Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства.
Введение ……………………………………………………………….……………. 3
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири ………………………………….............................. 32
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……... 44
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Базовым законом в области
сохранения, использования и
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральным законом № 73-ФЗ
установлено, что в Российской Федерации
гарантируется сохранность
При этом, в соответствии с указанным законом, - государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:
- отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
- порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».
Необходимо отметить, что
к отношениям, связанным с владением,
пользованием и распоряжением объектами
культурного наследия как объектами
недвижимого имущества
В соответствии с Федеральным
законом № 73-ФЗ объекты культурного
наследия подразделяются на следующие
категории историко-
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В статье 7 Федерального закона
№ 73-ФЗ детализируются права граждан
Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства
в области сохранения, использования,
популяризации и
Так, гражданам Российской
Федерации гарантируется
В статье 8 закрепляются полномочия
общественных и религиозных объединений,
которым предоставляется право
оказывать содействие федеральному
органу исполнительной власти, специально
уполномоченному в области
Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения закона.
В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:
Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 № 15).
Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:
Порядок осуществления государственного
контроля в области сохранения, использования,
популяризации и
Методика определения
общего объема средств, предусмотренных
в Федеральном фонде
Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности
Порядок выплаты физическому
или юридическому лицу, являющегося
собственником объекта
Порядок направления предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Порядок организации историко-
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и ее субъектами.
В настоящее время указанный процесс не завершен. Правительством РФ были приняты только следующие акты:
Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-Р).
Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Санкт-Петербург. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 651-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2057-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 680-Р).
Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Свердловская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 437-Р).
Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калининградская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1048-Р).
Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калужская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1412-Р).
В этой связи необходимо
также отметить особенности приватизации
памятников истории и культуры, которая
на сегодняшний день возможна в отношении
тех объектов, по которым завершен
процесс разграничения
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).
При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.
Ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Российская Федерация также ратифицировала ряд европейских конвенций, которые стали составной частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия (табл. 1).
Таблица 1 – Европейские конвенции по охране археологического наследия, ратифицированные РФ
Конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» и Исполнительный регламент |
7 августа 1956 г. |
Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. |
Федеральный конституционный
закон |
Первый протокол 1954 г. к Конвенции
«О защите культурных |
7 августа 1956 г. |
Протокол ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. |
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» |
Конвенция 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» |
24 апреля 1972 |
Конвенция ратифицирована Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 02.02.1988 г. №8423-Х1. Ратификационная грамота СССР передана Генеральному директору ЮНЕСКО 28 апреля 1988 г. |
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» |
Конвенция 1972 г. «Об охране |
17 декабря 1975 |
Конвенция ратифицирована Указом
Президиума |
Федеральный закон от 25 июня
2002 г. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании |
Европейская Конвенция 1985 г.
«Об |
1 января 1987 г. |
Конвенция ратифицирована СССР.
Конвенция |
Федеральный закон от 25 июня
2002 г. |
Информация о работе Правовое регулирование археологических раскопок