Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

Материал позволяет понять весь характер и значение изменений, которые были осуществлены правительством, их связь с экономическим и политическим положением в стране, особенностями развития революционного движения. Изучение изменений организационной и правовой основ деятельности царской полиции накануне Февральской революции 1917г. не утратило актуальности и имеет практическое значение в ходе истории современных государств, в том числе и России.

Содержание

1. Введение. Актуальность темы
2. Реформа общей полиции России во второй половине XIX в.
3. Политическая полиция России во второй половине XIX в.
4. Полиция России в начале XX в.
5. Заключение. Основные выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Полиция Российской империи.docx

— 75.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме «Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

 

1. Введение. Актуальность темы

2. Реформа общей полиции России  во второй половине XIX в.

3. Политическая полиция России  во второй половине XIX в.

4. Полиция России в начале XX в.

5. Заключение. Основные выводы.

 

 

Введение. Актуальность темы

 

Выбор хронологических рамок работы – вторая половина XIX в.- начало XX в. – обусловлен различными обстоятельствами: во-первых, активным реформированием правоохранительных органов в указанный период; во-вторых, полиция Российской империи достигла в указанный период достаточно высокого уровня развития, сложилась сложная иерархичная система; в-третьих, схожестью социально-политических проблем второй половины XIX в. и современной России. В совокупности данные факторы предопределяют ценность рассматриваемого историко-правового материала для исследования. На протяжении исследуемого периода неоднократно проводились структурные преобразования органов полиции, направленные на повышение эффективности их функционирования.

В настоящее время, в условиях глубоких социальных, экономических, политических и правовых преобразований, которые происходят в нашей стране, необходимо изучать историю пореформенной России второй половины XIX в., именно ее изучение приобретает особое значение, так как происходит некая повторяемость движения к сходной политико-правовой модели. Осмысление указанных вопросов позволяет повысить эффективность правоохранительной деятельности, открывает новые возможности развития органов внутренних дел как субъекта реализации правоохранительной функции государственной власти. Ситуация, которая сложилась в российском обществе в настоящее время, имеет много аналогий с той, в которой полиции второй половины XIX в. приходилось выполнять свои правоохранительные функции.

Современное развитие правоохранительных органов является неотъемлемой частью процесса модернизации российского государства, права и общества в XIX в. Изучение историко-правовых закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его правоохранительных органов. Переход России к буржуазной монархии от феодально-крепостнического государства должен быть исследован для того, чтобы лучше понять причины событий,  происшедших в феврале 1917 года.

Царским правительством, одновременно с отменой крепостного права, были осуществлены многие важные реформы, которые смогли предопределить дальнейший ход развития Российской государственности. Важнейшее место среди реформ занимала реформа Российской империи. Значительное  влияние почти на все процессы государственной и политической жизни империи имели изменения организационно-правовых основ деятельности русской полиции, которые были осуществлены в ходе ее реформы. Изучение истории развития системы органов полиции необходимо и для определения общих закономерностей совершенствования различных звеньев государственного механизма как в центре, так и на окраинах страны. Царское правительство в начале XX в. приняло меры по развитию общей и политической полиции, которые завершили переход к буржуазным принципам организации полиции от феодальных.

Необходимо проследить весь ход реформы полиции во второй половине XIX - начале XX века, и определить роль и место полиции в системе государственных органов России до 1917 года. Изучение реформ ведомства государственной власти – полиции  позволит расширить представления об основных принципах государственной политики по охране общества от преступных посягательств, показать значение деятельности этих важнейших государственных структур в период смены общественно-экономических укладов. Исследование значения полиции, развития законодательства, которое  регулировало ее организацию и деятельность и условий реализации проектов реформы русской полиции в период с 1862г. по 1917г., позволит избежать в дальнейшем событий 1917г, не допустить такого развития событий, которые могут привести к революции.

Материал позволяет понять весь характер и значение изменений, которые были осуществлены  правительством, их связь с экономическим и политическим положением в стране, особенностями развития революционного движения. Изучение изменений организационной и правовой основ деятельности царской  полиции накануне Февральской революции 1917г. не утратило актуальности и имеет практическое значение в ходе истории современных государств, в том числе и России.

История полиции в период со второй половины XIX до начала XX века позволяет определить, необходимо ли двигаться в направлении формирования полиции как  важнейшего государственного органа, либо уделять большее внимание формированию полиции как органа «правоохранительного».

Необходимо установить, какова была роль полиции в ходе революций 1917г., какие ошибки были допущены царским правительством при проведении реформ полиции, и как реформы полиции повлияли на ход событий 1917г., в результате которых полиция Российской империи прекратила свое существование вместе с самодержавной властью. Рассмотрение этих вопросов довольно актуально для современной России, так как реформа МВД, проведенная в  2011 году в целях снижения коррупции и реорганизации службы охраны общественного порядка имеет довольно противоречивые результаты, она не смогла удовлетворить ни экспертов, ни общество, именно поэтому нужно проследить роль и значение полиции в истории России, начиная со второй половины XIX в.

Исследование формирования государственных структур по охране правопорядка дает обширный материал для выводов и обобщений актуальных и в настоящее время, наглядно демонстрирует сложность и противоречивость процесса становления новых полицейских и административных органов.

В дореволюционный период теоретические вопросы, связанные с пониманием личности и общества, полицейского государства, роли и места полиции в обществе, изучались в трудах: И.Е. Андреевского, Н.А. Бердяева, И.В. Гессена, А.Д. Градовского, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, В.Н. Лешкова, С.А. Муромцева, И.В. Михайловского, П.И. Новгородцева, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и других известных юристов.

Проблемам организации и функционирования российской полиции, посвящены труды правоведов XIX - начала XX века: С.А. Адрианова, И.Е. Андреевского, И.П. Высоцкого, И.П. Моллериуса, A.M. Щукина и других.

Правовые аспекты полицейской деятельности исследованы в трудах И.Т. Тарасова, В.Ф. Дерюженского, В.В. Ивановского и др.

В последние десятилетия исследователи стали вновь обращаться к истории русской полиции, взаимоотношениям полиции и общества. Данные проблемы нашли свое отражение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует отметить работы видных отечественных юристов: Ю.А. Агешина, М.П. Каревой, Е.А. Лукашевой, В. В. Лысенко, Э.В. Кузнецова, В.П. Сальникова.

В осмыслении историко-правовых и теоретических проблем автору помогли труды известных ученых: Я.М. Бельсона, Н.И. Васильевой, Г.Б. Гальперина, Ю.Г. Галая, И.А. Исаева, М.П. Ирошникова, С.М. Казанцева, В.Н. Кудрявцева, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, Р.С. Мулукаева, B.C. Нерсесянца, Ю.П. Титова и других. Однако труды указанных авторов либо посвящены сугубо теоретическим вопросам, связанным с полицейским правом, либо узко отраслевым проблемам обеспечения правопорядка. Вместе с тем, исследуемая проблема является объемной и многоаспектной.

 

 

2. Реформа общей полиции России  во второй половине XIX в.

 

Реформы правоохранительных органов, начавшиеся в 60-е годы XIX в., проводимые одновременно с другими преобразованиями в государственном устройстве Российской Империи, имели целью становление правового государства. Развитие полиции обусловлено необходимостью осуществления контроля за общественными настроениями, обеспечением правопорядка в городах и сельской местности, созданием иерархического бюрократического аппарата. Россия развивалась согласно историческим закономерностям и волю монарха выражала полиция, административные органы, а центральной социальной фигурой становится чиновник-дворянин. Государственная власть рассматривала народ как объект опеки, а люди, отвыкшие от личной инициативы, надеялись на помощь и вмешательство отеческой, патриархальной власти. Централизованное унитарное государство соответствовало направленности на укрепление единства государства, общества и церкви.

Правительство возлагало на полицию местное государственное управление, что означало довольно широкий круг ее полномочий, в том числе регулирование семейных отношений и личной жизни граждан. Государственная полиция делилась на политическую и общую, они не имели связи между собой и подчинялись различным органам. Многие крестьяне Российской империи находились под контролем особой, так называемой вотчинной полиции.

Изменения, произошедшие во второй половине XIX в. в организации и структуре полиции, связаны с буржуазными реформами, проведенными в 1860-1870-х гг. Непосредственной причиной преобразований была крестьянская реформа 1861 г., которая внесла существенные новшества в жизнь уездов. Изменение поземельных отношений и потеря помещиками права собственности на крестьян, включавшим в себя и ряд полицейских прав, вызвали необходимость реорганизации уездных полицейских органов.

С созданием новой судебной системы, введением независимого публичного суда, возникла общественная потребность в реформировании полиции. Пришло время, когда полицейским нужно было более тщательно изучать законодательные нормы, время провозглашения принципа формального равенства всех перед законом. Необходимо было повышать уровень знания права, уровень правовой культуры населения, развивать правовой механизм.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной, охватывающей в полной мере и сельские районы, и более централизованной системы полицейских органов.

 Освобождение  крестьян от крепостной зависимости  обусловило и другие структурные  изменения в государстве. Так, становилось  все более необходимым произвести  перестройку системы управления  государством, неотъемлемой частью  которой являлась полиция, обеспечивающая  правопорядок в такой ответственный  для страны период.

Наиболее заметные преобразования в структуре и деятельности органов полиции были осуществлены в 1862 г. и в 1880 г.

Реформа полиции Российской империи готовилась несколько лет, и 25 декабря 1862 года император утвердил «Положении о нормальных штатах полиции европейской России»  и «Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний». Правила были названы «временными», поскольку продолжение и, что самое главное, комплексное реформирование полиции предполагалось осуществить уже после земской и судебной реформ. Однако случилось так, что нормы «Временных правил» фактически действовали более полувека.  Таким образом, одновременно появились документы, регламентировавшие структуру, функции, обязанности и «нормальные» штаты полиции.

Согласно «Временным правилам об устройстве полиции в городе и уездах губерний», органы полиции строятся по административно-территориальному принципу, городская и уездная полиции были объединены в единый орган – уездное полицейское управление («в губерниях, управляемых по общему учреждению, городская и земская полиция объединяются в общую уездную полицию, ведомству которой подлежит весь уезд с уездными и безуездными городами, посадами, городками и поселками, которые находятся в нем»), которое начиналось с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлялось исправником. Каждая должность была представлена соответствующим классным чином в табели о рангах, пенсиях и мундирах и давала соответствующие привилегии полицейским служащим (В Екатеринославской губернии, на основании «нормальных штатов полиции», в состав Екатеринославского уездного полицейского управления входили: уездный исправник с заработной платой 1500 руб. в год, разрядом должности - VII и разрядом пенсии – V; помощник исправника - с заработной платой 1000 руб., разрядом должности - VIII и разрядом пенсии – VI; секретарь Екатеринославского УПУ - 400 руб., разрядом должности - Х, разрядом пенсии - VII и разрядом мундира – IX; а также столоначальник (2 человека на уездное управление) - по 200 руб. каждый, разрядом должности – XIII, разрядом пенсии - VIII и разрядом мундира – Х; регистратор - 200 руб., разрядом должности - XII, разрядом пенсии - VIII и разрядом мундира – Х ). [1]

Говоря об изменениях в структуре уездной полиции, важно отметить, что сами уезды делились на полицейские станы и более мелкие административно-полицейские единицы (сотни), в состав которых входили села, поселки, дворы и т.д. В станах полицию возглавляли

 


[1] Коротенко Д.В Реформа полиции 1862г.: реалии Екатеринославской губернии.

–Днепропетровск.: Грамота, 2012. 91с.

 

 

становые приставы, должность которых относилась к разряду «исполнительных чинов полиции». У приставов были свои помощники, которые заведовали канцелярской работой и помогали производить объезды станов. Пристав назначался на должность губернатором по ходатайству уездного исправника. Изменение числа станов осуществлялось губернатором по разрешению министра внутренних дел и утверждалось императором. В сотнях (участках) и поселках полицейские функции осуществляли сотские и десятские, которые принадлежали к разряду «нижних чинов полиции». Десятские избирались сельским сходом на срок

не более одного месяца, а сотские – по решению волостного схода – на три года.

Если говорить о вспомогательном персонале УПУ, то реформа 1862 г. практически не коснулась канцелярского аппарата, что хорошо видно по новой смете на канцелярские издержки. Так, если до 1862 г. в Екатеринославской губернии на эту сферу деятельности выделялось 3200 руб., то впоследствии сумма сначала незначительно уменьшилась до 3147 руб. 88 коп. Позднее, в 1868 г. затраты на наем писцов, сторожей, курьеров и на канцелярские расходы составили уже 1200 руб. Правительство, не считая это направление в деятельности полиции важным, постоянно урезало суммы на канцелярские расходы, и в конце концов они были вовсе вычеркнуты из сметы.

Следует подчеркнуть, что после реформы уездный исправник не избирался дворянами, как раньше, а назначался губернатором или генерал-губернатором, что делало его более самостоятельным в принятии решений. В частности, было установлено, что при назначении исправников губернатор «не ограничивается правилами о соответствии чинов и разрядов по должности». Помощник уездного исправника назначался на должность губернатором, а члены-заседатели уездного полицейского управления избирались из дворян, сельских обывателей и горожан.

Деньги на содержание полицейской стражи брались из государственного земского сбора, а выделение средств на лошадей производилось по итогам решения губернских земских собраний. Представляется интересным рассмотреть вопрос о расходах казны на содержание полиции по Екатеринославской губернии. Со времени введения «Временных правил» в 1863 г. они должны были распределяться следующим образом: Екатеринославский уезд - 7050 руб. на 9 полицейских, и, собственно, на Екатеринослав - 6300 руб. на 8 полицейских. Соответственно, в других уездах это были следующие суммы: Ростовском-на-Дону - 8850 руб. на 11 полицейских и в самом Ростове - 4900 руб. на 6 полицейских; в Александровском уезде - 8850 руб. на 11 полицейских; в Бахмутском - 7500 руб. на 10 полицейских; в Верхнеднепровском - 7050 руб. на 9 полицейских; в Новомосковском - 7500 руб. на 10 полицейских; в Павлоградском -7500 руб. на 10 полицейских и в Словяносербском уезде - 7050 руб. на 9 полицейских чинов. Итого по Екатеринославской губернии годовая сумма расходов на полицию равнялась 68350 руб. Это составляло примерно 5% от общей суммы расходов из государственного бюджета на полицию 46 губерний по всей Российской империи. Тем не менее, в 1864 году сумма расходов на Екатеринославскую губернию была увеличена до 79850 руб.

Информация о работе Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг