Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью работы является выявление биографических и психологических особенностей жизни Дж.Кеннеди
Задачи: изучение теории личности А.Адлера, сущность биографического метода в психологии, наложение теории личности А.Адлера на биографию Дж.Кеннеди..
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теория личности А.Адлера……………………………………………4
Глава 2.
2.1. Биографический метод исследования……………………………………..22
2.2. Анализ личности Джона Кеннеди………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это "нечто, без чего жизнь человека невозможно представить". Эта "великая потребность возвыситься" от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.
Он был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим осуществить свои человеческие возможности. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.
Адлер предлагал разные
Быть великим! Быть могущественным! Это всегда было стремление маленьких и чувствующих себя маленькими людей. Каждый ребёнок стремится к высоким целям, каждый слабый – к превосходству, каждый отчаявшийся – к вершинам совершенства. Как отдельный человек, так и массы, народы, государства и нации. Всё, к чему стремятся люди, происходит из их упорных попыток преодолеть ощущения недостатка, неуверенности, слабости. Но чтобы человек начал путь к достижению цели, ему нужен образец в будущем. Фиктивный направляющий идеал совершенства не является достаточно ясным, чтобы выступать в качестве цели. Чтобы идти уверенной поступью, ищущий дух придаёт образцу конкретную форму. Усматривает ли человек совершенство в том, чтобы быть кучером, врачом, дон Жуаном, тираном, он всегда видит в этом исполнение и утверждение своей сущности. Сможет ли его направляющий идеал осуществиться в имеющихся условиях, зависит от подготовленности человека, его тренированности, от выбранного им метода, от его активности, проникнутой оптимизмом, с одной стороны, и от совпадения с внешними возможностями – с другой. Первым факторам мы можем содействовать путём воспитания, последние мы должны видеть и понимать. Все эти факторы связаны между собой и друг на друга влияю [1,стр.203].
В тесную
детскую комнату врываются
Чувство неполноценности и компенсация
В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер сделал попытку объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. В то время Адлер писал как врач, занимаясь преимущественно физиологическими процессами. Он высказал предположение, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места — органы, особенно подверженные болезням. Адлер также отмечал, что органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. Адлер писал: «Почти у всех выдающихся людей мы можем найти какой-либо органический недостаток, и это производит впечатление, что они болезненно переживали собственную неполноценность в начале жизни, но боролись и преодолели свои затруднения». «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается» [13].
История и литература
предоставляют много примеров исключительных
достижений, являющихся результатом усилий,
предпринятых для преодоления недостаточности
органа. Демосфен, заикавшийся с детства,
стал одним из самых выдающихся в мире
ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая
в детстве физическим недугом, трижды
завоевывала золотые олимпийские медали
в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый
и болезненный в детстве, приобрел физическую
форму, образцовую как для взрослого человека
вообще, так и для президента Соединенных
Штатов в частности. Таким образом, неполноценность
органа, то есть его врожденная слабость
или недостаточное функционирование,
может приводить к впечатляющим достижениям
в жизни человека. Но она же может повлечь
за собой и чрезмерно выраженное чувство
собственной неполноценности, невроз или депрессию, если усилия, направленные
на компенсацию дефекта, не приводят к
желаемому результату [12].
Адлер расширил свое исследование
органической неполноценности до изучения
психологического чувства неполноценности.
Он придумал термин комплекс неполноценности (inferiority complex).
Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует
сознание ими собственной неполноценности,
которое является неизбежным следствием
размеров ребенка и отсутствия у него
власти. Детские впечатления самого Адлера
привели его к необходимости выделить
эту мысль: «Одно из моих самых ранних
воспоминаний — это воспоминание о том,
как я сижу на скамейке, весь перебинтованный
из-за рахита, а напротив сидит мой здоровый
старший брат. Он мог бегать, прыгать и
двигаться как угодно, без всякого труда,
тогда как для меня любое движение означало
напряжение и усилие». Адлер считал, что
жизненный опыт ребенка заставляет его
чувствовать свою слабость, несостоятельность
(inadequacy) и фрустрацию(frustration). Дети относительно
малы и беспомощны во взрослом мире. Для
ребенка контролировать собственное поведение
и вырваться на свободу из-под власти взрослых
— наиважнейшая задача. С этой точки зрения
сила выглядит как первое добро, а слабость
— как первое зло. Борьба за достижение
власти — это ранняя детская компенсация
чувства неполноценности.
«Чувство неполноценности
само по себе не является ненормальным.
Оно — причина всех улучшений в положении
человечества».
Умеренное чувство неполноценности может
подтолкнуть личность к конструктивным
достижениям. Однако глубокое осознание
своей неполноценности препятствует позитивному
росту и развитию:
«Он [ребенок] обнаруживает в раннем возрасте,
что существуют другие человеческие существа,
которые могут удовлетворять свои потребности
более полно и лучше подготовлены к жизни...
Он начинает чрезмерно высоко оценивать
значение размеров и роста, которые позволяют
открыть дверь, или способность передвигать
тяжелые предметы, или право других отдавать
команды и требовать послушания. Желание
вырасти, стать таким же сильным или даже
сильнее, чем все окружающие, растет в
его душе»)\.
Для Адлера практически весь прогресс
есть результат наших стараний компенсировать
чувство неполноценности. Это чувство
подталкивает нас к более значительным
достижениям [13].
Социальный интерес
Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, – социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений [12].
Социальный интерес (или чувство общности) включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. [11,стр.385].
Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl – термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.
Социальный интерес
развивается в социальном
Так как социальный
интерес возникает в
Многие установки,
сформированные в процессе
Адлер рассматривал
отца как второй по важности
источник влияния на развитие
у ребенка социального
Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви [12].
С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой [14].