Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди
Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4
Глава 2.
2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22
2.2. Анализ личности Джона Кеннеди………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37
Жизненный стиль
Точно определить, что такое жизненный стиль, достаточно трудно, так как сам Адлер по-разному представлял это понятие в своих работах. Вместе с тем именно это понятие считается наиболее характерной особенностью его теории личности. Да, все люди имеют общую базовую цель – достижение превосходства, но пути ее достижения различны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, будучи взятыми в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида [11,стр.385].
Это комплекс
средств, позволяющих приспособиться
к окружающей действительности.
«Первейшая задача социальной
психологии — выявить это единство в каждом
человеке: в его мышлении, чувствах, действиях,
в его так называемом сознательном и бессознательном
— в любом проявлении его личных свойств».
Согласно Адлеру, ключ к пониманию поведения
человека находится в скрытых целях, которыми
он руководствуется. Эти цели простираются
далеко за рамки внешних фактов и ситуаций,
например, если я считаю, что мой отец плохо
обращался со мной в детстве, и возлагаю
на это вину за свою неудавшуюся жизнь,
в то время как я сам дирижирую своими
поражениями. Неважно, как со мной в действительности
обращались. Моя вера в то, что меня подавляли,
— психологическая правда. Далее я превращаю
плохое обращение в реальность, подходящую
для оправдания стиля жизни, выбранного
мной, — жизни неудачника. «Как мы уже
видели, в первые четыре или пять лет жизни
человек формирует единство своего сознания,
выстраивает отношения между сознанием
и телом. Он использует наследственный
материал и впечатления, получаемые от
окружающего мира, приспосабливая их к
своему стремлению к превосходству. К
концу пятого года жизни его личность
кристаллизуется. Значение, которое он
придает жизни, цель, которую он преследует,
способ ее добиваться и его эмоциональные
склонности — все фиксируется. Он может
это изменить в дальнейшем, но только если
освободится от ошибки, допущенной во
время детской кристаллизации. Так же,
как его предыдущее самовыражение соответствовало
его пониманию жизни, так и теперь, когда
он способен исправить ошибку, его новое
самовыражение будет соответствовать
его новому пониманию». По-видимому, отдельные
привычки и черты поведения приобретают
значение как элементы индивидуального
жизненного стиля и целей, и, следовательно,
психологические и эмоциональные проблемы
необходимо решать в этом контексте. Поэтому
при лечении следует обращаться к целостному
стилю жизни, так как данный сим- птом или
черта поведения — всего лишь выражение
единого жизненного стиля[13].
Креативное “Я”
Является самым главным элементом теории личности Адлера. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни, а наследственность и даже субъективный жизненный опыт являются лишь строительным материалом. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом [11,стр.386].
Предполагая существование
творческой силы, Адлер не отрицал
влияния наследственности и
Где истоки творческой
Глава 2
2.1 Биографический метод исследования
Биография как жизнеописание выдающегося человека по праву считается одним из старейших художественно-публицистических и научных жанров. Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни.[17]
Для социолога анализ биографии — это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности проявления общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм превращения событий единичной жизни в тенденции общественного развития. При обработке биографического материала отдельные биографии как бы накладываются друг на друга, в результате чего общие для всех них моменты выступают особенно ярко, а все нетипичное, сугубо индивидуальное отбрасывается. Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. При этом одна биография — это еще не биограмма, она становится таковой лишь среди биографий других членов той же социальной общности. Поэтому биограмма, по мнению Абеля, интересна для социолога, тогда как история жизни — для психолога [15].
В историко-научных
исследованиях биографии
В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии — это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. Его можно кратко выразить формулой «личность — это жизненный путь человека». В этом качестве метод представляет собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.
Обращаясь к историй возникновения этого метода, можно без преувеличения сказать, что в сущности весь психоанализ замешан на использовании биографического подхода к изучению личности, хотя сам этот термин ортодоксальными фрейдистами практически не использовался. Однако не случайно именно в рамках психоанализа зародилось и успешно развивается такое современное направление, как психобиография [17].
Подход к анализу личности через ее жизненный путь был представлен в 20-е годы XX столетия Н.А. Рыбниковым, который широко применял биографический метод в своих исследованиях и был его неутомимым пропагандистом. Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии с требованиями первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов (в частности, Октябрьской революции) на развитие личности, начиная от ее психофизиологических свойств и кончая мировоззрением, убеждениями и мотивацией. Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т. п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию.
Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования этого метода для изучения условий достижения успеха на поприще научного творчества, считая, что потенциально выдающихся людей рождается значительно больше, чем ими фактически становятся. Следовательно, целью изучения жизненного пути ученого должно было стать, по его замыслу, выявление внешних факторов, тормозящих реализацию таланта [18].
Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития [9]. Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.
На разных стадиях жизненного пути соотношение вклада внешних воздействий и внутренней детерминации различается и зависит от уже достигнутого уровня личностного развития. Однако при любых условиях человек не бывает полностью рабом своей биографии. У него всегда остается возможность изменить себя и свою жизнь. Не случайно Рубинштейн среди значимых событий жизни особо выделял события-поступки, т. е. выборы, исходящие от самой личности [16].
Итак, сущность биографического метода в первом его значении состоит в том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредство
м каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу. Как особый методический принцип психологического анализа он заключается в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни.
Однако отнюдь не всякое использование биографических данных для исследования психологии ученого служит цели реконструкции его личности через историю жизни. Под биографическим методом подразумевают также любое использование биографических материалов — автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др. — для самых разнообразных исследовательских и практических целей. Среди этих целей Г. Олпорт называет сбор феноменологических данных, изучение умственной жизни взрослых, составление различных топологий, иллюстрирование определенных теоретических положений психологии и многие другие [15].
В американской психологии творчества получили широкое распространение так называемые биографические опросники. Они были разработаны для вполне конкретных практических целей: диагностики научных работников по критерию их пригодности к собственно исследовательской или административной деятельности в науке, прогнозирования будущих достижений ученого при приеме его на работу и др.[18].