от времени степные кочевники совершали набеги на Русь... Но Куликовская победа не прошла даром, она возвысила упавший дух русского народа и пробудила надежду на близкое освобождение...

Иловайский Д. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу  
средних учебных заведений. М., 1860. Вып. 1. С. 10—18.

Из учебника К.Елпатьевского (1891)

Нашествие татар

В степях Средней Азии издавна кочевали монгольская и татарская орды, управляемые независимыми ханами и враждовавшие между собой... В начале XIII в. все эти кочевники-монголы соединились под властью одного предводителя, Темучина (1154—1227). 
В 1236 г. хан Батый с 300 000 татар ... вошел в землю камских болгар и опустошил ее; в следующем году он двинулся в Рязанское княжество. Началось вторжение на Русь и разорение ее. 
В 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, положившая конец ордынским завоеваниям... Куликовская битва служит гранью между двумя отделами в истории отношений Европы и Азии, с этих пор прекращается наступательное движение Азии на Европу и начинается явление обратное — наступательное движение Европы на Азию. Таково всемирно-историческое значение Куликовской битвы.

Елпатьевский К. Учебник русской истории.  
СПб., 1891. С. 55—68.

Из учебной книги И.Беллярминова (1909)

С 1237 г. монголо-татары, предводимые Батыем, внуком Чингисхана, пришли в Европу из-за реки Урала. Первое княжество, на которое они напали, было Рязанское. Несмотря на малочисленность (на 100 татар приходился один русский), рязанское ополчение вышло навстречу татарам и пало в битве... Началось вторжение на Русь... 
Между тем в Орде после смерти хана Узбека начались беспорядки. Пользуясь этим, Дмитрий Донской уменьшил дань. 
Наконец ханом сделался Мамай, водворивший в Орде порядок. Он послал на Русь свою рать, требуя дани, но Дмитрий разбил эту рать. Мамай пришел в ярость: «Возьму, — кричал он, — Русскую землю, перебью ея князей и поставлю во всех городах баскаков, разрушу церкви и заставлю христиан поклоняться Магомету!» И Мамай двинул свои орды на Русь. 
Московский князь собрал такое многочисленное войско, какого еще не было на Руси (150 000)... 
Утром 8 сентября Дмитрий разместил полки на Куликовом поле. Лучшим полком командовали его двоюродный брат Владимир Андреевич и воевода Боброк... Татары были побеждены и бежали. Русские преследовали их и захватили множество верблюдов с имуществом... 
Ордынские воины потерпели поражение.

Беллярминов И. Курс русской истории (элементарный).  
СПб., 1909. С. 32— 44.

Из учебника А.А.Преображенского и Б.А.Рыбакова (1996)

Нашествие монголо-татар

В 1236 г. орда внука Чингисхана, Батыя, обрушилась на Волжскую Булгарию и захватила ее. В конце 1237 г. войско Батыя вторглось в пределы Рязанского княжества, разоряя всё на своем пути... 
В неравных сражениях гибли отряды русских ратников. Враг подступил к Рязани... После упорной обороны Рязань, окруженная со всех сторон, была взята... Этот большой и богатый город был стерт с лица земли. 
Сохранилось предание об отряде рязанского боярина Евпатия Коловрата, который наносил внезапные удары по войскам завоевателей. 
Орда шла дальше. Пали Коломна и Москва. Батый устремился к Владимиру на Клязьме. Город приготовился к осаде. 
Тем временем татары «облегоша весь град». Один из вражеских отрядов захватил Суздаль... 
Овладев Владимиром, орда рассыпалась по русским землям, захватывая города, разоряя поселения. За февраль 1238 г. татары захватили 14 городов. Тем временем рать великого князя Юрия двинулась навстречу врагу. На реке Сити развернулось сражение. «И была брань великая и сеча зла, и лилась кровь как вода». Враг взял верх над русским войском... Батыева орда подступила к городу Торжку... 
По пути татары решили овладеть небольшим городом Козельском, но он выстоял, за что завоеватели его назвали Злым городом. 
После этого орда отступила в степь... 
Но недолго царил мир на русской земле. Пополнив войско, Батый нанес удар по южнорусским городам. 
Пал Переяславль (Южный), Чернигов. Завоеватели подступили к Киеву... Началась длительная осада, после которой город пал... 
Волна Батыева нашествия прокатилась по Польше, Венгрии, Чехии, достигла Германии. Но силы орды были подорваны, и кочевники возвратились в степь. 
Дорогой ценой Русь спасла народы остальной Европы от разорения и порабощения. Сама же Русь попала под иго чужеземных захватчиков...

Информация о работе Нашествие монголо-татар на Русь. Куликовская победа