Правовое регулирование археологических раскопок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….……………. 3
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири ………………………………….............................. 32
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……... 44
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.74 Кб (Скачать файл)

Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации.

Базовым законом в области  сохранения, использования и государственной  охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009).

Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных  конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов  и иных этнических общностей в  Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды  обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с указанным  законом объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) народов Российской Федерации  представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного  наследия.

Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации  гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов Российской Федерации  в интересах настоящего и будущего поколений ее многонационального народа.

При этом, в соответствии с указанным законом, - государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных  блока правоотношений:

- отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

- порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Необходимо отметить, что  к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами  культурного наследия как объектами  недвижимого имущества применяется  соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным  законом № 73-ФЗ.

В соответствии с Федеральным  законом № 73-ФЗ объекты культурного  наследия подразделяются на следующие  категории историко-культурного  значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  в области сохранения, использования, популяризации и государственной  охраны объектов культурного наследия.

Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность  объектов культурного наследия в  интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к  объектам культурного наследия в  порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное  получение информации об объекте  культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом  №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право  оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной  охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации  и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации  отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения  закона.

В настоящее время приняты  следующие подзаконные акты:

Положение о государственной  историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).

Положение о едином государственном  реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)

Форма паспорта объекта культурного  наследия (Утверждена Приказом Федеральной  службы по надзору за соблюдением  законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)

Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право  проведения работ по выявлению и  изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного  наследия от 03.02.2009 № 15).

Однако многие подзаконные  акты так и остались непринятыми:

Порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной  охраны объектов культурного наследия.

Методика определения  общего объема средств, предусмотренных  в Федеральном фонде компенсаций  в виде субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся  в федеральной собственности 

Порядок выплаты физическому  или юридическому лицу, являющегося  собственником объекта культурного  наследия федерального значения, включенного  в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего  за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных  им затрат.

Порядок направления предложений  о включении объектов культурного  наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО).

Порядок организации историко-культурного  заповедника федерального значения.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс  разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и ее субъектами.

В настоящее время указанный  процесс не завершен. Правительством РФ были приняты только следующие  акты:

Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-Р).

Разграничение форм государственной  собственности на объекты культурного  наследия. Санкт-Петербург. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 651-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2057-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 680-Р).

Разграничение форм государственной  собственности на объекты культурного  наследия. Свердловская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 7 апреля 2008 г. № 437-Р).

Разграничение форм государственной  собственности на объекты культурного  наследия. Калининградская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1048-Р).

Разграничение форм государственной  собственности на объекты культурного  наследия. Калужская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 2 октября 2009 г. № 1412-Р).

В этой связи необходимо также отметить особенности приватизации памятников истории и культуры, которая  на сегодняшний день возможна в отношении  тех объектов, по которым завершен процесс разграничения собственности.

Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).

При этом охранное обязательство  должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных  и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного  наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.

Ответственность за нарушения  законодательства об охране историко-культурного  наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации  и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация  также ратифицировала ряд европейских  конвенций, которые стали составной  частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия (табл. 1).

Таблица 1 – Европейские  конвенции по охране археологического наследия, ратифицированные РФ

Конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» и Исполнительный регламент

7 августа 1956 г.

Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г.

Федеральный конституционный  закон 
от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» Федеральный конституционный закон 
от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Первый протокол 1954 г. к Конвенции «О защите культурных 
ценностей а случае вооруженного конфликта»

7 августа 1956 г.

Протокол ратифицирован  Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г.

Федеральный конституционный  закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Конвенция 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»

24 апреля 1972

Конвенция ратифицирована Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 02.02.1988 г. №8423-Х1. Ратификационная грамота СССР передана Генеральному директору ЮНЕСКО 28 апреля 1988 г.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Конвенция 1972 г. «Об охране 
всемирного культурного и 
природного наследия»

17 декабря 1975

Конвенция ратифицирована Указом Президиума 
Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. 
№8595-Х1. Ратификационная грамота сдана на 
хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 12 
октября 1988 г. Конвенция вступила в силу для 
СССР 12 января 1989 г.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 
№73-Ф3 «Об объектах культурного 
наследия (памятниках истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации» с изменениями

Закон РСФСР от 15 декабря

1978 г. «Об охране и использовании 
памятников истории и культуры» (с 
изменениями от 18 января

Европейская Конвенция 1985 г. «Об 
охране архитектурного наследия 
Европы»

1 января 1987 г.

Конвенция ратифицирована СССР. Конвенция 
вступила в силу для СССР 1 марта 1991 г.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 
№73-Ф3 «Об объектах культурного 
наследия (памятниках истории и 
культуры) народов Российской 
Федерации» с изменениями

Информация о работе Правовое регулирование археологических раскопок