Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа
На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье, человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны своими предпосылками, сутью, решением и результатами.
I.Введение……………………………………………………………… стр2
II.Организация и деятельность инквизиции……………………………стр5
1.Два взгляда на историю возникновения инквизиции………………. стр5
2 История инквизиции. Испанская инквизиция……………………… стр7
3. Судебная система…………………………………………………… стр11
4.Инквизиторы……………………………………………………………стр14
5 Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии………… стр17
6.Два взгляда на оценку деятельности инквизиции……………………стр24
III.Заключение…………………………………………………………… стр28
IV. Список литературы………………………………………………… стр29
Инквизиторы действовали
в самом тесном контакте с местным
епископом, который освящал своим
авторитетом их террористическую деятельность.
С его разрешения и в его
присутствии производились
В XIV в. в помощь инквизиторам стали назначаться эксперты-юристы (квалификаторы), как правило, тоже церковники, в задачу которых входило формулирование обвинений и приговоров таким образом, чтобы они не противоречили гражданскому законодательству.
По существу квалификаторы
служили ширмой для беззаконий,
чинимых инквизицией,
Инквизиторов с самого начала их деятельности обвиняли в том, что они, пользуясь отсутствием какого-либо контроля, фальсифицировали показания арестованных и свидетелей.
В ответ на эти
обвинения папы римские ввели
в систему инквизиции новых
персонажей — нотариуса и
Нотариус скреплял
своей подписью показания
Другими важными чинами в аппарате инквизиции были прокурор, врач и палач. Прокурор — один из монахов на службе инквизиции — выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался «преждевременно» под пыткой. Врач полностью зависел от инквизиции и по существу был помощником палача, от «искусства» которого часто зависели результаты следствия. Роль палача в комментариях вряд ли нуждается.
Кроме этого, так
сказать, руководящего
«Родственники», как все
служители инквизиции, пользовались
безнаказанностью. К тому же им
было разрешено носить оружие.
Они были неподсудны светскому
и духовному судам. Всякое
5. Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии
Из трех форм возбуждения
инквизиционного преследования
– обвинение, донос и розыск- третья
очень быстро обратилась в правило.
Обвинение, как форма возбуждения
судебного преследования, была устранена,
поскольку она могла вызвать
пререкания и дать обвиняемому возможность
защиты. Это было недопустимо, т.к. Святая
Церковь не могла ошибаться, а
на обвиняемого заранее смотрели,
как на виновного, уже по одному тому,
что он вызван на суд Инквизиции.
Задача инквизиционного
Инквизиционный судебный процесс можно разбить на следующие стадии: арест подозреваемого на основании результатов розыска, допрос и следствие, приговор, наказание. Рассмотрим эти стадии более подробно.
5.1. Розыск и арест подозреваемых в ереси.
После успешного искоренения
массовых еретических движений к
концу XIII в, еретики и еретические
общества стали более редки и
научились хорошо скрываться перед
организованным беспощадным преследованием.
Поэтому для успешного
По окончанию срока милосердия инквизитор уже никому не давал пощады и начинал розыск, который должен был привести к выявлению и аресту еретиков или подозреваемых в ереси. Никто из достигших возраста ответственности за свои поступки не мог отказаться от обязанности давать показания перед инквизитором. Этот возраст в различных землях колебался в очень широких пределах: от 7 до 25 лет. Иногда даже назначали взрослого опекуна, под прикрытием которого несовершеннолетнего пытали и казнили уже с 14-ти летнего возраста.22
Вообще розыск вошел в
практику духовных судов еще до учреждения
инквизиции. В каноническое право
было внесено положение, что в
случаях неявки подозреваемого, для
его обвинения без прений и
защиты вполне достаточно сведений, добытых
розыском. Если инквизитору указывали
на некое лицо, подозреваемое в
ереси, то он начинал негласное
Для того, чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется, требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам.
За утайку сведений об еретиках, за нежелание сотрудничать с инквизицией верующий автоматически отлучался от церкви; снять же такое отлучение имел право только инквизитор, которому, естественно, виновный должен был оказать за это немало услуг.
Наоборот, тот, кто откликался на призыв инквизитора и сообщал ему сведения о еретиках, получал награду в виде индульгенции сроком на три года.
Приходские священники и монахи в свою очередь были обязаны доносить инквизиции о всех подозреваемых в ереси. Исповедальня служила неисчерпаемым источником для такого рода доносов. Подобного же рода рвение должны были проявлять и светские власти.
Инквизиция делила доносчиков
на две категории: на тех, кто выдвигал
конкретные обвинения в ереси, и
тех, кто указывал на подозреваемых
в ереси.
Разница между ними заключается в том,
что первые должны были доказать обвинение,
в противном случае им угрожало как лжесвидетелям
наказание; вторым это не угрожало, ибо
они, выполняя свой долг правоверных сынов
церкви, сообщали всего лишь свои подозрения,
не вдаваясь в их оценку.
Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев, сторонников и друзей.
Но как добиться такого чуда? Инквизиция всегда находила слабых и трусов, готовых добровольно каяться не только в своих собственных грехах, но и возводить напраслину на своих родственников, друзей и знакомых.
5.2 Допрос и следствие.
Допрос свидетелей, согласно Шпренгеру, должен проходить следующим образом: вначале ему задавались следующие вопросы: Такой-то свидетель из такого-то города, будучи вызван, приведен к присяге и спрошен о том, знает ли он такого-то (при этом называется имя обвиняемого), ответил утвердительно. Будучи спрошен о причинах знакомства, он ответил, что видел его и часто с ним разговаривал. При этом учитываются обстоятельства знакомства и время его возникновения. и т.д., затем Свидетелю было предписано держать свою денунциацию в тайне. Показания сняты там-то и тогда-то в присутствии таких-то лиц. Ежели судья из этих показаний заключает о наличии преступного деяния или сильного подозрения в совершении подобного деяния, то при наличии опасности бегства судья дает распоряжение о взятии обвиняемого под стражу, а перед тем – об обыске в доме обвиняемого, причем просматриваются все лари и конфискуется все оружие и инструменты. Затем судья собирает воедино все обвинения и показания свидетелей и вызывает самого обвиняемого на допрос. Обвиняемый приводится к присяге, как и свидетели, а затем ему задают вопросы.23
Вот примерный образец допроса, которым рекомендовал руководствоваться инквизитор Бернар Ги: «Когда приводят еретика на суд, то он принимает самонадеянный вид, как будто он уверен в том, что невинен. Я его спрашиваю, зачем привели его ко мне. С вежливой улыбкой он отвечает, что он ожидает от меня объяснения этого.
Я: «Вас обвиняют
в том, что вы еретик, что
вы веруете и учите
Обвиняемый (поднимая
глаза к небу с выражением
энергичного протеста): «Сударь,
вы знаете, что я невиновен
и что я никогда не
Я: «Вы называете
вашу веру христианской потому,
что считаете нашу ложной и
еретической, но я спрашиваю
вас, не принимали ли вы когда-
Обвиняемый: «Я верую в то, во что верует римская церковь и чему вы публично поучаете нас».
Я: «Быть может, в Риме есть несколько отдельных лиц, принадлежащих к вашей секте, которую вы считаете римской церковью. Когда я проповедую, я говорю многое, что у нас общее с вами, например, что есть бог, и вы веруете в часть того, что я проповедую; но в то же время вы можете быть еретиком, отказываясь верить в другие вещи, которым следует веровать».
Обвиняемый: «Я верую во все то, во что должен веровать христианин».
Я: «Эти хитрости я знаю. Вы думаете, что христианин должен веровать в то, во что веруют члены вашей секты. Но мы теряем время в подобных разговорах. Скажите прямо: веруете ли вы в бога-отца, бога-сына и бога-духа
святого?»
Обвиняемый; «Верую».
Я: «Веруете ли вы
в Иисуса Христа, родившегося
от пресвятой девы Марии,
Обвиняемый (быстро); «Верую».
Я: «Веруете ли вы,
что за обедней, совершаемой
священнослужителями, хлеб и
5.3. Пытки
Почти с первых же шагов инквизиция начала применять шантаж и пытки, как психологические, так и физические. Как правило, только одно признание самого обвиняемого уже устанавливало факт его ереси. Поэтому инквизитор стремился любой ценой вырвать это признание уже заранее установленной вины у обвиняемого. При этом широко применялись методы психологического давления, запутывания и запугивания. Обвиняемого расспрашивали о разных незначительных подробностях и вдруг внезапно объявляли ему, что он лжет и о нем все известно. К нему в камеру подсаживали «сочувствующих», которые должны были войти к нему в доверие и натолкнуть его на дачу этих показаний. Бывало даже, что в темницу к несчастному подсылали жену и детей, чтобы они своими слезами смягчили его упорство и привели его к «чистосердечному покаянию» перед «милосердным» отцом-инквизитором.