Основные источники, отрасли, кодефикация мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Для исследования основных положений мусульманского права нами было предпринято изучение его источников, процесса кодификации. Исходя из этапов, в работе решались следующие задачи:
1. Исследование источников мусульманского права.
2. Установление причинно-следственной связи в процессе становления и развития источников права.
3. Рассмотреть процесс кодификации и особенности отраслей в мусульманском праве.
4. Исследовать основные тенденции в современном праве мусульманских стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Источников мусульманского права…………………………………...4
1.1Коран…………………………………………………………………………..5
1.2Сунна…………………………………………………………………………..7
1.3 Иджма…………………………………………………………………………8
1.4 Кийас…………………………………………………………………………10
1.5 Фетва…………………………………………………………………………11
Глава 2. Отрасли мусульманского права……………………………………...13
2.1 Гражданское право…………………………………………………………..13
2.1.1 Право личного статуса…………………………………………………….13
2.1.2 Правовое регулирование имущественных отношений………………….16
2.1.3 Обязательственное право………………………………………………….17
2.1.4 Правовое регулирование брачно-семейных отношений………………..19
2.1.5 Наследственное право……………………………………………………..21
2.2 Уголовное право ( преступления и наказания)…………………………….22
2.3 Суд и процесс……………………………………………………………...…24
Глава 3. Основные тенденции в современном праве мусульманских стран...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 72.76 Кб (Скачать файл)

     Качественные преобразования структуры мусульманского права на уровне его отраслей сочетались с заметными изменениями юридических особенностей его норм. Дело в том, что с изданием Маджаллы и законодательства по вопросам личного статуса роль ведущего источника действующего мусульманского права постепенно перешла к нормативно-правовому акту, принятому компетентным государственным органом. Поэтому если традиционные мусульманско-правовые нормы в большинстве случаев носили казуальный характер и представляли собой индивидуальные решения конкретных споров, то в результате отмеченной трансформации они стали приобретать привычную для современного законодательства форму единообразных общих правил доведения.

     В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифата мусульманское право во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования брачно-семейных отношений) было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствования западноевропейской модели.

     В конечное счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современное правовое развитие той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития[4, c.300]

     Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных рассматриваемых стран. Не случайно, например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива (за исключением НДРЙ), где в значительной мере сохраняются феодальные общественные отношения.

     Принимая во внимание фактор социальной обусловленности, при оценке позиций мусульманского права не следует сбрасывать со счетов и другое важное обстоятельство – не все элементы современных правовых систем стран Востока в равной степени испытывают на себе влияние мусульманского права. Такое положение во многом определяется спецификой самой мусульманско-правовой формы, в частности характером взаимоотношений мусульманского права и государства. Большое значение имеют также особенности нормативного состава и структуры (системы) мусульманского права, для которой, как было показано, характерными являются заметное преобладание частно-правовых отраслей и различия в уровнях развития ее отдельных элементов [11, c. 36].

      Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

     Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями [10, c. 300; 11, c.46].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

     Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы, как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.

    После трех значительных феномена – вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX – XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

     В трудах мусульманских ученых-юристов отсутствует классическое римское деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

     Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы.

      Преступления в мусульманском уголовном праве расцениваются не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который влечет за собой и юридическую ответственность, и ответственность перед Аллахом. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. В качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

     Мусульманская правовая доктрина традиционно уделяла много внимания уголовно-процессуальному праву. Мусульманские юристы придерживаются совпадающих взглядов на исходные начала правосудия, закрепленные такими ведущими источниками мусульманского права, как Коран и сунна, под которой понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями (хадисами).

     Анализ семейного законодательства арабских стран позволяет сделать вывод, что в целом оно ориентируется на закрепление норм и принципов мусульманского права. Выше говорилось о некоторых реформах семейного и наследственного права в направлении вестернизации. Но здесь развитие сложно и противоречиво, вновь сказались тенденции исламизации. Это относится не только к семейному праву, но и ко всему комплексу вопросов, касающихся личного статуса. Кодексы законов о личном статусе, принятые в ряде стран (Иордания – 1976 г., Сирия – 1953 г., Тунис – 1956 г., Марокко – 1957 г., Ирак – 1959 г.), сохраняют основные установки мусульманского права, но с учетом ряда требований современного общества.

     Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

     Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыты основные источники мусульманского права, определены отрасли мусульманского права, а так же рассмотрены возможные пути приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Васильев Л.С. История религий востока / Васильев Л.С. – Ростов-на Дону: Остожье, 2002 – 238 с.
  2. Крачковский И.Ю. Коран. Перевод и комментарии / Крачковский И.Ю. -  Москва: Феникс, 1963.
  3. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств в социалистической ориентации / Муромцев Г.И. // Правоведение – 1980- №4- с.62-68.
  4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник- том 1 / Омельченко О.А. – Москва: Остожье, 2000 – 528 с.
  5. Омельченко О.А. Всеобщая теория государства и права: учебник – том 2 / Омельченко О.А. – Москва: Остожье, 2000 – 496 с.
  6. Рене Давид, Жоффе-Спинозе Основные правовые системы современности / Рене Давид, Жоффе-Спинозе – Москва: Юристь, 1999 – 217 с.
  7. Решетник Ф.М. Правовые системы стран мира / Решетник Ф.М. – Москва, 1993 – 302 с.
  8. Саидов А.Х. Основы мусульманского права / Саидов А.Х. – Ташкент, 1995 – 274 с.
  9. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности: учебник / Саидов А.Х.; под редакцией Туманова В.А. – Москва: Юристь,  2003 – 448 с.
  10. Сюкийянен Р.Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Сюкийянен Р.Л – Москва: Институт государства и права Российской Академии наук, 2000 – 237 с.
  11. Сюкийянен Р.Л. Шариат и мусульманская правовая культура / Сюкийянен Р.Л. – Москва: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997 – 48 с.
  12. Целюк С.С. Эволюция системы мусульманского права / Правовое обеспечение инновационного развития общества и государства/ материалы мужунар. науч. Конференции студентов, магистратов и аспирантов, Минск, 29-30 октября 2010/ Минск, 2010 – с.26-28.

Информация о работе Основные источники, отрасли, кодефикация мусульманского права