Особенности описания исторической личности с использованием теории А.Адлера (на примере Дж.Кеннеди)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди
Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4
Глава 2.
2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22
2.2. Анализ личности Джона Кеннеди………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Станкевич Д.А..docx

— 79.01 Кб (Скачать файл)

     В их задачу отнюдь не входит воссоздание представления о целостной личности или истории ее формирования. Данные опросники строятся, исходя из традиционного допущения о том, что ученый должен обладать определенным набором качеств, которые обеспечат ему успех на данном поприще. Считается, что эти качества могут быть легче и надежнее диагносцированы на основании сведений о прошлых, нежели об актуальных, переживаниях, предпочтениях и схемах поведения личности [17].

     В своем третьем, наиболее узком значении, биографический метод — это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т. д. Так, например, К. Кокс, Р. Кэттелл, Дж. Кэттелл использовали подобные биографические источники для выделения черт, присущих творческой личности. На основе имевшихся биографий выдающихся людей искусства и науки Н.Э. Пэрна пытался выделить закономерности творческих циклов на протяжении жизни [18]. Связывая подъемы творчества с ритмичностью протекания всех физиологических и биологических процессов, он предположил, что пики творчества наступают через каждые 6—7 лет. В качестве материала для подтверждения своей гипотезы Пэрна использовал биографическую литературу. На основе жизнеописаний он проанализировал продуктивность, а также значимые события творческой жизни определенного круга творческих лиц. Согласно его представлениям, события творческой жизни происходят вне прямой зависимости от внешних обстоятельств и факторов. Впрочем, эта независимость вообще отличает творческих людей, поскольку врожденный характер креативной способности был для Пэрна совершенно очевиден. Согласно его взглядам, жизненный путь гения — это развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопсихологическими (а может быть даже космологическими) закономерностями существования. Таким образом, Пэрна применял биографический метод в своих исследованиях как бы дважды: используя биографические справочники в качестве исходного материала для анализа, но также и как определенный методологический подход к построению концепции жизненного пути гения, хотя его представление о движущих силах жизненного развития представляется на сегодняшний день несостоятельным [16].

     К использованию справочно-биографической литературы обращаются, как правило, в тех случаях, когда либо невозможно применение эмпирических методов, ибо объектами исследования являются выдающиеся ученые прошлого, либо когда требуется проанализировать большой массив данных для выявления некоторых статистических закономерностей. Следует, однако, иметь в виду, что при использовании биографической литературы в качестве источника данных, исследователь проводит вторичную интерпретацию биографического материала, уже отобранного и определенным образом проанализированного предыдущими авторами, а потому несущего на себе печать некоторой предвзятости и субъективности.

     Биографы и психологи часто обращают внимание на то, что многие выдающиеся люди были в детстве или юности поставлены в весьма сложные условия жизни: это и потеря родителей, и необходимость с ранних лет зарабатывать на жизнь, и трудная психологическая ситуация в семье, длительные тяжелые болезни и т. д. Традиционное объяснение данному феномену состоит в том, что подобные обстоятельства провоцируют замкнутость ребенка, побуждают его к сосредоточению на своем внутреннем мире и тем самым стимулируют интеллектуальную активность [15]. Основным психологическим элементом подобных ситуаций является, по-видимому, необходимость преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств, стремление вырваться из их тисков и направить жизнь по иному руслу, чем то, которое, казалось бы, предуготовано объективным ходом развития событий. Это возможно лишь при условии развития в себе способности к четкому представлению целей, к мобилизации личностных ресурсов и к самоограничению, т. е. всего того, что на житейском языке называется закалкой характера [16].

     Умение оставаться самим собой в любых ситуациях, а тем более в тех, которые требуют отстаивания своих взглядов и позиции — одна из фундаментальных характеристик творческой личности.

      Одна из главных задач биографического метода как инструмента изучения творческой личности должна состоять в выявлении биографических факторов, способствующих личностному росту, формированию и реализации личностной позиции в науке. С этой точки зрения не менее, а может быть и более полезным могло бы стать изучение посредственности в науке как модели воздействия неблагоприятных биографических условий и барьеров, препятствовавших становлению индивида в полноценную творческую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ личности  Джона Кеннеди

 Фиктивный  финализм

     Поиски истоков фиктивных целей, поставленные Джоном перед собой, следует начать искать у его отца. Джозеф П. Кеннеди – выходец из семьи ирландских эмигрантов с самого детства начинает путь “в гору”. Он был очень амбициозным и честолюбивым  человеком. Лишения и унижения, выпавшие на долю его соотечественников, отчаянно боровшихся за кусок хлеба и признание на новой родине, в Америке заставлял многих становиться очень предприимчивыми людьми. Так отец Джона задался стать миллионером к 35 годам. К этому возросту он становится мультимиллионером![8]

     Какие же  цели могли ставить дети такого  отца? Самые наивысшие. И первые шаги к их формированию Джон делает в окружении своих родных. Он был вторым по старшинству ребенком в семье (всего их было девять, четверо из которых умерло в раннем возрасте) [4]. Джозеф П. Кеннеди на протяжении всей жизни его детей оставался для них эталоном человека, желания которого становились для них незыблемыми. Стремление их исполнить является одной из фиктивных целей Джона Кеннеди.

     Семья Кеннеди  была очень обеспеченной. Поэтому  Джону не нужно было зарабатывать  деньги. Ему нужно было другое.

     Еще Кеннеди  – старший мечтал стать первым  американским президентом католиком.  Мечтает об этом и Джо (старший  ребенок в семье). Где-то в глубине души помышлял об этом и Джон. Но беда в том, что отец помогает старшему сыну добиться этого, а младший вынужден полагаться только на свои силы (до того момента пока Джо не погиб). Стремление стать президентом ещё одна фиктивная цель. Но она отличается тем, что ее то Джону и удается выполнить. Постепенно она трансформируется в желание приносить пользу американскому народу, снискать его уважение и любовь.

     Джон Кеннеди  был привлекательным человеком,  обитавшем на вершинах, как политического,  так и социального олимпа. Отсюда  и многочисленные любовные истории с представительницами высшего американского света, которые ему приписывают. Активную сексуальную жизнь он начал в 17 лет, в студенческие годы за ним закрепилась слава настоящего плейбоя, которая сопровождала его вплоть до смерти [2]. Постоянная сексуальная жизнь – еще одна значимая фиктивная цель Джона. Сенатор Смазерс по этому поводу как-то сказал: "В отношении того, сколько времени он обычно уделял женщине, Кеннеди был, наверное, плохим любовником. Его, по-видимому, больше интересовало количество, а не качество" [10].

 

Стремление к  превосходству

     По Адлеру, каждый человек стремится к  превосходству. Это стремление  не сводится лишь к достижению  высокого социального статуса  или лидерства. Стремление к превосходству – это общее стремление к росту, движение в направлении “снизу вверх”.

     Однако для  Джона в раннем возрасте это  на самом деле было стремление  к превосходству. И вновь “благодаря” отцу. В Хайанис Порте, где проживала семья, он разбивает травяной теннисный корт, на котором устраивает для детей матчи по американскому футболу и софтболу. Игра велась с нарочитой жестокостью. На тех, кто уклонялся от борьбы, отец кричал. Тех, кто плакал от боли, просто не замечал. Ему нужно, чтобы дети побеждали любой ценой [9]. Это лишь один из примеров из ранней биографии будущего президента США.

     Старший брат  Джо был любимчиком отца. Он  был первым во всем. Стремление  опередить брата, снискать расположение  отца являлось одной из главнейших  целей Джона на протяжении  практически 30 лет: “Худой и хилый, он при любом случае пытается взять верх над братом но почти всегда проигрывает”.[3]

     В университете  стремление к превосходству проявляетс  у Джона уже в учебе. Он  хочет стать лучшим и заканчивает  Гарвардский университет с отличием в 1940 г.

     После смерти  Джо (1944 г.), Джон становится старшим  сыном в семье Кеннеди и  уже именно его Джозеф П.  хочет видеть в Белом доме. Для него это был шанс реализовать свои амбиции, которые он долго подавлял. Возможно, до этого момента в его душу и закрадывалось желание стать президентом США, однако, у него было очень мало шансов для реализации этой цели. Совсем другое дело, когда свою помощь предоставляет столь могущественный и влиятельный покровитель, как отец. Стремление к власти обретает реальные черты.

 

Чувство неполноценности  и компенсация

     Чувство неполноценности Дж.Кеннеди испытывал на протяжении всей своей жизни. Он часто болел в детстве, неделями лежал в постели и читал, в то время как Джо, здоровяк с взрывным темпераментом и острым языком был любимчиком отца и главным наследником по праву первородства [6]. Худой и хилый, Джон при любом удобном случае пытался взять верх над братом, но почти всегда проигрывал. Со временем он привыкает находится в его тени, довольствуясь ролью остроумного “шута” [5].

     Джон часто  задумывался о своих недостатках  и о том, как их побороть. И первый, наиболее значимый, шаг  к этому он делает во время   Второй мировой войны. Оба брата жаждали отличиться и сами добились отправки на фронт, предварительно окончив офицерскую школу пилотов морской авиации. Настоящим героем на этой войне становится Джон, а Джо впервые проиграл своему младшему брату. Пытаясь затмить его славу, старший из братьев, вызывается на рискованное задание, за которое обещана очень значительная награда. Выполняя его, он погиб.

     Джон становиться  старшим сыном в семье. Но  ему приходится бороться с  травмой, полученной на войне.  Он переносит две тяжелейшие  операции на позвоночнике, чтобы не остаться калекой. Болезнь делает свое дело: ощущение, что все может быть кончено в любую минуту, заставляет его мчаться наперегонки со временем к очередной цели [2].

     Однако, все  потуги преодолеть свою неполноценность  с лихвой компенсируются Джоном 8 ноября 1960 года, когда он становится президентом США.

 

Социальный интерес

     По всей видимости, в раннем возрасте развитие социального интереса у Джона Кеннеде было заторможено. Ведь в его становлении большое значение принадлежит социальному окружению и воспитанию, причем на самых ранних этапах развития ребенка. Джон рос в богатой и обеспеченной семье, следовательно, во многом был отчужден от происходящей реальности. Отец, учивший детей не считаться ни с кем, очень влиял на мировозрение мальчика.

     Первые признаки  стремления к кооперации и идентификации с группой Джон проявляет во время учебы в колледже, а затем университете. Наивысшей точкой развития социального интереса у него можно считать 2 августа 1943 года. Именно в этот день японский эсминец протаранил и разрезал торпедный катер, на котором он находился, пополам. При падении на палубу Кеннеди сильно повредил травмированную до этого спину. Будущий президент спас 11 из 13 своих моряков. Он оставался в море в течение 4 часов для того, чтобы поддерживать жизнь своих сильно обгоревших товарищей. Добравшись на обломках катера до ближайшего острова,  Джон нацарапал послание на кокосовом орехе и отправил его вместе с туземцем к своим. Через неделю все были спасены. За это Кеннеди получид медаль “За храбрость” [8].

     В дальнейшем, в ходе борьбы за пост сенатора, кандидата от Демократической партии у него происходит переоценка ценностей. Он понимает, что возможность удержаться у власти можно завоевать только имея колоссальную поддержку со стороны избирателей, простых жителей США и добивается этого путем подчинения своих потребностей, частной выгоды социальной, общей пользе. Став президентом, Кеннеди выступал за уравнение в правах негров, взяв модель Авраама Линкольна, поддерживал Мартина Лютера Кинга, и встречался с ним в Вашингтоне в 1963 году. Он направляет свои усилия на развития государственного жилищного строительства, а также на защиту интересов профсоюзных организации [4]. Ведь не зря же американский народ так сожалел о его смерти, потеряв, в лице Кеннеди, своего защитника.

Жизненный стиль

     Жизненный стиль формируется, примерно к пятилетнему возрасту. И именно он определяет пути достижения каждым человеком превосходства и власти. У Джона Кеннеди с самых ранних лет развивался интеллект (его старший брат Джо сочетал в себе как ум, так и прекрасную физическую форму). Он был хилым и вялым, часто болел, поэтому много читал, сначала приключенческие романы, а затем, еще подростком, открывает для себя политическую и историческую литературу [10]. Также Джон имел довольно привлекательную натуру, которая очень нравилась девушкам. Именно с помощью интеллекта и своей красоты он, в дальнейшем, покорит вершины, доступные лишь немногим. Это наиболее яркие черты его жизненного стиля.

     Прокладывая  путь к президентскому креслу, Кеннеди приходится менять свои  привычки, свой жизненный стиль.  Так, например, он плохо владел  ораторским искусством, что вынуждало его сначала записывать свои речи на магнитофон и повторять фразу за фразой, корректируя темп и интонацию. Но Джон быстро учился. Вскоре он начал чувствовать публику и устанавливать эмоциональный контакт с публикой. Ему удается найти общий язык с портовыми рабочими, он посещает жилища бедняков, угощается вместе с китайцами и итальянцами их национальными блюдами. Но самое главное – Кеннеди всем своим видом  дает понять, что ему это доставляет удовольствие [3]. Возможно, эта жизнь ему действительно нравилась, нравился такой жизненный стиль.

 

Концепция креативного  “Я”

     Согласно этой идеи, человек сам творит свою личность. Мы ярко видим это на примере жизни Джона Кеннеди. Он рос в постоянном соперничестве со своим старшим братом, постоянно был в его тени. Джон был чрезвычайно подвержен болезням, но и это его не сломило. Во время выздоровления совершенствуется духовно и интеллектуально Однако, Джон боролся, боролся до своих 27 лет. Стечение обстоятельств сделало его старшим сыном в клане и он оправдал надежды своих родителей. Кеннеди ставил перед собой цели и достигал их: закончил с отличием университет, стал героем войны, чрезвычайно боялся выступать публично, но стал публичным человеком, добился главного кресла в Белом доме.

Информация о работе Особенности описания исторической личности с использованием теории А.Адлера (на примере Дж.Кеннеди)