Отечественная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Отечественная историческая наука советского и частично постсоветского периода, в основе которой лежал формационный подход, рассматривала средневековый период мировой истории как историю феодального строя, феодальной общественно-экономической формации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 193.15 Кб (Скачать файл)

Контрольные вопросы.

Вариант №1

1.Первобытная история:  предпосылки формирования. Возникновение  и развитие древнерусского раннефеодального  государства.

Отечественная историческая наука советского и частично постсоветского периода, в основе которой лежал формационный подход, рассматривала средневековый период мировой истории как историю феодального строя, феодальной общественно-экономической формации. Основой феодального стоя считался такой способ производства материальных благ, при котором земля находиться в собственности крупных землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ведущих свое хозяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. Эти производственные отношения в итоге определяли структуру общества, характер политической и правовой надстройки, характер идеологической жизни. Такое толкование феодализма являлось основой и для определения хронологических рамок средневековья, и для его внутренней периодизации. В рамках истории средних веков выделялось три периода, отражающих основные закономерности становления, расцвета и заката феодализма. В период раннего средневековья(V - середина XIвв.) происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, формировались народности, создавались раннефеодальные государства, на всю Западную Европу распространялось влияние католической церкви – основой идеологической силы средневековой Европы. Период классического средневековья (XI-XV вв.) характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с сословным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. В результате мощные крестьянские восстания XIV-XV вв. потрясли здание западноевропейского общества. В конце второго периода в Италии, где города получили наиболее бурное развитие по сравнению с другими странами Европы, зарождается новая культура – культура Возрождения или гуманизма, отражающая взгляды ранних буржуазных элементов города.

Содержание позднего средневековья (XVI- первая половина XVIIвв.) состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Новое сталкивалось со старым, ломая отжившие отношения и соответствующие им институты, выливаясь в острые социальные взрывы.

Позднее средневековье – это  время реформации, первой крупной  идеологической битвы с феодализмом, мощных крестьянских восстаний, ранних буржуазных революций. Основной формой государства этого периода в  Европе становиться абсолютная монархия, поддерживая и укрепляя которую  класс феодалов пытался отсрочить  крах своего господства. Однако ни абсолютизм, ни начавшаяся католическая реакция  не могли предотвратить крушения феодальных устоев и окончания средневековья. На смену феодальной шла капиталистическая  формация.

 

 

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VIв. Славяне также как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV-VIIIвв. («Великое переселение народов»), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образования феодальной средневековой Европы. В VIв. восточные славяне нашедшие для себя два места обитания – Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положтв начало многовековой колонизации, завершившийся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII-VIIIвв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов-Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию («из варяг в греки»). В IX-Xвв. здесь жили племена: уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Древнерусские летописи связывали  образование государства в равной степени и с южной Русью, и  с Русью северной. Очевидно, в  IXв. У восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим – земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 822г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство –  Киевская Русь. Вопрос о происхождение  древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной  исторической науке многовековой спор между норманистами, доказывающими  организующую роль скандинавского начала в становлении государства у  славян, и антинорманистами, защищающими  теорию естественного возникновения  славянского государства как  результата длительного общественного  процесса.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX-концом Xв., связан с деятельностью киевских князей – Олега, Игоря, Ольги, Святослава. В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи. Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора. В Киевскую Русь проникает христианство.

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х – начало XIвв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юговосточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне – общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им.

В рамках этого периода истории  Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия  – христианство, в стране появляются первые письменные законы(«Русская правда»).

Наиболее значимым событием этого  периода, оказавшим огромное влияние  на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось  крещение Руси в 988г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически  укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской модели развития.

Третий период (вторая половина XI – начало XIIвв.) характеризуется усилением тенденций распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившими ими князьями из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального порядка наследования власти по старшинству вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из числа его ближайших родственников. Вокруг князя располагалась дружина. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами.

Во второй половине XI – началеXIIвв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобрела номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской  цивилизации, в которой силу серединного  положения Руси между Востоком и  западом в трансформированном виде проявились черты и средневековой  западноевропейской, и традиционной восточной цивилизации.

 

2.Основные этапы внешней  политики России в XIX в.

Сразу после переворота 1801 г. изменилась и внешняя политика России. Павел  I незадолго до смерти прервал все отношения с Англией и заключил союз с правителем Франции Наполеоном Бонапартом, который вел войну с коалицией (союзом) европейских государств во главе с Великобританией. Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии.

Одновременно  ухудшились отношения с Францией. 5 июня 1801г. Россия и Англия заключили  конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта. Вскоре, после того как Наполеон Бонапарт провозгласил себя в 1804 г. императором Франции, Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию (1805 г.). Ее союзниками были Великобритания, Австрия и Швеция. Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась.

Одновременно Россия проводила активную политику на Кавказе. Еще в 1801 г. в ее состав добровольно вошла Восточная Грузия. В 1803 г. была завоевана Мингрелия. На следующий год русскими владениями стали Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1805 г. в ходе русско-иранской войны были завоеваны Карабах и Ширван. В 1806 г.  Была присоединена Осетия. Такое стремительное проникновение России в Закавказье обеспокоило не только Турцию и Иран, но и европейские державы.

В 1806 г. война в Европе вспыхнула  с новой силой. Была создана четвертая  антифранцузская коалиция в составе  Англии, России, Пруссии и Швеции. В немалой степени военным  поражениям способствовало то, что  Россия вела войну на трех фронтах. С 1804 г. она была вынуждена иметь  значительные силы на Восточном Кавказе  для борьбы с Ираном. А в декабре 1806г. Наполеону удалось подтолкнуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не только поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах.

После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к границам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с ненавистным ему Наполеоном, который сам предложил начать переговоры.

Встреча императоров Александра I и Наполеона I проходила 25 июня 1807 г. на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключала с Францией союз и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс. Пока же Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании.

Информация о работе Отечественная история