Основные источники, отрасли, кодефикация мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Для исследования основных положений мусульманского права нами было предпринято изучение его источников, процесса кодификации. Исходя из этапов, в работе решались следующие задачи:
1. Исследование источников мусульманского права.
2. Установление причинно-следственной связи в процессе становления и развития источников права.
3. Рассмотреть процесс кодификации и особенности отраслей в мусульманском праве.
4. Исследовать основные тенденции в современном праве мусульманских стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Источников мусульманского права…………………………………...4
1.1Коран…………………………………………………………………………..5
1.2Сунна…………………………………………………………………………..7
1.3 Иджма…………………………………………………………………………8
1.4 Кийас…………………………………………………………………………10
1.5 Фетва…………………………………………………………………………11
Глава 2. Отрасли мусульманского права……………………………………...13
2.1 Гражданское право…………………………………………………………..13
2.1.1 Право личного статуса…………………………………………………….13
2.1.2 Правовое регулирование имущественных отношений………………….16
2.1.3 Обязательственное право………………………………………………….17
2.1.4 Правовое регулирование брачно-семейных отношений………………..19
2.1.5 Наследственное право……………………………………………………..21
2.2 Уголовное право ( преступления и наказания)…………………………….22
2.3 Суд и процесс……………………………………………………………...…24
Глава 3. Основные тенденции в современном праве мусульманских стран...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 72.76 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Источников мусульманского права…………………………………...4

1.1Коран…………………………………………………………………………..5

1.2Сунна…………………………………………………………………………..7

1.3 Иджма…………………………………………………………………………8

1.4 Кийас…………………………………………………………………………10

1.5 Фетва…………………………………………………………………………11

Глава 2. Отрасли мусульманского права……………………………………...13

2.1 Гражданское право…………………………………………………………..13

2.1.1 Право личного статуса…………………………………………………….13

2.1.2 Правовое регулирование имущественных  отношений………………….16

2.1.3 Обязательственное право………………………………………………….17

2.1.4 Правовое регулирование брачно-семейных  отношений………………..19

2.1.5 Наследственное право……………………………………………………..21

2.2 Уголовное право ( преступления и наказания)…………………………….22

2.3 Суд и процесс……………………………………………………………...…24

Глава 3. Основные тенденции в современном праве мусульманских стран...26

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

Введение

     Мусульманское право, будучи составной частью ислама, является одной из актуальных  тем в изучении истории права. Вопросу изучения мусульманского посвятили свои исследованияР. Шарль, А. Массэ, Л.Р. Сюкияйнен, А. Авксентьев, Л.С.Васильев, Р. Давид и др. Чем можно объяснить феномен интереса европейских и американских учёных к изучению мусульманского права? Одних заинтересовало тесное переплетение норм права и религии, других – снижение влияния догмат в большинстве стран Европы и мира.

     Европейским юристам, бесспорно, интересно и то, как практически все общественные отношения в мусульманском праве могут регулироваться не с помощью нормативных правовых актов, а с помощью религиозных памятников. В наши дни этот феномен именуется юридической доктриной в мусульманском праве.

     Для исследования основных положений мусульманского права нами было предпринято изучение его источников, процесса кодификации. Исходя из этапов, в работе решались следующие задачи:

1. Исследование источников мусульманского права.

2. Установление причинно-следственной связи в процессе становления и развития источников права.

3. Рассмотреть процесс кодификации и особенности отраслей в мусульманском праве.

4. Исследовать основные тенденции в современном праве мусульманских стран.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Источники мусульманского права

 

     Исследователи выделяют  в составе мусульманского права  две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе “рациональных” источников или логических приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии [5, c.410].

     В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

     Вместе с тем, исследователи  справедливо отмечают, что ряд  наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм. Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (преимущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX в. обязать племена руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной ответственности за кровную месть. Имеются свидетельства сохранения этого обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте - стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских завоеваний[1, c.180].

     Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманскому праву подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран. Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию местных традиционных религиозных верований. Сказанное может быть отнесено и к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам. Здесь действие многих институтов мусульманского права ограничивается или даже полностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и даже влияют на ритуально-догматическую сторону ислама (“адатный ислам”). Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире [6, c.90].

 

1.1Коран

 

     Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации является священная книга ислама – Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магоме-

ту [4, c.320].

     Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

      Чтобы правильно понять роль Корана при разработке Шариата, следует признать, что Коран был призван, выработать определенные нормы поведения у мусульман, а не оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества, это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран не определяет юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу "публичного права" за исключением нескольких случаев. Он смотрит глубже, говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом, главная задача Корана в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем, а не с другими людьми [11, c.6].

     Таким образом, Коран не является сводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый призыв к людям повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в сознании Исламской правовой системы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что Шариат является прямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники, технологии и отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум, соответствовать его положениям.

 

1.2 Сунна

 

     Основные правовые нормы мусульманского права содержаться в сунне. Сунна первоначально означала обычай, пример, путь по которому следует идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка, как пример для всех мусульман. После его смерти оказалось, что предписаний Корана недостаточно для решения всех государственных и общественных проблем. Возник поиск прецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к мнению судьи, который должен был решать "по справедливости". Так, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Одна предлагала использовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который брал на себя ответственность за принятие решения [1, c.10].

     Признание Сунны Пророка единственной, представляющей собой второй источник Шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название "сунниты" – те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе Сунны решались многие вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами Сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, сохранившие в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Проблема соотношения Сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии. В частности, высказывалось мнение, что если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и Сунны [4, c.316].

     Мусульманская Сунна включает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама, вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию и литературу. Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Сунне сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются «ненужным новшеством».

 

1.3 Иджма

 

     Когда понятие Сунна было сведено только к Сунне Пророка, ей был придан более низкий статус, но она сохранила значение как Иджма, третий источник Шариата. Кроме логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип Иджмы как источник Шариата, ибо Пророк сказал: "Мой народ никогда не будет единодушен в заблуждении" [1, c.174].

     Несмотря на то, что при определении сферы и способа применения Иджмы возникают сложности, она была мощной движущей силой развития Шариата не только как один из его источников, но и как средство определения надежности текстов самих Корана и Сунны и их трактовки. Ведь первоначально запись Корана и Сунны были признаны истинными и окончательными именно на основании Иджмы. Более того, было признано, что только те интерпретации Корана и Сунны являются верными, которые были приняты на ее основании. И только мнения и тексты тех людей считаются авторитетными, которые были признаны таковыми на основании Иджмы всей общины не каким-нибудь синодом или собором, но почти бессознательно возникшим общим мнением народа, который в единстве своем считался неспособным на ошибку.

     Хотя принцип Иджмы как источника Шариата был признан с самого раннего времени, его значение и сфера применения трактовалась весьма противоречиво. Необходимость в поддержании единства мусульман после гражданских войн, принесших раскол в ранний период, породила в Исламской мысли средних веков идею об использовании Иджмы в качестве политического инструмента. Необходимо было подчиняться правителю при любых обстоятельствах, так как он пришел к власти посредством Иджмы или получил согласие от Иджмы на свое правление. Таким образом, политическая роль, которую играла Иджма факихов постиджтихадского периода, заключалась в сохранении статус-кво, стабилизации общества и недопустимости анархии [7, c.200].

     Иджма является плодом согласия всего сообщества мусульман, начиная от появления Ислама, до настоящего времени. Что ее составляет? Требует ли она всеобщего согласия или допускает разногласия и наличие несогласного меньшинства? Означает ли она консенсус Сподвижников Пророка, или всех мусульманских ученых-правоведов, или вообще всех мусульман? Говорим ли мы об Иджме одного поколения, или нескольких? Является ли Иджма прежних поколений обязательной для всех последующих поколений? Эти и другие вопросы, связанные с природой Иджмы и сферой ее применения, остаются источником многих противоречий. Споры по этим вопросам, результат неадекватности методов, позволяющих ученым-правоведам или мусульманам вообще достичь консенсуса. При появлении современных средств организации и связи, процедурные вопросы перестали быть проблемой. Но принципиальный подход к определению природы и сферы Иджмы остается проблемой. Кто правомочен установить обязательную для всех Иджму, и какая должна быть ее связь с Иджмой прошлых, современных и будущих поколений? Можно ли считать, что Иджма – это консенсус определенного политического сообщества мусульман. Может ли она быть определена избранными представителями народа, или на основе референдума данной общины? Если "да", может ли такая Иджма отменить принцип или концепцию Шариата, основанную на Иджме мусульманского сообщества более раннего периода, особенно Иджме первых поколений мусульман, которая пользуется особым религиозным авторитетом у их большинства. В основе всех этих вопросов и возможных ответов на них лежит фундаментальный вопрос об основании Иджмы; должна ли она основываться на принципе народного суверенитета, или, ориентироваться на религиозный авторитет, благочестие и мораль?

   

1.4 Кияс

 

     Ученые споры между знатоками об ограничительном или расширительном применении умозаключений, основанных на аналогии, привели к признанию кияса, или аналогической дедукции, в качестве нового источника права [ 8, c.104]. .Кияс – это метод решения вопросов, на которые нет прямого ответа в Коране и Сунне. Решение принимается по аналогии с другим, содержащимся в этих источниках согласно основным положениям шариата. Кияс стал важным источником мусульманского права. Однако сторонники Сунны только после длительных споров согласились принять метод столь широкого толкования, установление пределов которого было подчинено соблюдению многочисленных правил ( например, «аналогия по отношению к аналогии доказательством не является»). Но поскольку, как и иджма, кияс является творением человеческим, а стало быть, подвержен ошибкам, он облекается правами закона лишь после провозглашения согласия на то мусульманской общины. Более того, из всех теологов-правоведов лишь благочестивые и добродетельные муджтахиды (лица, обладающее высшей религиозной и юридической степенью, утверждавшееся собранием высших богословов и главы государства) признаны достойными осуществлять иджтихад, то есть творческую разработку новых норм. Во II и III веках хиджры образовались крупные школы ученых, условившихся сообща использовать возможности такого способа юридических построений. Это был блестящий творческий период, тем более что тот вклад, каким являлся кияс, представлял ценность для теории большую, чем для юридического позитивизма. Но ученые, занимавшиеся мусульманским правом, не смогли достичь единства даже на основе правоверия, поскольку различия в доктринах влекли за собой неустранимые раздоры. Тем более оказалось не по силам этим ученым кодифицировать материалы [8, c.106].

Информация о работе Основные источники, отрасли, кодефикация мусульманского права