Организация и деятельность инквизиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье, человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны своими предпосылками, сутью, решением и результатами.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………… стр2
II.Организация и деятельность инквизиции……………………………стр5
1.Два взгляда на историю возникновения инквизиции………………. стр5
2 История инквизиции. Испанская инквизиция……………………… стр7
3. Судебная система…………………………………………………… стр11
4.Инквизиторы……………………………………………………………стр14
5 Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………… стр17
6.Два взгляда на оценку деятельности инквизиции……………………стр24
III.Заключение…………………………………………………………… стр28
IV. Список литературы………………………………………………… стр29

Вложенные файлы: 1 файл

Организация идеятельность инквизиции.docx

— 107.53 Кб (Скачать файл)

  Инквизиция душила ростки всего  нового и живого, с таким трудом  пробивавшиеся при феодализме, тормозя  социальное и духовное развитие  человеческого общества.

Ключ  к объяснению этих явлений следует  искать в классовой борьбе, раздиравшей  феодальное общество, и в том положении, которое занимала в нем католическая церковь, окружавшая, по меткому выражению  Ф. Энгельса, "феодальный строй ореолом  божественной благодати". К. Маркс  и Ф. Энгельс первыми вскрыли  социальную подоплеку средневековых ересей. Ф. Энгельс показал, что "все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные - социальные и политические - доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси".31

В период разложения феодального строя "священные" трибуналы, как отметил  К. Маркс в отношении испанской  инквизиции, становятся в руках абсолютистской власти мощным инструментом подавления ее противников. С начала XVI в. Испания и Португалия используют инквизицию в целях колониального порабощения народов Америки и Азии, в период Возрождения инквизиция ведет борьбу против гуманистического и рационалистического мировоззрения; в XVIII в. она объявляет войну просветителям и философам-материалистам, а в XIX в.- патриотам, выступающим за независимость колоний, борцам за объединение Италии, за демократические реформы в Испании; папская же конгрегация инквизиции выступает против зарождающегося рабочего движения, социализма; предает анафеме революцию 1848 г. и Парижскую коммуну; наконец в XX в. ее главный враг - коммунизм, Советский Союз, страны социалистического лагеря.32

Таким образом, инквизиция в течение своей  многовековой истории служила феодализму и абсолютизму, колониализму и капитализму. Если в средние века деятельность инквизиции была связана с застенками, пытками, аутодафе, то в новое и  новейшее время, когда она была лишена ее палаческих функций, инквизиция действует  более утонченными методами, ее оружием  становятся анафемы, отлучения, Индекс запрещенных книг, куда заносились произведения многих выдающихся прогрессивных  ученых и мыслителей.

Один  из продолжателей марксизма В. И. Ленин отмечал, что "все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Церковь через инквизицию совмещала в себе обе эти функции до тех пор, пока буржуазия не лишила ее вместе с земельными угодьями функции палача, оставив ей только обязанности попа».33

Совершенно  противоположным является взгляд самой  церкви, клерикальных историков и правоведов  на инквизицию. Одни утверждают, что инквизиция действовала непродолжительное время, что она никого не калечила и не казнила, что сжигали еретиков не инквизиторы, а гражданские власти, что папский престол имел к инквизиции самое отдаленное отношение и что если кто и зверствовал, так это испанская инквизиция, но за нее несет ответственность королевская власть, которой она была подчинена, а вовсе не церковь или тем более папский престол. Вот так, например, описывает приезд инквизитора Nicolau Eymerich в «Справочнике инквизитора», написанной в 1375 году.

В первый день приезда инквизитор прикреплял на воротах церкви письменное объявление, чтобы оповестить население о  своём появлении, а затем во время  первого молебна читал проповедь  прихожанам. Это являлось предупреждением  для еретиков. И если этот самый  еретик приходил к инквизитору с  покаянием в течение месяца, то получал прощение. Кто не считал себя еретиком, тот должен был донести  на всех своих знакомых, которых  подозревал. Целый месяц инквизитор занимался чтением доносов, которые сыпались как дождь. Они не были анонимными, но обвиняемый не знал имени доносчика. Каждый донос был зарегистрирован нотариусом и проэкзаменован с целью исключения безосновательных и клеветнических писем. Половина обычно отбрасывалась и уничтожалась. Доносчики, пойманные на обмане, жёстко наказывались, включая пытки.  
Инквизитор имел право арестовать и допросить обвиняемого, но для тюремного заключения и проведения пыток было необходимо разрешение епископа. По истечении месяца, инквизитор составлял судебное дело, при наличии как минимум двух свидетелей, и очень редко прибегал к аресту. Но если после первого допроса, подсудимый считался опасным, он сразу же заключался в городскую или церковную тюрьму. По инквизиционным законам с ними обращались очень мягко. Еда и вино для них подавались отменными.  
Судебный совет состоял из инквизитора, который сидел на очень высоком троне, нотариуса, двух экспертов по теологии, один из который не входил в религиозный орден. Он являлся также защитным адвокатом обвиняемого. Сначала разговор шёл о жизни вообще, о семье, о работе. Использовался тонкий психологический подход. Пытки начали применять с начала XIV века. Их использовали в тех случаях, когда обвиняемый противоречил сам себе. Пытки производились таким образом, чтобы не причинить постоянный ущерб организму. Они применялись в присутствии врача, проверяющего, если заключённый был в состоянии их вынести. Запрещалось пытать пожилых людей, детей, беременных женщин и больных. Поэтому многие прикидывались больными. Необходимо отметить, что все виды пыток могли продолжаться не более 10 минут.  
В случае самообвинения, еретик должен был публично каяться в церкви и выплачивать штраф в виде денежного церковного пожертвования. В противном случае, к его одежде пришивали красный крест, который он был обязан носить. В экстренных случаях самообвинения, покаявшийся совершал паломнический поход до Святой Земли Йерусалима. В случае судебного приговора, обвиняемый мог быть приговорён к пожизненному заключению, которое редко доводил до конца, поскольку обычно освобождался досрочно по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или за хорошее поведение. Сжигание на костре предназначалось для еретиков, которые не желали каяться или были осуждены неоднократно. В этом случае Инквизиция передавала осуждённого Городскому Суду, который приводил приговор в исполнение. Смертная казнь, в пропорции от всех приговоров, составляла 22%.

Главным защитником  инквизиции, идеологом  французской реставрации является  Жозеф де Местр, написавший, пребывая в эмиграции в Петербурге в 1815 г., в ее защиту известный памфлет "Письма одному русскому дворянину об инквизиции". Жозеф де Местр (1753-1821), граф, иезуит, числился при царском дворе в 1803-1817 гг. посланником лишенного власти сардинского короля,  «пламенным реакционером» назвал  его Н.Бердяев. Этот памфлет был издан в Париже в 1821 г. и с тех пор является источником вдохновения для всех ревнителей "священного" трибунала вплоть до наших дней.

Хотя  Жозеф де Местр касался только испанской инквизиции, упраздненной в 1812 г. кадиксскими кортесами, он пытался обелить инквизицию в целом и доказать ее общественную полезность. Рассмотрим вкратце его аргументацию. Де Местр начинает с утверждения, что все великие государственные деятели отличаются нетерпимостью к инакомыслящим, и они должны быть нетерпимыми, так как в этом залог их успехов. Существуй во Франции инквизиция, наверняка в этой стране не произошло бы революции 1789 г.

После этих "теоретических" рассуждений  де Местр переходит к обоснованию своего основного тезиса: "За все, что имеется в деятельности трибунала жестокого и ужасного, в особенности смертные приговоры, несет ответственность светская власть, это ее дело, за что от нее и только от нее одной следует требовать ответа. Напротив, за все милосердие, игравшее столь великую роль в деятельности трибунала, несет ответственность церковь, которая интересовалась пытками только постольку, поскольку она пыталась их отменить или смягчить. В этом отношении церковь всегда оставалась неизменной. Сегодня это уже не ошибка, это преступление утверждать или даже только вообразить, что священники могут выносить смертные приговоры".34 Во всех этих утверждениях нет ни слова правды.

   Таким образом, мы видим крайне противоположные точки зрения, обусловленные идеологией, временем, заблуждениями, корыстью, нетерпимостью, незнанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключение

 

   Инквизицию можно оправдывать, можно критиковать, но все равно, как бы, на

наш взгляд, она ни была бесполезна, она представляет из себя закономерное, глобальное и объективное явление, которое имело как положительные так и отрицательные последствия (отрицательных все же больше). Чтобы судить о каком-то   явлении, надо его понять. Чтобы понять инквизицию, прежде стоит указать на то, что средневековый мир был не таков, как современный. Для людей Средневековья религия - не просто то, как ты ведешь себя в церкви. Она была для них наукой, философией, политикой, самоопределением и надеждой на спасение. Не личным предпочтением, а неизменной и универсальной истиной. А значит, ересь била в сердце этой истины. Еретика она обрекала, тех, кто находился рядом с ним - подвергала опасности, а ткань общества разрывала. Средневековые европейцы не были одиноки в этих своих представлениях. Их разделяли многочисленные культуры по всему свету. Современная практика всеобщей религиозной толерантности - вещь сама по себе довольно новая и исключительно западная.35

  Научный, современный подход к изучению исторических явлений предполагает системность, многофакторность, многолинейность.  Отсюда, при всех уже перечисленных недостатках, инквизиционная судебная система сыграла в истории государства и права несомненно и положительную роль. К XIV веку Инквизиция представляла собой наилучшую из имевшихся в наличии юридических систем. Ее официальные лица имели университетское образование в области юриспруденции и богословия. Процедуры были аналогичны тем, что употреблялись в светском следствии (оно называлось тем же словом - inquisitio).

«Отрицательный  результат – есть тоже результат» - если идти от противного, то весь негатив  инквизиции тоже положительно повлиял  на историю европейской цивилизации. Ужасы инквизиции отвели от Европы “опасность” стать единым теократическим государством. С моей точки зрения это оказало сильное влияние на то, что в Англии получила распространение система прецедента. Как известно, в Англии инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это определенно сыграло свою роль формировании правовой системы на островах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Антология мировой правовой  мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1999. – Т. 2: Европа V- XVII века.

2. Бемер Г. Инквизиция. Иезуиты- СПб.: Полигон, 1999

3. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права эпохи формирования. – М.: Инфра- М, 1998

4. Винтер Э. Папство  и царизм. – М.: Прогресс, 1964

5. Всеобщая история государства  и права / под ред. Батыра  К.И. – М., 1993

6. Гергей Е. История Папства. – М.: Республика, 1996

7. Григулевич И. Р. Инквизиция. – М.: Политиздат, 1985

8. Григулевич И. Р. История инквизиции (XIII – XX в. ). –М.: Наука, 1970.

9. Гуревич А. Я. Категории  средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.

  10. Жозеф де Местр. Сочинения. Четыре неизданных главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. Из-во «Владимир Даль» 2007

  11. Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции / священник В.А.Данилов. Сайт Российского Гуманитарного Университета http://www.i-u.ru/biblio/

12. Инфесура С. Дневники. Документы по истории папства XV – XVI веках. – М.: Госиздат, 1939

13. История государства и права зарубежных стран / под ред. Жукова О.А., Крашенинниковой Н.А. – М., 1996

14. История папства и инквизиции. – М - Л.: Из –во Академии наук СССР, 1959.

15. История политических и правовых учений в Средние века и Возрождения. – М.: Наука, 1986.

16. Карр Ф. Испанская инквизиция. -М.: Центрполиграф, 2002.

17. Кимов Т.Д. Средневековая Инквизиция. // История и право. – 1999. - № 10..

18. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового запада. – М.: Прогресс, 1992.

19. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века.

20. Лозинский С. Г. История Инквизиции: В 3 т. – М.: Мысль, 2000. – Т. 3: Испанская инквизиция.

21. Лозинский С. Г. История папства. – М.: Политиздат, 1986.  http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st007.shtml

22. .  Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26.,М.1975

23. Льоренте Х. А. История Испанской инквизиции: В 2 т. – М.: Ладомир, 1999.

24. Мейкок А. История инквизиции. – М.: Олма- Пресс, 2002.

25. Опыт тысячелетия: средние века и возрождение. – М.: Юристь, 1996..

26. Осокин Н. История Альбигойцев и их времени.- М.: АСТ, 2000.

27.    Бернар Ги     «Практика инквизиции»

                         http://www.gumer.info/bogoslov Buks/History_Church/grigul/03.php

 

28. Сабатини Р. Торквемада и Испанская инквизиция. – М.: Терра- Книжный клуб, 1999.-

29. Сказкин С. Д. Из истории социально- политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. – М.: Наука, 1981.

30. Тимонов М.П. Инквизиция: пытки и наказания. //Право. – 1995. - № 4.

31.Томас Мэдден.Правда об испанской инквизиции. . http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html

 

32. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. – М.: Госюриздат, 1961.

33.   Шпренгер Я. , Крамер Г.  Молот ведьм. -  Эксмо, 2011г.    

34 .  lib.rus.ec/b/91960/read

1Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции / священник В.А.Данилов. Сайт Российского Гуманитарного Университета http://www.i-u.ru/biblio/.

2 там же

3 http://otechnik.narod.ru/inkvizpsi_1.htm

4 lib.rus.ec/b/91960/read

5 http://bibliotekar.ru/inkvizicia/index.htm

6 Осокин Н. История Альбигойцев и их времени.- М.: АСТ, 2000.-890 с

 

7 Томас Мэдден. Правда об испанской Инквизиции. http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html

8 Томас Мэдден. Правда об испанской Инквизиции. http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html

9 там же

10 тамже

11 Е. Ф. Грекулов “Православная инквизиция в России” М: 1964 г

12  Лозинский С.Г. История папства

                 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000072/st007.shtml

5  Бернар Ги «Практика инквизиции»

                         http://www.gumer.info/bogoslov Buks/History_Church/grigul/03.php

14 Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 106

15 Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 107-109

16 http://lib.rus.ec/b/162953/read#t89 

Информация о работе Организация и деятельность инквизиции