Организация и деятельность инквизиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье, человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны своими предпосылками, сутью, решением и результатами.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………… стр2
II.Организация и деятельность инквизиции……………………………стр5
1.Два взгляда на историю возникновения инквизиции………………. стр5
2 История инквизиции. Испанская инквизиция……………………… стр7
3. Судебная система…………………………………………………… стр11
4.Инквизиторы……………………………………………………………стр14
5 Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………… стр17
6.Два взгляда на оценку деятельности инквизиции……………………стр24
III.Заключение…………………………………………………………… стр28
IV. Список литературы………………………………………………… стр29

Вложенные файлы: 1 файл

Организация идеятельность инквизиции.docx

— 107.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Организация и деятельность инквизиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

I.Введение………………………………………………………………   стр2

II.Организация и деятельность инквизиции……………………………стр5

1.Два взгляда на историю возникновения инквизиции………………. стр5

2 История инквизиции. Испанская инквизиция………………………  стр7

3. Судебная система……………………………………………………   стр11

4.Инквизиторы……………………………………………………………стр14

5 Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………… стр17

6.Два взгляда на оценку деятельности инквизиции……………………стр24

III.Заключение…………………………………………………………… стр28

IV. Список литературы…………………………………………………   стр29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

 

 

   На протяжении  всей истории мироздания, а особенно  в средневековье, человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны своими предпосылками, сутью, решением и результатами. Одним из таких примеров, на котором я и хочу заострить свое внимание, который отличается своей жестокостью, слепостью и безнадобностью, является инквизиция. Именно это и повлияло на мой выбор темы работы. Инквизиция погубила многих известных личностей, благодаря которым, вероятно, сегодня прогресс науки, искусства и творчества стоял бы на высшей ступени. Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена средневековья. По-латыни слово inquisitio (p. n. inqusitionis) – существительное, производное от глагола inquirere («искать», «расследовать»), и соответственно значило «розыск», «расследование». Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи, Sanctum Officium, т.е. Святое учреждение, - институт католической церкви, созданный для розыска, суда и наказания еретиков. Понятие «инквизиции», в смысле розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви, но инквизиция в вышеуказанном смысле создавалась постепенно, как вывод из самой сущности средневекового миросозерцания; земная жизнь не имеет цены, она только приготовление к царству небесному. Главная цель – спасение следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, - величайшие злодеи, достойные лютой казни, обычной в средние века и за другие важные преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные инквизиторы нередко были и ревностными аскетами.

   Литература по инквизиции необозрима. Далеко не полная библиография по истории инквизиции, составленная голландцем Е. ван дер Векенэ и изданная в 1963 г., насчитывает около 2 тыс. названий. Среди этого моря книг — и источники, и свидетельства современников, и полемические трактаты, и пикантные эссе вроде сочинения француза Роланда Гагей «Сексуальный лик инквизиции».

Первым, кто сформулировал  “широкую” точку зрения на историю  инквизиции, был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598 г. в Мадриде книгу на латинском языке “О происхождении и развитии святой инквизиции”. Трактат Парамо считается первым трудом по истории инквизиции написанным с точки зрения официальной доктрины католической церкви. Даже Иисус Христос, согласно Парамо, был “первым инквизитором Нового завета”.    

И, тем не менее, далеко не все еще известно о деятельности «священного» трибунала. Многие архивы инквизиции все еще недоступны исследователям. Стоит ли вновь воскрешать ее преступления? Что нового можно сказать о ней, какие еще неизвестные ее коварства и жестокости раскрыть? Да и изменят ли суждения автора всем хорошо известный приговор инквизиции, давно уже вынесенный историей?

Например, французский ученый Жан Гиро так начинает свое двухтомное сочинение о средневековой инквизиции: "Не может ли показаться одновременно тщеславным и праздным желание после стольких авторов писать еще об инквизиции? Начиная от инквизиторов тринадцатого и четырнадцатого веков, описавших в своих наставлениях и руководствах еретиков и их доктрины для того, чтобы облегчить работу агентов священного департамента, до писателей нашего времени - обвинителей и защитников инквизиции, породивших столько споров,- разве они уже не все сказали об инквизиции, и разве мы не рискуем впасть в бесполезные повторения, пустившись в подобного рода изыскания?"1

Почти не разработана научная  периодизация истории инквизиции, отсутствует  цельная картина массовых еретических  движений средневековья, против которых  был в первую очередь направлен  террор инквизиции. Мы мало знаем о  деятельности инквизиции в колониях, до сих пор не написана история  папской инквизиции - конгрегации  священной канцелярии.

На русском языке имеется  ряд работ по истории инквизиции, но все они издавались уже давно. В 1911-1912 гг. был издан перевод труда  американского ученого Генри-Чарлза Ли "История инквизиции в средние века", в переводе А. В. Башкирова, под редакцией известного историка С. Г. Лозинского, который, в свою очередь, на основе собранных им в Испании архивных материалов написал ценную работу по истории испанской инквизиции. Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании.

Первой советской работой  на указанную выше тему была яркая  публицистическая книга М. М. Шейнмана "Огнем и кровью во имя Бога", впервые изданная в 1924 г. и переиздававшаяся в 20-х годах как на русском, так и на других языках. В 1927 г. вышла в свет популярная книга С. Г. Лозинского "Священная инквизиция", а в 1936 г. в его же переводе была издана классическая история испанского "священного" судилища, написанная бывшим секретарем этого учреждения Хуаном Антонио Льоренте, впервые увидевшая свет 150 лет тому назад. Имеется несколько оригинальных советских исследований по отдельным сюжетам истории инквизиции, но они были изданы микроскопическими тиражами и их можно достать теперь только в крупных библиотеках страны: Парнах В. Испанские и португальские поэты - жертвы инквизиции; Выгодский М. Я. « Галилей и инквизиция»; Рожицын В. С. «Джордано Бруно и инквизиция».

Таким образом, хотя слово "инквизиция" стало нарицательным и вошло  в словарь современного человека, о самой инквизиции за исключением  весьма скудных данных, почерпнутых  из школьных или университетских  учебников, хрестоматий и энциклопедий, широкому читателю известно сравнительно немного.

Между тем инквизиция - один из тех исторических институтов, деятельность которого на протяжении многих веков  оказывала огромное влияние на судьбы народов Европы и Америки, препятствуя  их борьбе за освобождение от социального  и духовного гнета. В чем секрет долговечности этого учреждения, одно имя которого внушало ужас всему  христианскому миру? В чем причина  его возникновения и упадка? Кем  были его руководители - "жертвами долга", фанатиками, готовыми пойти  на самые чудовищные преступления, чтобы защитить церковь от мнимых или подлинных врагов, или бездушными церковными полицейскими, послушно выполнявшими предписания своего начальства? Кем  были жертвы? Кого и за что преследовала инквизиция?

Двести лет тому назад  издатель "пособия" испанского инквизитора  Николаса Эймерика (вторая половина XIV в.), раскрывавшего методы "священного" трибунала, писал: "Возможно, найдутся честные люди и чувствительные души, которые будут обвинять нас в том, что мы обнародовали ужасные картины, написанные ранее. Они спросят, какую пользу или какое удовольствие можно получить от того, что ознакомишься со столь отвратительными вещами. Чтобы отвести их упреки, нам будет достаточно отметить: именно потому, что эти картины являются отвратительными, нам необходимо выставить их напоказ, дабы они вызвали ужас".2

И действительно, преступления инквизиции разоблачали великие  просветители и вольнодумцы восемнадцатого века. Их страстные, гневные, обличительные  выступления против инквизиции, против применяемых ею пыток и других жестокостей в немалой степени способствовали прекращению террористической деятельности этого церковного чрезвычайного трибунала.

Но о преступлениях  инквизиции следует писать и в  наше время потому, что у нее  все еще не перевелись защитники  и что ее испытанные методы продолжают пользоваться успехом среди современных "псов Господних".     

    Следует отметить, однако, что инквизиция сегодня находит защитников и сторонников. Современные исследователи пытаются объективно оценить это историческое явление. Французский клерикал Шарль Пишон, автор исследования о Ватикане, призывает "оценивать данный трибунал исторически, без страстей и предубеждений".

         Современные защитники инквизиции  упрекают ее критиков в преувеличениях  и клевете на действия "священного" трибунала. Вот что пишет современный  католический историк, член испанской  Королевской академии истории,  Антонио Бальестерос Беретта: "Много полемики породила тема инквизиции. Число ее жертв преувеличено, и в пылу политических страстей без основания говорилось об особой жадности сотрудников священного трибунала. Инквизиция, как любой общественный организм, имела свои недостатки, но следует отметить, что ее прегрешения были соответственно наказаны ".3

Некоторые европейские историки, правоведы считают, что в ходе существования инквизиции были заложены основы современного судопроизводства.

Исходя из этого, целью моей  работы является:

- осмысление роли Церкви в процессе становления государства и права стран Европы;       - определение основных этапов эволюции инквизиции и особенностей ее функционирования в разных странах Европы;

 - выявление основных характерных черт инквизиционного судебного процесса;

- сравнение двух точек зрения на это историческое явление.

Достижение этой цели возможно только после анализа конкретного  исторического материала. Поэтому  объектом исследования в курсовой работе являются теоретические сведения по рассматриваемому вопросу, статьи, документы.

Задачи:

1) рассмотреть причины зарождения инквизиции в средние века,

2) изучить основу судопроизводства в инквизиции,

3) выявить основные виды и особенности наказаний.

 

    Актуальность исследования вопросов организации инквизиционного процесса обусловлена повышенным интересом нашего общества на современном этапе к вопросам веры, церкви,  ее служителям, ее истории.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Организация и деятельность инквизиции

 

1.Два взгляда на историю возникновения инквизиции

 

Инквизиция (от латинского: inquisitio - разыскание, исследование, розыск) – это судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви. Таким образом, деятельность инквизиции была направлена на расследование преступлений против религии. К этим преступлениям, главным образом, относились различные ереси, которые заключались в попытках осознать и провести в массы населения альтернативные представления о религиозном мировоззрении, религиозном культе и отношении к правящей Церкви.

Существует два подхода  к проблеме истории возникновения инквизиции.

 

1. Церковь никогда по-настоящему не имела, как ей того хотелось, полного господства над народами Западной Европы. Конечно, ее власть признавалась повсеместно. Она могла призвать любого – крестьянина или монарха – к ответу. Могла разделить континент на епархии, могла заставить людей покупать индульгенции, могла добиться того, чтобы ей платили десятину. Могла наказать всякого, кто восставал против ее догматов или кого ей вздумалось обвинить в этом. Могла принудить целые общины посещать мессы и соблюдать другие установленные ею обряды и ритуалы, священные дни, посты и праздники. И даже могла добиться значительной добровольной верности в обмен на предлагаемое ею утешение и обещаемое загробное вознаграждение. Но в том, что сейчас называют «сражением за сердца и умы», ее успехи были не столь безоговорочны. И хотя было немало сердец и умов, которые всерьез воспринимали Богоматерь и святых, было немало и тех, для кого Богоматерь и святые являлись всего лишь новыми масками, новыми обличьями, новыми ликами гораздо более древних божеств или принципов. И было немало других сердец и умов, которые продолжали сохранять неразрывную связь с язычеством. Давно известно, что боги любой религии имеют тенденцию превращаться в демонов той религии, которая приходит ей на смену. С самого начала своего утверждения в Европе Церкви приходилось мириться со следами и пережитками язычества – от эльфов, гномов, троллей и фей до его величества рогатого бога. Время от времени она делала попытки демонизировать и искоренить их. Инквизиция дала Церкви возможность занять более агрессивную политику, развернуть наступление на остатки язычества. Вследствие этого прежняя вынужденная терпимость была отброшена, уступив место преследованиям. Эльфы, гномы, тролли и феи были осуждены и определены как демоны или демонические силы. Рогатый бог природы – Лесной Человек в его различных обличьях – был трансформирован в Сатану. Участие в древних языческих ритуалах было названо колдовством или ведовством. А вера в колдовство или ведовство была официально объявлена ересью – со всеми вытекающими отсюда последствиями. По словам историка Кита Томаса: «Ведовство стало христианской ересью, величайшим из всех грехов, поскольку подразумевало отказ от Бога и сознательное служение его злейшему врагу».4

Информация о работе Организация и деятельность инквизиции