Правовое регулирование археологических раскопок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Особое место в системе историко-культурного наследия России занимает археологическое наследие. Как правило, оно является единственным свидетельством истории древнейшего прошлого народов нашей страны, у которых письменный период истории начался значительно позже, чем в других областях Евразии. Именно археологическое, наследие содержит глубокий слой информации о происхождении многих современных исторических, социокультурных, политических и экономических явлений, формировании общества и государства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….……………. 3
Глава 1 Законодательство Российской Федерации об археологическом наследии
1.1 Нормативно-правовая база ……..………………………….…….….……..…. 11
1.2 Актуальные правовые аспекты археологической деятельности …………… 20
Глава 2 Законодательство Республики Алтай об археологическом наследии
2.1 Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири ………………………………….............................. 32
2.2 Основные проблемы в области охраны археологического наследия …..…. 40
Заключение ………………………………………………………………….……... 44
Список использованных источников и литературы …………….……….……… 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.74 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Российской Федерации в  целом и в Республике Алтай в частности, остро стоят вопросы охраны памятников археологии. Отношение к археологическому наследию приобретает все более общественно-политический характер. Острые углы развития науки связаны с пониманием особенностей развития культуры, когда памятники археологии рассматриваются как составная часть истории политической жизни государства. На сегодняшний день в Российской Федерации накоплен существенный опыт по сохранению историко-культурного наследия, увеличено количество различных научных учреждений и организаций, занимающихся вопросами выявления, восстановления и использования памятников истории и культуры. Все большее значение объекты археологического наследия приобретают для духовной идентичности, а в некоторых крайних случаях, и этничности нашего общества. Все сказанное выдвигает на ключевые позиции проблему сохранения богатого археологического наследия Республики Алтай – связующего звена современного общества с наиболее древними пластами нашей истории.

Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Вопросы охраны и использования памятников археологии, как недвижимых объектов истории и культуры регулируется в стране, прежде всего, Федеральным Законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 от 25 июня 2002 года.

Памятники археологии являются неотъемлемой частью всемирного культурного  наследия. Государство гарантирует  сохранность объектов культурного  наследия народов Российской Федерации  в интересах настоящих и будущих  поколений. Одной из приоритетных задач  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации должна являться государственная охрана объектов историко-культурного  наследия.

Согласно №73-ФЗ объекты  археологического наследия и связанные  с ними предметы материальной культуры отнесены к объектам государственного недвижимого имущества. Более того, в соответствии со статьей 4 №73-ФЗ все  памятники археологии относятся  к объектам культурного наследия федерального значения, причем согласно п. 6 ст. 18 объекты археологического наследия считаются выявленными  со дня их обнаружения.

Объекты археологического наследия относятся к отдельной категории  и определены как частично или  полностью скрытые в земле  или под водой следы существования  человека, основным или одним из основных источников информации о которых  являются археологические раскопки или находки (ст. 3 №73-ФЗ). Объекты  археологического наследия могут быть представлены:

а) в виде отдельных объектов (памятников);

б) ансамблей – четко  локализуемые на исторически сложившихся  территориях группы изолированных  или объединенных памятников;

в) достопримечательных мест – творения, созданные человеком  или совместные творения человека и  природы, в том числе памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов Российской Федерации, с  историческими событиями, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов (ст. 3 №73-ФЗ).

В связи с тем, что археологические  памятники расположены на поверхности  и в почвенном слое, их современная  охрана неразрывно связана с земельными участками, на которых они расположены. Согласно ст. 5. №73-ФЗ и ст. 99 «Земельного  Кодекса Российской Федерации» №136-ФЗ от 25 октября 2001 г. земельные участки  в границах объектов культурного  наследия относятся к землям историко-культурного  значения, относимые к землям особо  охраняемых территорий (ст. 94 №136-ФЗ). Правовой режим данных земельных участков регулируется №73-ФЗ и №136-ФЗ. В частности, согласно п. 5 ст. 27 №136-ФЗ земельные  участки занятые объектами археологического наследия ограничиваются в обороте  и не предоставляются в частную  собственность. Изменение целевого назначения земель историко-культурного  назначения также не допускается, а на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (п.2-3, ст. 99 №136-ФЗ). Более того, земли в пределах, которых имеются объекты историко-культурного наследия, могут быть отнесены к категории особо ценных земель (ст. 100 №136-ФЗ). Отметим, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (п. 2., ст. 49 №73-ФЗ), поскольку памятники археологии находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат (п. 1. ст. 50 №73-ФЗ). Между тем, физические или юридические лица могут осуществлять право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, если это не ухудшает состояние памятника, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (п.1-2, ст. 52 №73-ФЗ).

В соответствии с действующим  федеральным законодательством  в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной  охраны объектов культурного наследия, в целях обеспечения сохранности  объектов культурного наследия в  их исторической среде, на сопряженной  ними территории устанавливаются зоны охраны: охранная зона, зона регулирования  застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта. При этом отмечается, что состав зон охраны объекта культурного  наследия определяется особым проектом (п. 1, ст. 34 №73-ФЗ). Общее содержание и  режим использования земель в  границах охранных зон раскрываются в п. 2. ст. 34 №73-ФЗ. Границы зон  охраны и режимы использования земель в их пределах утверждаются на основании  проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3, ст. 34 №73-ФЗ). В соответствии с п. 1.2, ст. 9.1 №73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия в осуществлении согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Большое внимание вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне хозяйственного освоения уделяет  Градостроительный Кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. В частности отмечается, что основным принципом градостроительной деятельности является соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия (п. 10, ст. 2 №190-ФЗ).

Несмотря на деятельность в стране и республике государственных  органов и постоянно совершенствующееся законодательство, продолжается разрушение и уничтожение памятников археологии. Причина разрушения памятников разнообразны – как природные процессы (эрозия, абразия берегов рек и озер, тектоника, оползни), так и антропогенные факторы (строительные, мелиоративные и другие хозяйственные работы, деятельность «черных археологов», застройка, наращивание культурного слоя, распашка, загрязнение памятников археологии и ценных исторических ландшафтов).

Как уже отмечалось, все  памятники археологии с момента  выявления считаются памятниками  федерального значения и являются собственностью государства. На основе действующего федерального закона сохранность историко-культурного  наследия (в том числе памятников археологии) является первостепенной задачей для государства. Однако на деле присутствие археологических  объектов в зонах новостроек и  хозяйственного освоения воспринимается заказчиками и застройщиками  работ лишь как досадное недоразумение. В этом отношении проявляется  «незрелость» не только руководства  строительных компаний, но и российского  общества в целом. Так, в Хартии по охране и использованию археологического наследия, провозглашенной IX Генеральной  Ассамблеей Международного союза по памятникам и достопримечательным  местам – «охрана археологического наследия является моральной обязанностью каждого человека. Вместе с тем  это и коллективная, и общественная ответственность». К сожалению, в  нашем обществе пока не сложилось  непримиримое отношение к разрушению объектов археологического наследия. Как правило, в общественном сознании памятники археологии воспринимаются как отражение «чуждой» культуры, между тем отношение общества к объектам истории и культуры показывает уровень культурного развития самого общества.

В случае выявления в зоне хозяйственного освоения памятников археологии, охранные мероприятия по ним воспринимаются лишь с позиции археологических раскопок. Хотя в №73-ФЗ четко указано, что спасательные археологические исследования (раскопки) могут проводиться лишь в случае крайней необходимости. Оценивая реальную ситуацию по республике отметим, что эта необходимая крайность проявляется практически каждый год. Однако, ближайшим примером иного, положительного для культурного наследия решения данного вопроса является создание целой музейно-заповедной сети.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ, принят Государственной думой 24 мая 2002 года, одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года.
  2. Археология и музееведение: грани взаимодействия: Сб. науч. трудов / VII Исторические чтения памяти М.П.Грязнова / Отв. ред. С.Ф. Татауров, И.В. Толпеко. – Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2008. – С.332-336. 
  3. Археологическое наследие: проблемы сохранения и использования // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Тезисы докладов и сообщений. Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. – С.192-193.
  4. Археологические и этнографические музеи-заповедники как форма интеграции музея, науки и общества // От древности к новому времени: Проблемы истории и археологии: Сборник научных работ. Вып. XIII / Отв. ред. Е.А.Круглов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – С.166-174.
  5. Веденин Ю.А. Экология культуры и сохранение наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. – Вып.14. – М., 2007. – С.3-14.
  6. Всероссийское совещание «Взаимодействие археологических учреждений и органов охраны объектов культурного наследия России в изучении и сохранении археологических памятников» // Российская археология. – 2006. – №3. – С. 5-20.
  7. Габдрахманова, З.М. Организация охраны археологического наследия на современном этапе [Текст] / З.М.Габдрахманова // Вестник Томского государственного университета. История. Вып. 306 . - Томск, 2008. – С. 53-56.
  8. Зарубин Ю.В. Виды охранных археологических полевых работ на территории исторических поселений и их место в процессе накопления научного знания // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.120-151.
  9. Культурное наследие народов Российской Федерации: актуальные вопросы. Ежегодный доклад. Общественная палата РФ, 23 ноября 2009.г. – М., 2010. – 698 с.
  10. Мартынов, А.И. Три периода уничтожения археологических памятников Южной Сибири. // Изучение памятников археологии Алтайского края. – Барнаул, 1995 – 208 с.
  11. Молодин В.И. Еще раз об охране и использовании археологического наследия Горного Алтая в связи с принятием Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск, 2002. – Т.VIII. – С.677-681
  12. Пряхин, А.Д. Археология и археологическое наследие [Текст] / А.Д.Пряхин. – Воронеж: Издательство ВГУ, 1995. – 208 с.
  13. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. – М., 1998. – 247 с.
  14. Смирнов, А.С. Сохранение археологического наследия России в современных условиях (по тематике «круглого стола») // «Археологическое наследие»: Фонд содействия охране памятников археологии : www.archaeology-rassia.org
  15. Шулепова, Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе [Текст]: дисс. доктора культурологии: 24.00.02; 24.00.03 / Шулепова Элеонора Александровна. - М., 1998. - 142 с.

1 Федеральный Закон №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. Статья 6. – ИПС «Гарант», 2012.

2 Формозов, A.A. Страницы истории русской археологии [Текст] / A.A. Формозов. - М: Наука, 1986. - 238 с.;

Формозов, A.A. Русские археологи  в период тоталитаризма [Текст]: историографические очерки. – М.: Знак, 1988. – 210 с.

3 Жукова, А.В. Эволюция взаимоотношений археологической науки и музея (на материалах экспозиций музеев Москвы) [Текст] / А.В.Жукова автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - M., 2000. - 25 с.

4 Булатов, II.M. Проблемы музеефикации археологических памятников [Текст] / Н.М.Булатов // Археологический фактор в планировочной организации территории: материалы семинара. - М.: Институт Наследия, 1997. - С. 109-111;

Медведь, А.Н. Размустова, Т.О. Проблемы сохранения археологического наследия в современной России [Текст] / А.Н. Медведь, Т.О. Размустова // Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». - М.: Институт Наследия, 2000. - С. 194-1999;

Медведь, А.Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее) [Текст] / А.Н. Медведь. - М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 80 с.

5 Наследие и современность. Информационный сборник : науч. ред. Ю А.Веденин, П М Шульгин. - Вып.13 - М.: Институт наследия, 2006. - 244 с , илл. и другие

6 Смирнов, A.C. Сохранение археологического наследия России [Текст] : история и проблемы / A.C. Смирнов // Российская археология, 2002. - № 4. - С.50-59,

Беляев, Л.А. Макаров, H.A. Мунчаев, P.M. Нам 50, или от «Советской археологии» - к «Российской археологии» [Текст] / Л.А.Беляев, Н.А.Макаров, Р.М Мунчаев // Российская археология, 2007. - №1. - С.5-12;

С.В.Гусев. Грабительские фактор уничтожения археологического наследия России : раскопки на территории РФ истоки и динамика в постсоветский период - http:// www archaeolog.ru

7 Аркаим: Исследования, поиски, открытия [Текст]: по страницам древней истории Южного Урала [Текст]: Труды заповедника «Аркаим» / Отв. ред. Г.Б. Зданович - Челябинск, 1995. - 195 с.;

Яминов, А.Ф , Савельев Н.С. Баишевский археологический микрорайон [Текст] / А Ф.Яминов, Н.С.Савельев // XIV Уральское археологическое совещание. — Челябинск, 1999. - С. 110-112;

Минеева, И.М. Археологические исследования в музеях: опыт истории и проблемы современности [Текст] / И.М.Минеева. - Уфа- Гилем, 2004. -204 с.

8 Пряхии, Л.Д. Археология и археологическое наследие [Текст] / А.Д.Пряхин - Воронеж: Издательство ВГУ, 1995. - 208 с.;

Он же. К формированию региональной программы в области археологии и археологического наследия [Текст] / А Д.Пряхин // Историко-культурное наследие. Памятники археологии центральной России: охранное изучение и музеефикация: Материалы научной конференции. — Рязань, 1994. - С.4-8.

Информация о работе Правовое регулирование археологических раскопок