Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:11, реферат
Материал позволяет понять весь характер и значение изменений, которые были осуществлены правительством, их связь с экономическим и политическим положением в стране, особенностями развития революционного движения. Изучение изменений организационной и правовой основ деятельности царской полиции накануне Февральской революции 1917г. не утратило актуальности и имеет практическое значение в ходе истории современных государств, в том числе и России.
1. Введение. Актуальность темы
2. Реформа общей полиции России во второй половине XIX в.
3. Политическая полиция России во второй половине XIX в.
4. Полиция России в начале XX в.
5. Заключение. Основные выводы.
Следует обратить внимание, что с 1 января 1864 г. в связи с введением земской реформы из государственной казны денег на содержание полицейского управления было выделено в 3 раза меньше, чем в предыдущий период. Это связано с тем, что часть средств по содержанию полиции Екатеринославской губернии было решено списывать на баланс губернского города и бюджет земств. Так, на содержание уездных полицейских управлений в 1864 г. государством было выделено: на Екатеринославское - 2738 руб. 2 коп., Александровское - 3335 руб., Бахмутское - 2355 руб. 55 коп., Верхнеднепровское - 2367 руб. 50 коп., Новомосковское – 2388 руб. 88 коп., Павлоградское - 2133 руб. 33 коп., Славяносербск - 2333 руб. 33 коп. На городские полицейские управления (ГПУ) было выделено в Екатеринославе 3251 руб. 12 коп., а в Ростове - 2023 руб. 22 коп. Всего за год сумма содержания полиции из казны уменьшилась до 26309 руб. 28 коп. Однако расходы городов, в свою очередь, увеличились до 14280 руб. 23 коп. Подчеркнем, что земства Екатеринославской губернии содержали полицию в зависимости от уровня своих доходов. Тем более что эта сумма могла доходить до 10% от их общего сбора. Так, за период 1860-1863 гг. из земского сбора было ассигновано 26449 руб. 31 коп., что составляло примерно 1,7% от общей суммы издержек на полицию по Екатеринославской губернии. Кроме того, независимо от уже потраченных сумм, на содержании Екатеринославского земства находилось несколько приставов, которые занимались следствием по делам краж скота (особенно лошадей) и пресечением попыток махинаций «с украденной живностью». [2]
«Временные правила» 1862 г. сохранили самостоятельную, отдельную от уездной, городскую полицию во всех губернских и в «некоторых выдающихся городах, посадах и городках». Законом было установлено, что при назначении полицмейстеров губернатор, как и в случае с исправником, «не ограничивается правилами о соответствии чинов из разряда должностей», а также руководствуется положением о том, чтобы назначать на эту должность «офицеров, находившихся под покровительством Комитета о раненых».
Заседатели общего присутствия городского полицейского управления в отличие от заседателей общего присутствия УПУ избирались путем не прямых, а многоступенчатых выборов. Сначала жители города выбирали своих представителей - ратманов в городской магистрат - и лишь затем избирались двое кандидатов для участия в работе общего присутствия городского полицейского управления.
Во всех губернских городах были образованы городские полицейские управления. Городская полиция получила независимость от уездного полицейского управления. Города стали делиться на участки, которые возглавлялись участковыми приставами, имевшими в подчинении околоточных надзирателей и городовых. Участки городов получили деление на околотки, находившиеся под контролем околоточных надзирателей. В городах управы благочиния заменялись канцеляриями градоначальников, полицмейстеров и обер-полицмейстеров. В их подчинении находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. В городах также образовывались полицейские команды для караулов и охраны общественного порядка. Тем не менее, особенностью организации структуры полиции в городах было функционирование при полицейских управлениях пожарных команд во главе с брандмейстерами. Согласно «Временным правилам», разрешалось также учреждать новые полицейские должности на собственные средства городов. Утверждал представления городов о введении таких должностей лично министр внутренних дел.
С реформой 1862 г. была упразднена должность городничего. Обычно городничие были отставными офицерами, поэтому жалованье им продолжали платить, но уже как военным,
согласно табели об окладах от 17 апреля 1859 г. (в зависимости от чина). Следует отметить,
[2] Коротенко Д.В Реформа полиции 1862г.: реалии Екатеринославской губернии.
–Днепропетровск.: Грамота, 2012. 91с.
что в случае, когда городничий был пенсионером, то пенсия выдавалась ему по чину, в котором он находился в период несения военной службы.
Необходимо отметить, что армейским офицерам было разрешено занимать должности уездных исправников и их помощников, но форменную одежду (военный мундир) при этом могли носить только те, кто имел какие-либо награды на военной службе. Это правило не распространялось на полицмейстеров, должность которых никаких изменений не претерпела.
В целом реорганизация полиции произвела положительный эффект, хотя недостатки и ошибки при ее проведении еще предстояло исправлять. Новое устройство городского и уездного полицейских управлений и увеличение штата полиции были действительно необходимыми, так как ранее для большинства населения, по мнению современников, «полиции как административной власти» тогда не существовало вовсе. Проведенная реформа утвердила и новый принцип функционирования местной полиции, сделала ее структуру более стройной, а комплектование - более совершенными.
Можно сделать вывод, что 60-е гг. XIX в. стали переломными в развитии, реорганизации и дальнейшем функционировании органов полицейской власти в Российской империи. При этом новые
принципы, заложенные реформой 1862 г., стали основополагающими и сохранились в основном вплоть до революции 1905-1907 гг.
6 августа 1880г. была проведена важная реформа полиции, коснувшаяся центральных органов полиции и связанная с реорганизацией Министерства внутренних дел. До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственного его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, позднее он назывался просто департаментом полиции, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и 3 отделение. В 1883 г. к нему был присоединен Судебный отдел, осуществляющий надзор за политическими делами. В ведении Департамента находились охранные отделения, городские и уездные полицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. С Департаментом был тесно связан Отдельный корпус жандармов, входивший в состав Министерства внутренних дел. В состав Министерство внутренних дел входило Особое совещание, ведавшее вопросами административной ссылки. Департамент полиции состоял из нескольких делопроизводств, в задачи которых входили: вопросы политического сыска, работа с заграничной агентурой, негласный надзор и т.д. Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы,- присутствий по крестьянским делам, делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и прочее. Ключевой должностью стала должность исправника. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.
Сосредоточение в руках единого органа руководства общей широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительна расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции В единую полицейскую систему были включены губернские жандармские управления, с целью сосредоточения высшего управления всеми органами в одних руках.
В феврале 1880г. Был образован временный чрезвычайный орган для борьбы с терроризмом, получивший название - Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия [3] — учреждена в городе Санкт-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г., в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генерал-адъютанта графа М. Т. Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Е. И. В. генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. 5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления — городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главно начальствующего в С.-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.
14 февраля 1880
г. последовало первое обращение
главного начальника к жителям
столицы, в котором он высказал
свой взгляд на предстоящую
ему трудную задачу. Бороться
со злом он думал двоякими
средствами: 1) уголовно-полицейскими,
не останавливаясь ни перед
какими мерами строгости для
наказания преступных действий,
и 2) государственными —
С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. главному начальнику комиссии были временно подчинены III-e отделение Собственной
[3] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Его Императорского Величества Канцелярия и корпус жандармов, были переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 г. Верховная распорядительная комиссия была закрыта, с передачей ее дел в названное министерство. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших ее членов в особые совещания.
С августа 1880г. в Министерстве внутренних дел сосредоточилось управление всей полицией Российской империи. Образуется Департамент государственной полиции, включающий государственную и исполнительную полицию и состоящий из отделов, состав которых изменяется в зависимости от ситуации в стране. Утверждение в 1862г. положения "О негласном полицейском надзоре", должно было сделать негласный надзор "в отличие от надзора гласного, как меры пресечения и наказания, мерой превентивной, способом предупреждения государственных преступлений, посредством тайного наблюдения за лицами сомнительной благонадежности".
Таким образом, к концу XIX в. военные подразделения, которые осуществляли полицейские функции, были заменены созданной профессиональной полицией, являвшейся всесословной. У органов полицейского надзора была сконцентрирована вся реальная репрессивная власть. Реформа общей полиции не привела к явному повышению качества ее кадров . Должностные оклады, которые были установлены в 1862г., не менялись и вскоре перестали быть стимулом к работе. Система льгот и поощрений, созданная в ходе реформы, не компенсировала недостаточное материальное обеспечение. В связи с проведением крестьянской реформы 1861г. Повысился показатель преступности в Империи, но штатный состав полицейских органов продолжал оставаться немногочисленным и относительно стабильным.
3. Политическая полиция России во второй половине XIX в.
Преобразования, произошедшие в 60-х гг. XIX в., и волнения весны 1861г. поставили перед политической полицией ряд проблем: значительно расширился круг лиц, попадавших под наблюдение; отсутствовали новые методы политического сыска; сохранялся прежний численный состав политической полиции, ставший недостаточным в условиях реформ.
Реформа политической полиции в 60-х гг. была вызвана изменениями в революционном движении, которое значительно расширялось, а также необходимостью усиления контроля за органами власти на местах. С 1866 г. начинается реформирование системы политического сыска, значительное внимание в котором уделено организации агентурной работы. Главной задачей политической полиции оставалась борьба с терроризмом.
В систему органов политической полиции в конце XIX входил Отдельный корпус жандармов, структуру которого определяло Положение об Отдельном корпусе жандармов [4]
[4] Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2004 г. 286 c.
от 9 сентября 1867г., в соответствии с которым корпус состоял из Главного управления, управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 56 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-Западного края, наблюдательного состава, петербургского и московского дивизионов, 13 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах.
Согласно положению, вместо жандармских округов, включающих в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды.
Положение 1867 г. различало жандармские управления Московской губернии и губернские управления первой и второй категории. Различия основывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях и выражались в большей или меньшей штатной численности и сумме добавочного жалованья, выплачиваемого чинам.
В связи с массовым строительством железных дорог для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тыс. человек. Начальник губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции.
В штат губернского управления входили: начальник, помощник начальника, адъютант, секретарь и два писаря. Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов, переименованный в 1870 г. в дополнительный штат губернских жандармских управлений, состоял исключительно из унтер-офицеров, в задачу которых входил сбор информации о настроении умов в Империи. Унтер-офицеры размещались в губерниях и уездах в специальных пунктах из расчета по два человека на пункт.
Информация о работе Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг