Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:11, реферат
Материал позволяет понять весь характер и значение изменений, которые были осуществлены правительством, их связь с экономическим и политическим положением в стране, особенностями развития революционного движения. Изучение изменений организационной и правовой основ деятельности царской полиции накануне Февральской революции 1917г. не утратило актуальности и имеет практическое значение в ходе истории современных государств, в том числе и России.
1. Введение. Актуальность темы
2. Реформа общей полиции России во второй половине XIX в.
3. Политическая полиция России во второй половине XIX в.
4. Полиция России в начале XX в.
5. Заключение. Основные выводы.
По праздникам взятки носили почти узаконенный характер. Считалось обязательным, чтобы домовладельцы, торговцы, предприниматели посылали всем начальствующим в полицейском участке к Новому году и прочим большим праздникам поздравления со «вложением». Околоточным, квартальным и городовым «поздравления» вручались прямо в руки, так как поздравлять они являлись сами. Давать было необходимо, иначе могли замучить домовладельцев штрафами: то песком панель не посыпана, то помойная яма не вычищена, то снег с крыш не убран. Драли, как говорилось, «с живого и мертвого», и на «Антона и на Онуфрия», как сказано у Гоголя. Платили владельцы предприятий, больших и малых, платили деньгами, натурой. Даже «ваньки» и ломовые извозчики должны были платить из своих скудных заработков, «бросать» двугривенный или полтинник. Делалось это так: ломовик или извозчик допустил какое-нибудь малейшее нарушение правил движения, например, при следовании «гусем» вместо интервала в три сажени сблизился до двух или обогнал, где не положено, а то и ничего не нарушил, но городовой посмотрел возчику вслед и записал номер, значит, будет штраф, а чтобы его не было, лучше заранее заплатить. И возчик бросал под ноги городовому двадцать, а то и более копеек. Одновременно он кричал: «Берегись!» Городовой понимал условный клич, смотрел-под ноги, а увидев монету, незаметно становился на нее сапогом.
Одеты полицейские были в черные суконные шинели, зимой с барашковым воротником. Летом — в фуражке, зимой в круглой бараньей шапке и башлыке. На ногах валенки с «кеньгами» зимой, летом — сапоги. Вместо шинели в теплое время мундир, в жаркое — белый китель. Вооружены они были шашкой на черной портупее, револьвером на оранжевом шнуре. В народе шашку городового называли «селедкой». Офицерские чины полиции носили общепринятую армейскую форму, которая отличалась кантами, петлицами и цветом околыша. Погоны и пуговицы серебряного цвета. Шашка на золотой портупее.
Основным способом укрепления полиции в условиях революции 1905г. было расширение ее численного состава и увеличение финансирования. В декабре 1905 г. царь утвердил законоположение «Об усилении Московской городской полиции, об увеличении состава городовых той же полиции», в результате которого численность городовых в Москве возросла на одну тысячу человек. 30 октября 1916 г. царем было утверждено Положение об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Одной из основных мер, предусмотренных Положением от 30 октября 1916 г., являлось увеличение штатов рядового состава полиции. Это было произведено путем изменения норм расчета численного состава полиции в соответствии с количеством населения в городах и уездах. Так, численный состав полицейских команд определялся по расчету — один городовой на 400 жителей (раньше — на 500 жителей).
Помимо городовых, приписанных к определённому участку и несущих постовую службу, существовал так называемый полицейский резерв, непосредственно подчинявшийся градоначальнику или полицмейстеру. Резерв выводился на улицу в экстраординарных случаях - забастовки, демонстрации, революционные выступления, проезды царя, членов царской фамилии или иностранных монархов.
Существовали также соединения конных городовых, именовавшиеся конно-полицейской стражей.
Конно-полицейская
стража имелась только в
Особое место в полицейском аппарате России начала XX в. занимала речная полиция. Речная полиция была создана в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и некоторых других городах. Она несла наружную охрану мостов и набережных, а также выполняла спасательные функции. Личный состав речной полиции комплектовался из матросов и морских унтер-офицеров сверхсрочной службы. Офицеры в основном были из бывших морских офицеров, по тем или иным причинам оставивших службу на флоте.
В начале XX в. штат Санкт-Петербургской полиции составляли: Управляющий речной полицией; 4 старших помощника; 1 инженер-механик; 1 корабельный инженер и 1 письмоводитель. В числе нижних чинов - 20 старших и 75 младших городовых и 1 машинист. На время навигации состав Речной полиции усиливался нижними чинами - 88-ю младшими городовыми, 1 машинистом, 5 рулевыми, 5 кочегарами и 5 матросами, так что число всех нижних чинов в навигационное время доходило до 304 человек. Кроме того, с 1 июля 1902 г. добавилось 28 портовых стражников, состоящих в распоряжении речной полиции.
Судовые
средства речной полиции
Наряду с улучшением внешнего вида представителей правопорядка правительство России проявляло заботу о повышении их квалификации. Обучение нижних чинов производили в школе для подготовки околоточных надзирателей и городовых, созданной при Резерве. После 1900 года эта система была расширена. Появились учебные заведения для подготовки унтер-офицеров полиции. К началу 1917 г. в Российской Империи функционировали 14 губернских школ урядников (чины сельской полиции), где они получали первоначальную юридическую подготовку. При сыскных отделениях создавались двухмесячные курсы, в которых будущие сыщики из числа полицейских изучали государственное и полицейское право, уголовное законодательство, судебную медицину, приемы самообороны, знакомились с основами криминалистики.
Наряду с решением оперативно-служебных задач активизировались воспитательный процесс среди личного состава и работа по поднятию престижа полиции среди горожан. В Санкт-Петербурге издавались три иллюстрированных журнала для широких слоев населения, популяризировавших работу сыскной полиции и городовых.[6]
В ситуации, когда массовые антиправительственные выступления участились, правительство в помощь полиции начинает привлекать казачьи части. В итоге, увеличение численного состава полиции и повышение требований к ее деятельности привело к отсутствию квалифицированных кадров в полиции.
Необходимость коренной реформы полиции стала очевидна. После подавления революции 1905-1907гг. начинается поиск вариантов совершенствования и усиления полиции. Создается система районных и местных охранных отделений, увеличивается финансирование тайной полиции, активизируется деятельность политического сыска – охранных отделений. В 1908г. появляется закон “Об организации сыскной части”, согласно которому в полицейских управлениях создаются сыскные отделения, в задачу которых входило производство дознаний по уголовным делам. Сыскная полиция, как и следует из ее наименования, занималась сыском, то есть уголовным розыском. Помимо специального управления сыскной полиции при полицейских частях были представительства сыскной полиции. В каждой части имелись сыскные комнаты. Подавляющее большинство аппарата сыскной полиции составляли чиновники. Помимо административного, следственного и оперативного аппарата сыскная полиция имела многочисленный штат осведомителей в лице дворников, швейцаров, трактирных половых, разносчиков и просто уголовных элементов. Как и все полицейские службы, сыскная полиция занималась и политическим сыском, выполняя поручения охранки или жандармерии.
В 1907 г. министр внутренних дел Столыпин выдвинул проект полицейской реформы. Проект Столыпина содержал положения о необходимости усиления взаимодействия
полицейских служб на различных уровнях. Столыпин выдвинул идею учредить губернские полицейские управления, объединявшие деятельность всех видов полиции (уголовного розыска, жандармерии, охранки) и подчинить их губернатору, увеличить зарплату, издать
единый Устав сыскной полиции.
Горобцов В.И., Гонюхов С.О. Российская полиция в мундире. – М.: Рейтар, 2000. 112 с.
Различные вариации проектов, направленных на совершенствование полиции, привели к тому, что 23 октября 1916 г. Совет министров принял постановление “Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения губернских чинов”. Постановление так и не было воплощено.
Сохранить правящий режим только через силовые, полицейские меры не удалось. Победа Февральской революции стала концом существования российской полиции. 6 марта 1917 г. Временным правительством было издано постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 постановление об упразднении Департамента полиции. Полиция была заменена «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления» Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.
5. Заключение. Основные выводы
В период с 1862-1917г. произошли значительные изменения в структуре и деятельности органов полиции Российской империи, вызванные неэффективностью ее деятельности и произошедшими в стране изменениями ( Крестьянская реформа 1861г., Земская и Судебная реформы 1864г., Реформа городского самоуправления 1870г. и др.) Постепенно сужалась компетенция органов полиции, разграничивались функции между ее отдельными звеньями, менялся принцип комплектования полиции кадрами, формы и методы ее деятельности, повышалась роль полиции в системе органов государственной власти. К 1917 г. структура российской полиции была окончательно отработана и позволяла решать оперативно-розыскные задачи в основном силами урядников, околоточных надзирателей и городовых. Наряду с решением оперативно-служебных задач активизировались воспитательный процесс среди личного состава и работа по поднятию престижа полиции среди горожан.
Однако, в исследуемый период не удалось в полной мере наладить социальное партнерство между полицией и складывающимися институтами гражданского общества. В общественном сознании доминировал стереотип о полицейском как ограниченном и культурно отсталом человеке, о полиции как мало полезной для общества организации. Данные обстоятельства имели крайне негативные последствия. Происходит максимальная централизация органов полиции. Полицейские чиновники фактически не зависят от местного сообщества, главный ориентир для них не закон, не благо подданных, а воля императора и высшего начальника. Государство и общество, вопреки желаниям императоров не соединяются в стремлении достичь публичных интересов, а разъединяются, поскольку государство демонстрирует неуважение обычаев, традиций, не признает право на частную жизнь. Гражданское общество контролировалось государством, политическая оппозиция была немыслима, полиция выполняла приказы правителей. Инициатива, самодеятельность общественных институтов, личности была сведена к минимуму. Участие общественности в правоохранительных мероприятиях было принудительным и не давало эффективных результатов. Фактически функции полиции включали предотвращение опасности для публичных интересов, и прежде всего для государственной безопасности.
Низкая правовая культура населения и чиновников, подавление демократических свобод, самодержавный политический строй, сословная разобщенность, абсолютизация централизма в организации государственной службы, недостаточно развитое самоуправление способствовали формированию бюрократического государственного аппарата. Данные факторы приводили к тому, что практически все реформы, начинания инициировались и направлялись из центра, а в связи с огромными расстояниями, слабо развитыми коммуникациями и недостаточной профессиональной подготовкой большинства провинциальных чиновников, которые к тому же зачастую не понимали или не хотели понимать смысла реформ, последние были неэффективны. Хотя, судя по отчетам, могло казаться, что деятельность активно ведется.
Усиление репрессивных мер, увеличение штатного состава полиции, расширение полномочий органов полиции, не смогли предотвратить социальный взрыв в начале XX в. Правительство делало ставку на подавление революционных настроений в обществе с помощью органов полиции, но не на разрешение обострившихся в стране проблем, явившихся поводом для народных выступлений. Революция стала неизбежной. Если правительству в 1905-1907г. удалось противостоять революционному движению в стране, то в 1917г. крах самодержавия был очевиден, юридически полиция России прекратила существование 11 марта 1917 г., когда временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, выводе всех его чиновников из штата, а 19 марта 1917 г. был распущен отдельный корпус жандармов. Охрану правопорядка в России взяла на себя милиция, созданная Комитетом общественной безопасности, который представлял собой орган буржуазной власти.
Особенно важным, в современных условиях реформирования системы правоохранительных органов, становится отечественный опыт реформирования полиции во второй половине XIX-начале XXв. Детальный анализ ошибок прошлого поможет избежать повторения этих же ошибок в настоящем и будущем. В настоящее время в Российской федерации продолжается реформирование системы правоохранительных органов, начатое в 2011г. с широкомасштабного и глубокого реформирования органов внутренних дел, со вступления в силу с 1 марта 2011г. закона "О полиции". Но принесет ли это реформирование качественные изменения в работе правоохранительных органов? Согласно проведенным опросам, большинство россиян (62%) не видят положительного эффекта от проведенной в 2011г. реформы МВД, многие эксперты так же заявляют, что реформа была провалена. На основе этого можно сделать вывод, что реформы продолжаются, а недовольство в обществе растет.
Список использованной литературы:
Информация о работе Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг