Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:11, реферат
Материал позволяет понять весь характер и значение изменений, которые были осуществлены правительством, их связь с экономическим и политическим положением в стране, особенностями развития революционного движения. Изучение изменений организационной и правовой основ деятельности царской полиции накануне Февральской революции 1917г. не утратило актуальности и имеет практическое значение в ходе истории современных государств, в том числе и России.
1. Введение. Актуальность темы
2. Реформа общей полиции России во второй половине XIX в.
3. Политическая полиция России во второй половине XIX в.
4. Полиция России в начале XX в.
5. Заключение. Основные выводы.
Корпус жандармов комплектовался офицерами и классными чинами переводом офицеров из других частей войск всех родов оружия и классных чинов из запаса армии или отставки. Нижними чинами Корпус пополнялся по ежегодным распределениям новобранцев Главным штабом или переводом их из других частей войск. Унтер-офицеры принимались на сверхсрочную службу в жандармерию из запаса или отставки. В жандармские дивизионы принимались только кавалерийские офицеры, прослужившие в строю не менее двух лет. К переводу в Отдельный Корпус жандармов допускались офицеры, имевшие звание не выше капитана или ротмистра армии. Изъятия из этого правила могли быть сделаны только командиром Корпуса "в видах особой, ожидаемой для службы пользы".
Не принимались в Корпус офицеры, бывшие в штрафах по суду или имевшие долги. Желавший поступить на службу в Корпус офицер подавал на имя начальника штаба докладную записку с приложением кратких сведений о своей службе. Так как докладные записки подавались через начальников местных жандармских управлений, последние, представляя их в штаб, обязаны были приложить к ним послужные списки, а также сведения о нравственных качествах и способностях офицера, его репутации и отношении к службе.
Те офицеры, которые удовлетворяли условиям, требуемым для службы в жандармерии, подвергались экзаменам при штабе Корпуса. Экзаменационная комиссия под председательством начальника штаба Корпуса состояла из генерала или штаб-офицера для особых поручений при главном управлении Корпуса жандармов, чинов штаба и представителей Департамента полиции. Экзамен проходил в два этапа - сначала письменный, состоявший в написании работы на заданную тему, а затем устный, причем комиссия должна была удостовериться в знакомстве офицера с иностранными языками, если о знании их было заявлено при подаче докладной записки.
Офицеры, сдавшие экзамен, вносились в список кандидатов на прикомандирование к штабу Корпуса. С появлением вакансий старшие по времени внесения в список кандидатов офицеры, с разрешения командира Корпуса, прикомандировывались к штабу, где проходили специальную подготовку к будущей службе в жандармерии. Затем прикомандированные к штабу офицеры сдавали экзамен по преподававшейся им программе. Те, кто проходил это испытание успешно, назначались командиром корпуса на вакантные должности.
Согласно § 46 Положения 1867 г. к переводу в Корпус жандармов допускались лишь офицеры, "которые окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и прослужили в войсках во фронте не менее пяти лет" [5]. Однако со временем срок необходимой выслуги уменьшился до двух лет, а в 1906 г. шеф жандармов Дурново ходатайствовал не только о полной его отмене, но и об отказе от образовательного ценза. В представлении в Военное министерство от 15 июня 1906 г. он писал, что "в настоящее время встречается крайнее затруднение в комплектовании офицерами частей и подразделений Отдельного корпуса жандармов" и что вследствие этого к переводу в корпус нужно допустить всех офицеров независимо от их образования и выслуги в войсках. Тем не менее непрестижность службы в жандармерии приводила к все большему некомплекту в Корпусе, особенно обер-офицеров. Так, в 1916 г. в России насчитывалось 76 губернских жандармских управлений и только в шести из них были заняты должности адъютантов, причем даже в столичных управлениях, где штатами предусматривалось по две должности адъютантов, в Москве вакантными были обе, а в Петербурге одна Залесский.
Состав нижних чинов дополнительного штата губернских, областных и уездных жандармских управлений и крепостных жандармских команд комплектовался исключительно унтер-офицерами всех родов войск, принимавшимися на сверхурочную службу в Корпус из запаса армии или отставки. Зачисление на сверхсрочную службу производилось распоряжениями начальников управлений и командиров жандармских дивизионов.
О каждом принимавшемся в Корпус унтер-офицере собирались подробные сведения относительно благонадежности, прежнем прохождении службы и личных качествах. В соответствии с § 53 Положения о Корпусе жандармов 1867 г. поступивший на службу унтер-офицер должен был дать подписку о том, что он обязуется прослужить в жандармерии не менее пяти лет.
Объем дисциплинарной власти начальников жандармских частей определялся армейским дисциплинарным уставом. Согласно § 10 Положения о Корпусе жандармов 1867 г. шеф жандармов, а с 1882 г. командир корпуса обладал правами командующего войсками военного округа. Это означало, что в отношении личного состава он имел право: объявлять замечания и выговоры устно или в приказе, подвергать штаб и обер-офицеров аресту домашнему или на гауптвахте до 30 суток, удалять от должности любого чина Корпуса и разрешать увольнение в запас или в отставку.
Начальники округов пользовались правами командиров дивизий, что означало право объявления замечаний и выговоров устно или в приказе подведомственным чинам вплоть до
[5] А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. Полиция и милиция России: страницы истории - М.: 1995. 345 с.
генералов и гражданских чиновников соответствующих классов, право ареста штаб-офицеров на 14 и обер-офицеров на 30 суток, право снимать с должностей начальников подведомственных частей и право отказывать в назначениях и представлениях к званиям. Начальники губернских управлений и командиры дивизионов имели права командиров полков и могли объявлять замечания и выговоры устно и в приказе, подвергать аресту штаб-офицеров до трех и обер-офицеров до семи суток и входить с представлением по команде о служебном несоответствии подведомственных им чинов.
Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние и на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и корпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно каким нормативным актом регулируется его деятельность. Эта ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием "Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений". Этот акт вводил жандармерию в число участников у головного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Жандармы были обязаны сообщать в прокуратуру и полицию о всех замеченных преступлениях и проступках, подсудных общим судебным установлениям. В тех случаях, когда до прибытия полиции следы преступления могли уничтожиться, а подозреваемый скрыться, жандармы были обязаны принять меры к сохранению следов и задержанию подозреваемого. Прокурор имел право, с согласия начальника губернского жандармского управления, назначать жандарма для проведения дознания по уголовному преступлению, причем последний в таком случае действовал в полном объеме предоставленных законом прав, не стесняясь присутствием чинов общей полиции. Специальный раздел Правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий – осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.
Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов. Непосредственным, поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на императора Александра 2. Но действительные причины реформы были гораздо глубже. Дело в том, что когда в середине 20-х годов 19 века создавался корпус жандармов, революционное движение было по преимуществу движением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Иное положение сложилось в 60-70-е гг. 19 века.
Главной фигурой в революционном движении стал революционер-разночинец. Это привело к переориентации жандармерии на наблюдении за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов.
Губернские управления являлись основным звеном структуры Отдельного корпуса жандармов. Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов отвечал за сбор информации о настроениях умов в государстве. По принятым в 1871г. правилам «О порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений", жандармерия была включена в число участников уголовного процесса с правом проведения дознаний по государственным преступлениям. Также, кроме корпуса жандармов, в состав политической полиции было включено и 3-е отделение СЕИВК (Собственной Его Императорского Величества канцелярии).
В условиях назревавшего кризиса внутри государства конца XIX - начала XX вв., правительство Российской империи стремилось укрепить полицейские ряды, в частности, через разрешение социальных проблем для полицейских чинов: достойное материальное обеспечение, решение жилищных проблем, создание условий для нормального несения службы.
6 августа 1880г. был принят указ "О закрытии Верховной распорядительной комиссии, упразднении III-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии". Функции III-го Отделения и командование Отдельным корпусом жандармов переданы в МВД, где образуется Департамент Государственной полиции - наследовал с 15 ноября 1880 дела Департамента полиции исполнительной Министерства внутренних дел. В ведении Департамента полиции находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Был тесно связан с Отдельным корпусом жандармов и его местными органами, формально входил в состав Министерства внутренних дел. Также в ведении Департамента полиции находилась специальная агентура — гласная и негласная. Особый отдел насаждал в политических партиях и организациях провокаторов (дело Е. Ф. Азефа). Департамент полиции являлся вдохновителем погромов, политических процессов, деятельности черносотенных организаций. После падения самодержавия в феврале 1917 Департамент полиции упразднён. Вместо него было учреждено Временное управление по делам общественной полиции (с 15 июня — Главное управление по делам милиции Министерства внутренних дел), ликвидированное Великой Октябрьской социалистической революцией 1917.
Действия царского правительства в борьбе с революционным движением, представители которого перешли к террористическим методам борьбы с самодержавием в 60-70гх гг. основывались на усилении репрессивных мер, ужесточении законодательства в отношении дел о политических преступлениях.
Оценивая итоги реформы, можно заключить, что использование репрессивных мер в борьбе с революционным движением, разобщенность звеньев органов полиции, отсутствие поддержки со стороны широких слоев населения и другие недостатки русской политической полиция не позволили ей предотвратить террористические акты, после которых правительство приняло новые меры по усилению политической полиции.
Улучшению координации и совершенствованию методов руководства полицией способствовало ее объединение в одно ведомство. Существование тайной политической полиции, ведающей политическими преступлениями, сохраняло в обществе постоянное напряжение, вызванное страхом доносов, часто необоснованных.
С конца XIX века политическая полиция начинает переходить от старых методов повальных арестов и обысков к методам секретной полицейской разведки, для чего создаются независимые охранные отделения - местные отделы Департамента полиции. Впервые появились в Санкт-Петербурге (1866) и Москве (1880); к 1907 - в 27 промышленных и культурных центрах. Первое охранное отделение было создано в 1866 году при Санкт-Петербургском градоначальнике после покушения Дмитрия Каракозова на императора Александра II. Оно называлось «Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге». Охранные отделения ведали политическим сыском, имели агентов для наружного наблюдения (филёров) и секретных агентов, засылаемых в политические партии. Упразднены после Февральской революции 1917.
Многочисленные попытки покушений на императора (В течение жизни Александра II на него было совершено восемь покушений, последнее из них заговорщикам из политической организации «Народная воля» удалось завершить успешно), теракты в отношении чиновников, показали неспособность политической полиции бороться с революционным терроризмом.
К началу XXв. политическая полиция окончательно утрачивает контроль над ситуацией в стране, революционное движение достигло пика своего усиления.
4. Полиция России в начале XX в.
Общественная нестабильность в начале XX в. показала неспособность полицейского аппарата держать ситуацию в стране под контролем. В ситуации, когда власть больше не могла сдерживать общественное движение, был сделан шаг в сторону расширения репрессивного аппарата.
В начале XX в. в полиции произошли структурные и штатные изменения, связанные с обострением политической ситуации и социальной напряженности в стране. Важной мерой по расширению и укреплению полицейского аппарата в стране явилось создание, по Закону от 5 мая 1903 г., в 46 губерниях России полицейской стражи «для охраны благочиния, общего спокойствия и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции». Ее главной задачей было пресечение антиправительственных выступлений местного значения с тем, чтобы не отвлекать основные силы полиции. «Уездная полицейская стража, — говорилось в Циркуляре Министерства внутренних дел от 12 февраля 1906 г.,— есть, прежде всего, сила в руках губернаторов и уездных исправников для подавления беспорядков и для прекращения разбоя в губерниях и уездах, не прибегая к содействию войск и не отрывая последних от прямых обязанностей». Закон от 5 мая 1903 г. устанавливал, что общее количество стражников в губернии определялось по расчету: один стражник на каждые 2500 человек населения. В период революционного подъема, в декабре 1905 г., полицейская стража действовала уже в 50 губерниях. Кроме того, в губерниях, где вводилась полицейская стража, образовывались «особые конные команды, численностью в 25% наличного состава стражи». Отличие новой структуры было в том, что прежние полицейские должности низшего звена (десятский, сотский) были выборными и являлись временными, стражников же нанимало государство и они являлись государственными служащими. Стражники являлись представителями конной полиции и комплектовались из местных жителей, отслуживших действительную военную службу в артиллерии или кавалерии. Своим внешним видом они походили скорее на солдат, чем на городовых, чему способствовали их серые солдатские шинели. Создание уездной полицейской стражи, находящейся на государственной службе и получавшей зарплату из казны, было вызвано политической ненадежностью десятских и сотских, которые довольно часто принимали участие в крестьянских выступлениях. Уездная полицейская стража была подчинена политической полиции.
Полиция в городах составляла целую иерархическую лестницу, во главе которой стоял градоначальник. Градоначальники назначались, как правило, лично императором и имели чин не ниже генерала или действительного статского советника. В столичных городах России градоначальники порой имели чин генерал-адъютантов и принадлежали к свите императора.
Высокий статус градоначальника наглядно характеризовало его форменное обмундирование, которое отличалось дорогим шитьем, качеством материала. Далее следовали (в каждой части) — полицмейстер, пристав, помощники пристава, околоточные, квартальные и постовые городовые. Полицмейстеры, если они перешли на службу в полицию из войск, числились по полиции, а не по полкам и носили полицейскую форму, имели обычно звание от полковника до генерал-майора, а если были чиновниками, то статского и действительного статского советника (4-5 класс по табелю о рангах). В обязанности домовладельцев, старших дворников и швейцаров входило содействие полиции в выявлении и пресечении правонарушений. На первый взгляд — стройная система, которая должна была обеспечить порядок в городе. На самом же деле все было не так. Полицейские чины были взяточники. За взятку можно было скрыть всякое правонарушение и даже преступление. Поэтому полиция не пользовалась в народе уважением, ее не почитали и попросту презирали. Простой люд видел в них грубых насильников. Они могли ни за что посадить в «кутузку», заехать в зубы, наложить штраф, чинить препятствия в самом правом деле. Интеллигентные люди презирали полицию за преследование передовых людей, с брезгливостью относились к полицейским, как нечистоплотным людям.
Особое внимание в начале XX века правительство Российской империи уделяло городской полиции, это было связано прежде всего с зарождением нового социального класса - пролетариата. Начиная еще с 1866 г. все города делились на полицейские участки. Во главе участка стоял участковый пристав. Полицейские участки, в свою очередь, были разделены на околотки, которыми ведали околоточные надзиратели. Нижние чины полиции, несшие постовую службу, назывались городовыми. Кроме полицейских персонал участка включал чиновников, которые ведали паспортами, канцелярией и обслуживали полицейский телеграф.
Большинство полицейского начальства состояло из офицеров, изгнанных из полков за неблаговидные поступки: нарушение правил чести, разврат, пьянство, нечистую карточную игру. Полицейские чины в общество не приглашались. Даже сравнительно невзыскательный круг купцов Сенного рынка или жуликоватые торгаши Александровского рынка не звали в гости ни пристава, ни его помощников, а уж тем более околоточного. Если требовалось ублажить кого-нибудь из них, приглашали в ресторан или трактир, смотря по чину. Нередко за угощением «обделывались» темные дела, вплоть до сокрытия преступления.
Информация о работе Полиция Российской империи, 1862 - 1917 гг