Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства.
Введение ……………………………………………………………….……………. 3
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири ………………………………….............................. 32
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……... 44
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49
Оценивая предпосылки
для осуществления мероприятий
по сохранению объектов культурного
наследия в республике, можно отметить,
что потенциал, представляемый правовым
полем, используется органами исполнительной
власти при разработке целевых программ,
которые призваны решать текущие
проблемы популяризации историко-
В Республике Хакасия Закон «Об историко-культурном наследии народов Республики Хакасия» принят 20 июня 2000 г.13 Настоящий Закон определяет особенности экономического, правового положения историко-культурного наследия народов Республики Хакасия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия. Поскольку Закон в Хакасии был принят позже, чем в других республиках Южной Сибири, его содержательная часть проработана значительно глубже. В ст. 4 определены объекты историко-культурного наследия:
- памятники археологии (остатки
построек древних поселений,
- памятники истории (места
исторических событий,
- архитектурные памятники
(памятники монументального,
- документальные памятники (документы, печатные издания независимо от вида носителя информации, имеющие историческое, социальное, экономическое, политическое, культурное значение);
- памятники интеллектуального
и духовного наследия (фольклор,
обычаи и обряды, праздники, традиционные
и старинные технологии, виды
и формы хозяйствования, быта
и природопользования, языки, диалекты,
религиозные культы и
В рассматриваемом Законе
четко сформулированы полномочия Верховного
Совета и Правительства Республики
Хакасия в области охраны и
использования историко-
Участки историко-культурных заповедных территорий остаются в пользовании владельцев. На заповедных территориях не допускаются проведение земляных, дорожных, мелиоративных работ и иные виды хозяйственной деятельности, создающие угрозу целостности объектов историко-культурного наследия.
Территория историко-
В настоящее время Закон «Об историко-культурном наследии народов Республики Хакасия» практически приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Первые региональные акты
были приняты в 1994 г., последние уточнения
к законам относятся к 2008 г. История
законодательных инициатив
С 2002 г., после принятия Федерального
закона об историко-культурном наследии,
начался долгий процесс внесения
изменений в региональные законы.
К 2008 г. законы об историко-культурном
наследии в республиках Южной
Сибири были унифицированы и приведены
в соответствие с федеральным
законом. Однако свою положительную
роль региональное законодательство в
сфере историко-культурного
Специальных законодательных актов, регулирующих вопросы использования историко-культурного наследия муниципальными образованиями, пока нет. В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»14 муниципальным образованиям вменяется только охрана и сохранение объектов историко-культурного наследия местного значения. В этой связи на уровне районов принимались постановления и распоряжения только в Республике Хакасия. В Аскизском районе приняты два постановления о создании музеев под открытым небом и два распоряжения о выделении земельного участка для музея «Хуртуях тас».
Таким образом, федеральные
законы создают необходимые условия
для дальнейшего
Как упоминалось выше, с 2002
по 2008 г. в республиках Южной Сибири
осуществлялась работа по унификации
и уточнению содержания региональных
законов об охране историко-культурного
наследия. Отсутствие в указанный
период у региональных органов власти
заметно выраженной практической деятельности
в сфере охраны и сохранения культурного
наследия, обусловленное постоянными
уточнениями и изменениями
В настоящее время сложилась
ситуация, при которой регионы
либо заморозили всякую законодательную
инициативу в области историко-
Важнейшей проблемой осуществления регионами переданных полномочий в сфере охраны культурного наследия является отсутствие единого толкования норм, установленных Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Современные законодательные акты, принимаемые регионами, содержат элементы, отражающие «региональную» (национальную) специфику, что в перспективе создаст серьезные проблемы для регионов в исполнении переданных полномочий в области охраны историко-культурного наследия.
2.2 Основные проблемы
в области охраны
В настоящее время в Республике Алтай существуют следующие проблемы в области сохранения археологического наследия:
В Республике Алтай формально существует государственный орган охраны археологического наследия. На деле этими вопросами как занималось прежде, так и продолжает заниматься государственная некоммерческая организация «Агентство по сохранению историко-культурного наследия».
При наличии во всех субъектах федерации законов об объектах культурного наследия, допущено их несоответствие федеральному законодательству.
Не заложена система финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, за исключением обозначения льгот для лиц в плане компенсации расхода средств в этих целях.
Также не прописан порядок принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр и не заложено проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Не предусмотрена
Не прописаны полномочия органов местного самоуправления.
В порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия не заложено требование наличия соответствующей лицензии.
Как результат данного несоответствия - принятие нормативных актов, полностью противоречащих федеральному законодательству. Например, Постановление Государственного собрания Эл-Курултай от 10 июля 1997 г. № 22-65 «О запрете раскопок курганов в Кош-Агачском районе».
Наблюдается формальный подход к оформлению охранных обязательств. В Республике Алтай работа по оформлению охранных обязательств не проводиться вообще.
Отсутствует учетная документация на памятники археологии Большая часть объектов археологии находится в статусе выявленных, и учет этих объектов фактически ведется только списками с указанием примерного местоположения. В результате проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются без согласования с государственными органами охраны объектов культурного наследия и без предварительного исследования земельных участков на предмет выявления памятников археологии. В Республике Алтай согласования проведения работ носят случайный характер на основе личных контактов директора ГНУ «Агентство по культурно-историческому наследию» с руководителями хозяйствующих субъектов.
Отсутствуют проекты охранных зон в исторических поселениях и населённых пунктах, в которых расположены объекты культурного наследия, в том числе и федерального значения. В результате проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются без согласования с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.
Недостаточно используется практика применения в полном объеме установленных законодательством мер и привлечения к ответственности лиц за повреждение объектов культурного наследия, нанесение им ущерба, изменение облика и интерьера, являющихся предметом охраны объектов культурного наследия.
Кратко оценивая современное состояние дела охраны исторического и культурного наследия и музеефикации памятников Республики Алтай, можно сказать, что ситуация постепенно приобретает угрожающие черты.
Расширяется деятельность грабителей,
ведется интенсивное
Как уже говорилось выше, музеефикация (то есть превращение какого-либо памятника в объект музейного показа), на наш взгляд, является наиболее оптимальным средством использования и сохранения объектов археологического наследия Республики Алтай для будущего.
В Республике Алтай местное население относится к памятникам в лучшем случае равнодушно. Как правило, это относится к местам, где отсутствует культурная преемственность. Таким образом, как представляется, процесс сохранения и экспонирования памятников истории и культуры не должен ограничиваться решением лишь технологических проблем, являясь частью культурной политики и средством межкультурного взаимодействия. Как и любой другой музей, музеефицированный объект является, прежде всею, образовательным и научным учреждением. Он может стать источником для изучения, например, истории строительной техники, древних технологий, принципов планировки древних поселений. Кроме того, популяризация памятников может изменить отношение к ним со стороны местного населения.
Таким образом, мы видим, что в Республике Алтай нужны безотлагательные меры по сохранению и частичному использованию в туристских целях заповедных зон, исторических ландшафтов и памятников. В качестве примера возможно использование шведского опыта многоуровневой музеефикации для целей экологического туризма, а также накопленный опыт использования культурного наследия в сфере туризма в России (Новгород, Псков, Челябинская, Кемеровская области и др.). Имеется и некоторый опыт использования археологических объектов в туристских целях и в Республике Алтай (Денисова пещера, курганы в долине р. Сентелек, археологический парк «Перекресток миров», Чултуков лог и др.).
Для сохранения и использования археологического наследия Республики Алтай приоритетными можно принять следующие направления - создание историко-культурных и ландшафтных заповедных зон и организация на их основе музейных комплексов с целью развития историко-культурного туризма.
Информация о работе Правовое регулирование археологических раскопок