Особенности описания исторической личности с использованием теории А.Адлера (на примере Дж.Кеннеди)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди
Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4
Глава 2.
2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22
2.2. Анализ личности Джона Кеннеди………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Станкевич Д.А..docx

— 79.01 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  «Белорусский государственный

педагогический  университет  имени  Максима Танка»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Особенности описания исторической личности с использованием теории А.Адлера (на примере Дж.Кеннеди)

 

Выполнил:

Студент 5-го курса

Станкевич Денис Александрович

Научный руководитель:

 Юрочкина Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4

Глава 2.

2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22

2.2. Анализ личности Джона  Кеннеди………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы………………………………………….. 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние время биографический метод исследования все чаще используется в научных работах. Его преимущество состоит в том, что он дает массу ранее не замеченной информации и позволяет сделать интересные выводы.

Теория личности Альфреда Адлера, созданная им еще в первой половине ХХ века, не утратила своей актуальности и в наше время. Состоящая из шести основных пунктов она позволяет максимально кратко, но с максимальной пользой дать характеристику личности. Основополагающими элементами в ней является стремление к превосходству (власти) и жизненный стиль. Поэтому очень интересно выглядит перспектива наложения этой теории на биографию Джона Кеннеди (первого президента США католического происхождения и покорителя женских сердец) с помощью биографического метода.

Гипотеза исследования заключается в следующем: жизнь Джона Кеннеди по своей сущности уникальна, но имеет общечеловеческие закономерности .

Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди

         Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..

Предмет исследования: теории личности и использование биографического метода в психологии.

Объект исследования: теория личности А.Адлера и биография Джона Кеннеди.

Практическая значимость: полученные в исследовании данные могут по новому открыть для многих жизнь Дж.Кеннеди и показать его с другой стороны: как человека со своими слабостями и недостатками, который смог побороть их.

 

 

Глава I

Теория Личности А. Адлера

     Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией (Individual Psychology),подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения [5]. Альфред дал своей теории такое название, поскольку в латыни “individuum”  означает  “неделимый” – то есть сущность которую нельзя разделить.    Он исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По его убеждению, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, что бы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознательном и бессознательном, в каждом проявлении личности [7,стр. 165].

     Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму. 
Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от большинства психологических теорий индивидуальная психология не является глубинной психологией, то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию, краткосрочную терапию и применение психологии в образовании [13].

     Адлер подчеркивал  социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:

  • творить свою судьбу;
  • преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
  • совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

     Он исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внешних или внутренних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают путь к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают свою самооценку, но также находят своё место в жизни [7,стр.166].

     Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

     Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии [14].

    Твердо придерживаясь  феноменологической традиции, Адлер  считал, что поведение всегда  зависит от мнения людей о  себе и об окружении, в которое  они должны вписываться. Люди  живут в ими же созданном  мире, в соответствии с их собственной "схемой апперцепции". Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо "честность – лучшая политика", или "каждый за себя", или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: "Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же". В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности [7,стр.167].

 Основу теории Адлера составляют понятия:

  1. Фиктивный финализм;
  2. Стремление к превосходству;
  3. Чувство неполноценности и компенсация;
  4. Социальный интерес;
  5. Жизненный стиль;
  6. Креативное “Я”.

     Фиктивный финализм

     Вскоре после того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытал влияние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге "Философия возможного" развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что многие люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию [12].

 

    Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, – вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: "Честность – лучшая политика", "Все люди созданы равными", "Мужчины стоят выше женщин" [11,стр.384].

       По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его "история жизни" приобретает дополнительное объяснение.

 

      Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может быть полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремится достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше времени посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углублять свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели – достижения превосходства – она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого стремления.

     И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции – убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса [12].

Стремление к  превосходству

     Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности.

     . Для него стремление к личному превосходству есть невротический симптом, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которого ищет человек. 
«Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать»). Цель достижения превосходства имеет свои корни в эволюционном процессе постоянной адаптации к окружающей среде. Все виды должны развиваться в направлении наиболее эффективной адаптации, в противном случае они исчезнут. Таким образом, личность вынуждена искать более гармоничных отношений с окружающим миром: «Если бы это стремление не было врожденной чертой организма, ни одна из форм жизни не могла бы сохранить себя. Таким образом, цель как можно лучше приспособить окружающую среду к своим нуждам, которую называют стремлением к совершенству, также характеризует развитие человека». 
Однажды Адлер сказал пациенту: «Что вы делаете сперва, когда учитесь плавать? Вы делаете ошибки, не правда ли? А что случается потом? Вы делаете другие ошибки, и когда сделаете все ошибки, которые только возможно сделать, не утонув, — а некоторые из них много раз подряд, — что вы обнаруживаете? Что умеете плавать? Прекрасно, жизнь — это то же самое, что обучение плаванию! Не бойтесь делать ошибки, потому что нет другого пути научиться жить!»[13].

Информация о работе Особенности описания исторической личности с использованием теории А.Адлера (на примере Дж.Кеннеди)