Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди
Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4
Глава 2.
2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22
2.2. Анализ личности Джона Кеннеди………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37
В их задачу отнюдь не входит воссоздание представления о целостной личности или истории ее формирования. Данные опросники строятся, исходя из традиционного допущения о том, что ученый должен обладать определенным набором качеств, которые обеспечат ему успех на данном поприще. Считается, что эти качества могут быть легче и надежнее диагносцированы на основании сведений о прошлых, нежели об актуальных, переживаниях, предпочтениях и схемах поведения личности [17].
В своем третьем, наиболее узком значении, биографический метод — это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т. д. Так, например, К. Кокс, Р. Кэттелл, Дж. Кэттелл использовали подобные биографические источники для выделения черт, присущих творческой личности. На основе имевшихся биографий выдающихся людей искусства и науки Н.Э. Пэрна пытался выделить закономерности творческих циклов на протяжении жизни [18]. Связывая подъемы творчества с ритмичностью протекания всех физиологических и биологических процессов, он предположил, что пики творчества наступают через каждые 6—7 лет. В качестве материала для подтверждения своей гипотезы Пэрна использовал биографическую литературу. На основе жизнеописаний он проанализировал продуктивность, а также значимые события творческой жизни определенного круга творческих лиц. Согласно его представлениям, события творческой жизни происходят вне прямой зависимости от внешних обстоятельств и факторов. Впрочем, эта независимость вообще отличает творческих людей, поскольку врожденный характер креативной способности был для Пэрна совершенно очевиден. Согласно его взглядам, жизненный путь гения — это развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопсихологическими (а может быть даже космологическими) закономерностями существования. Таким образом, Пэрна применял биографический метод в своих исследованиях как бы дважды: используя биографические справочники в качестве исходного материала для анализа, но также и как определенный методологический подход к построению концепции жизненного пути гения, хотя его представление о движущих силах жизненного развития представляется на сегодняшний день несостоятельным [16].
К использованию справочно-биографической литературы обращаются, как правило, в тех случаях, когда либо невозможно применение эмпирических методов, ибо объектами исследования являются выдающиеся ученые прошлого, либо когда требуется проанализировать большой массив данных для выявления некоторых статистических закономерностей. Следует, однако, иметь в виду, что при использовании биографической литературы в качестве источника данных, исследователь проводит вторичную интерпретацию биографического материала, уже отобранного и определенным образом проанализированного предыдущими авторами, а потому несущего на себе печать некоторой предвзятости и субъективности.
Биографы и психологи часто обращают внимание на то, что многие выдающиеся люди были в детстве или юности поставлены в весьма сложные условия жизни: это и потеря родителей, и необходимость с ранних лет зарабатывать на жизнь, и трудная психологическая ситуация в семье, длительные тяжелые болезни и т. д. Традиционное объяснение данному феномену состоит в том, что подобные обстоятельства провоцируют замкнутость ребенка, побуждают его к сосредоточению на своем внутреннем мире и тем самым стимулируют интеллектуальную активность [15]. Основным психологическим элементом подобных ситуаций является, по-видимому, необходимость преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств, стремление вырваться из их тисков и направить жизнь по иному руслу, чем то, которое, казалось бы, предуготовано объективным ходом развития событий. Это возможно лишь при условии развития в себе способности к четкому представлению целей, к мобилизации личностных ресурсов и к самоограничению, т. е. всего того, что на житейском языке называется закалкой характера [16].
Умение оставаться самим собой в любых ситуациях, а тем более в тех, которые требуют отстаивания своих взглядов и позиции — одна из фундаментальных характеристик творческой личности.
Одна из главных задач биографического метода как инструмента изучения творческой личности должна состоять в выявлении биографических факторов, способствующих личностному росту, формированию и реализации личностной позиции в науке. С этой точки зрения не менее, а может быть и более полезным могло бы стать изучение посредственности в науке как модели воздействия неблагоприятных биографических условий и барьеров, препятствовавших становлению индивида в полноценную творческую личность.
2.2 Анализ личности Джона Кеннеди
Фиктивный финализм
Поиски истоков фиктивных целей, поставленные Джоном перед собой, следует начать искать у его отца. Джозеф П. Кеннеди – выходец из семьи ирландских эмигрантов с самого детства начинает путь “в гору”. Он был очень амбициозным и честолюбивым человеком. Лишения и унижения, выпавшие на долю его соотечественников, отчаянно боровшихся за кусок хлеба и признание на новой родине, в Америке заставлял многих становиться очень предприимчивыми людьми. Так отец Джона задался стать миллионером к 35 годам. К этому возросту он становится мультимиллионером![8]
Какие же
цели могли ставить дети
Семья Кеннеди
была очень обеспеченной. Поэтому
Джону не нужно было
Еще Кеннеди
– старший мечтал стать первым
американским президентом
Джон Кеннеди
был привлекательным человеком,
Стремление к превосходству
По Адлеру, каждый человек стремится к превосходству. Это стремление не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству – это общее стремление к росту, движение в направлении “снизу вверх”.
Однако для
Джона в раннем возрасте это
на самом деле было стремление
к превосходству. И вновь “
Старший брат
Джо был любимчиком отца. Он
был первым во всем. Стремление
опередить брата, снискать
В университете
стремление к превосходству
После смерти Джо (1944 г.), Джон становится старшим сыном в семье Кеннеди и уже именно его Джозеф П. хочет видеть в Белом доме. Для него это был шанс реализовать свои амбиции, которые он долго подавлял. Возможно, до этого момента в его душу и закрадывалось желание стать президентом США, однако, у него было очень мало шансов для реализации этой цели. Совсем другое дело, когда свою помощь предоставляет столь могущественный и влиятельный покровитель, как отец. Стремление к власти обретает реальные черты.
Чувство неполноценности и компенсация
Чувство неполноценности Дж.Кеннеди испытывал на протяжении всей своей жизни. Он часто болел в детстве, неделями лежал в постели и читал, в то время как Джо, здоровяк с взрывным темпераментом и острым языком был любимчиком отца и главным наследником по праву первородства [6]. Худой и хилый, Джон при любом удобном случае пытался взять верх над братом, но почти всегда проигрывал. Со временем он привыкает находится в его тени, довольствуясь ролью остроумного “шута” [5].
Джон часто
задумывался о своих
Джон становиться старшим сыном в семье. Но ему приходится бороться с травмой, полученной на войне. Он переносит две тяжелейшие операции на позвоночнике, чтобы не остаться калекой. Болезнь делает свое дело: ощущение, что все может быть кончено в любую минуту, заставляет его мчаться наперегонки со временем к очередной цели [2].
Однако, все
потуги преодолеть свою
Социальный интерес
По всей видимости, в раннем возрасте развитие социального интереса у Джона Кеннеде было заторможено. Ведь в его становлении большое значение принадлежит социальному окружению и воспитанию, причем на самых ранних этапах развития ребенка. Джон рос в богатой и обеспеченной семье, следовательно, во многом был отчужден от происходящей реальности. Отец, учивший детей не считаться ни с кем, очень влиял на мировозрение мальчика.
Первые признаки стремления к кооперации и идентификации с группой Джон проявляет во время учебы в колледже, а затем университете. Наивысшей точкой развития социального интереса у него можно считать 2 августа 1943 года. Именно в этот день японский эсминец протаранил и разрезал торпедный катер, на котором он находился, пополам. При падении на палубу Кеннеди сильно повредил травмированную до этого спину. Будущий президент спас 11 из 13 своих моряков. Он оставался в море в течение 4 часов для того, чтобы поддерживать жизнь своих сильно обгоревших товарищей. Добравшись на обломках катера до ближайшего острова, Джон нацарапал послание на кокосовом орехе и отправил его вместе с туземцем к своим. Через неделю все были спасены. За это Кеннеди получид медаль “За храбрость” [8].
В дальнейшем, в ходе борьбы за пост сенатора, кандидата от Демократической партии у него происходит переоценка ценностей. Он понимает, что возможность удержаться у власти можно завоевать только имея колоссальную поддержку со стороны избирателей, простых жителей США и добивается этого путем подчинения своих потребностей, частной выгоды социальной, общей пользе. Став президентом, Кеннеди выступал за уравнение в правах негров, взяв модель Авраама Линкольна, поддерживал Мартина Лютера Кинга, и встречался с ним в Вашингтоне в 1963 году. Он направляет свои усилия на развития государственного жилищного строительства, а также на защиту интересов профсоюзных организации [4]. Ведь не зря же американский народ так сожалел о его смерти, потеряв, в лице Кеннеди, своего защитника.
Жизненный стиль
Жизненный стиль формируется, примерно к пятилетнему возрасту. И именно он определяет пути достижения каждым человеком превосходства и власти. У Джона Кеннеди с самых ранних лет развивался интеллект (его старший брат Джо сочетал в себе как ум, так и прекрасную физическую форму). Он был хилым и вялым, часто болел, поэтому много читал, сначала приключенческие романы, а затем, еще подростком, открывает для себя политическую и историческую литературу [10]. Также Джон имел довольно привлекательную натуру, которая очень нравилась девушкам. Именно с помощью интеллекта и своей красоты он, в дальнейшем, покорит вершины, доступные лишь немногим. Это наиболее яркие черты его жизненного стиля.
Прокладывая
путь к президентскому креслу,
Кеннеди приходится менять
Концепция креативного “Я”
Согласно этой идеи, человек сам творит свою личность. Мы ярко видим это на примере жизни Джона Кеннеди. Он рос в постоянном соперничестве со своим старшим братом, постоянно был в его тени. Джон был чрезвычайно подвержен болезням, но и это его не сломило. Во время выздоровления совершенствуется духовно и интеллектуально Однако, Джон боролся, боролся до своих 27 лет. Стечение обстоятельств сделало его старшим сыном в клане и он оправдал надежды своих родителей. Кеннеди ставил перед собой цели и достигал их: закончил с отличием университет, стал героем войны, чрезвычайно боялся выступать публично, но стал публичным человеком, добился главного кресла в Белом доме.