Правозащитное движение в СССР и его появление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

В эти годы зародилось правозащитное движение, о котором пойдет речь в данной работе.

Цели и задачи работы:
Выяснить причины появления правозащитных движений.
Оценить влияние правозащитных движений на общество.
Определить основные направления правозащитных движений.
Определить основные этапы правозащитных движений.
Выяснить к каким результатам привела правозащитнеческая деятельность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.2
Правозащитное движение в СССР и его появление……………………..стр.3
Причины появления правозащитного движения…………………………стр.3
Появление правозащитного движения…………………………………….стр.5
«Феномен диссидентства»………………………………………………….стр.6
Направления диссидентского движения…………………………………..стр.7
Этапы диссидентского движения…………………………………………..стр.8
Формы несогласия и отстранения. Три идеологии.………………………стр.9
Три программы действия…………………………………………………..стр.10
Слои общества, выражающие протест…………………………………...стр.11
История изучения инакомыслия………………………………………….стр.12
Новшества репрессивно-карательной практики……………………..….стр.14
Миф о наступившей оттепели. Вспышки восстаний………………….…стр.16
Кто и почему противостоит режиму……………………………………..стр.17
Попытки загладить вину………………………………………………...…стр.18
Эпоха идеологического кризиса советского коммунизма……………..стр.19
Борьба с оппозиционными формами выступлений……………………...стр.21
Причины спада и кризиса правозащитного движения…………………стр.23
Заключение…………………………………………………………………стр.24
Приложение. Словарь основных терминов и понятий………………..стр.25
Список использованной литературы…………………………………….стр.26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории Правозащитное движение в СССР.docx

— 79.84 Кб (Скачать файл)

 

Направления диссидентского движения

В диссидентском движении можно выделить три основных направления:

  • первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующих законов - составляла главный пафос правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности, подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социального переустройства, неприятие любых форм организации - вот тот комплекс идей, который можно назвать правозащитной позицией";
    • второе - религиозные течения (верные и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские христиане - баптисты, православные, пятидесятники и другие);
    • третье - национальные движения

 

Этапы диссидентского движения

 

Сами участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре основных этапа.

Первый этап (1965 - 1972 гг.) можно назвать периодом становления.

Эти годы ознаменовались:

  • «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;
  • организацией первых фондов материальной помощи политзаключенным;
  • активизацией позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и т.д.);
  • общественным протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое движение);
  • созданием первых программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического  направления;
  • началом выхода в свет "Хроники текущих событий";
  • созданием 28 мая 1969 года первой в стране открытой общественной ассоциации - Инициативной группы защиты прав человека в СССР;
  • массовым размахом движения (по данным КГБ за 1967 - 1971 годы было выявлено 3096 "группировок политически вредного характера"; профилактировано 13602 человека, входящих в их состав; география движения в эти годы впервые обозначила всю страну);
  • охватом движения, по существу, всех социальных страт населения страны, включая рабочих, военнослужащих, рабочих совхозов,

Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены:

  • на организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля за умонастроениями и "профилактику" диссидентов;
  • широком использовании для борьбы с инакомыслящими возможностей психиатрических лечебниц;
  • изменении советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами;
  • пресечении связей диссидентов с заграницей.

Второй этап (1973 - 1974 годы) обычно считается периодом кризиса  движения. Это состояние связывают  с арестом, следствием и судом  над П. Якиром и В. Красиным, в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали  новые аресты участников и некоторое  затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей  на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и  других городах.

Третий этап (1974 - 1975 годы) принято считать периодом широкого международного признания диссидентского движения. На этот период приходятся создание советского отделения международной  организации «Amnisty International»; депортации из страны А. Солженицына; присуждении Нобелевской премии А. Сахарову; возобновление выпуска «Хроники текущих событий».

Четвертый этап (1976 - 1981 годы) называют Хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю. Орловым (Московская Хельсинская  Группа - МХГ). Главное содержание своей  деятельности группа видела в сборе  и анализе доступных ей материалов о нарушении гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств стран - участниц. Ее работа болезненно воспринималась властями не только потому, что способствовала росту правозащитного движения, но и из-за того, что после Хельсинского совещания расправиться прежними методами с диссидентами становилось намного сложнее. Важным было и то, что МХГ установило связи с религиозными и национальными движениями, прежде всего не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976 - начале 1977 г.г. на базе национальных движений были созданы Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская, Хельсинская группы. В 1977 году при МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.

Формы несогласия и отстранения. 3 идеологии.

 

Наиболее активные формы  протеста были характерны главным образом  для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых  национальных меньшинств. Творческая интеллигенция, разочарованная непоследовательностью  Хрущева, равнодушно встретила его  падение. Новая правящая верхушка с  первых же дней не скрывала своего желания  окончательно покончить с эпохой культурной оттепели. В сентябре 1965 года были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за границей под псевдонимами, свои произведения, которые затем уже в напечатанном виде были ввезены в СССР. В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый политический процесс в послесталинский период. Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался, прежде всего в том, что обвиняемые были писателями, осужденными по статье 70 принятого при Хрущеве Уголовного кодекса, которая определяла состав преступления как "агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти… распространения в тех же целях, порочащих советский государственный и общественный строй". Впоследствии эта статья широко применялась для преследования различных форм диссидентства. С апреля 1968 года диссидентскому движению удалось начать издание "Хроники текущих событий", которая подпольно выходила каждые два - три месяца, сообщая о посягательствах властей на свободу. Обезглавленная волной арестов в октябре 1972 года, редакция журнала с трудом восстановилась, и журнал стал выходить эпизодически.

 

Три программы действия

В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение» с  весьма размытой структурой, представлявшее три "идеологии", возникшие в  послесталинский период и явившиеся скорее программами действия: "подлинный марксизм - ленинизм", представленный, в частности, Р. и Ж. Медведевыми; либерализм в лице А. Сахарова; "христианская идеология", защищаемая А. Солженицыным. Идея первой программы состояла в том, что Сталин исказил идеологию марксизма - ленинизма и что "возвращение к истокам" позволило бы оздоровить общество. Вторая программа считала возможной эволюцию к демократии западного типа при сохранении общественной собственности. Третья предполагала ценности христианской морали как основу жизни общества и, следуя традициям славянофилов, подчеркивала специфику России. "Демократическое движение" было все же очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами - А. Солженицына и А. Сахарова, - диссидентство, едва заметное и изолированное в своей собственной стране, нашло признание за границей. За несколько лет (1967 - 1973 годы) вопрос о правах человека в Советском Союзе стал международной проблемой первой величины, долгие годы определявшей неприглядный образ СССР в мире.

 

Слои общества, выражавшие протест.

Помимо довольно узких кругов интеллигенции, активный, хотя и не имевший значительного резонанса, протест выражали другие слои общества, среди которых были:

  • католические круги Литвы;
  • советское еврейство, вопрос обо все большем ограничении в период 1970 - 1985 годов прав евреев на эмиграцию из СССР стал наиболее острым в советско-американских отношениях;
  • некоторая часть национальной интеллигенции, в особенности на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой миграцией в республики из России и других регионов СССР и политикой русификации, заключавшейся во введении русского языка в качестве второго национального языка и обязательности его изучения для сдачи некоторых экзаменов в высшей школе.

В стране, в которой любая  власть, будь то власть коллектива на низшей ступени, бюрократическая на средней или деспотическая на верхней, всегда оставалась враждебной к свободному выражению мнений, идущих вразрез с принятыми установками и против самой природы этой власти. К тому же в условиях репрессий диссидентство как выражение радикальной оппозиции и альтернативной политической концепции, защищавшей перед государством права личности, не могло охватить широкие слои общества. Недовольство и неудовлетворенность проявлялись в советской действительности по-разному. В этом смысле показательна рабочая среда. Забастовочное движение, еще совсем малочисленное, уже не было, однако, исключительной формой действий: в 1975 - 1985 годах прошло около 60 крупных забастовок.

Как в самой политической сфере, так и вне ее, в области  культуры, в некоторых общественных науках стали возникать дискуссии, зарождаться различного рода деятельность, которая если и не была откровенно "диссидентской", то, во всяком случае, свидетельствовала о явных расхождениях с официально признанными нормами  и ценностями. Среди проявлений такого рода несогласий наиболее значительными  были:

  • протест большей части молодежи, привлеченной образами западной культуры;
  • экологические компании;
  • критика деградации экономики молодыми "технократами", зачастую работавшими в престижных научных коллективах, удаленных от центра;
  • создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества.

Все эти направления и  формы протеста получат признание  и расцвет в период "гласности".

 

История изучения инакомыслия в СССР.

Вся история послесталинского народного сопротивления режиму вплоть до начала 1960-х гг. фактически рассматривается в подавляющем числе публикаций и исследований как «недоразвитое диссидентство», а современные, свойственные диссидентскому движению, формы антиправительственной деятельности либо сводятся к нему, либо игнорируются вообще. Историографическая мода на диссидентов в конце концов привела к тому, что «первые правозащитные организации» стали находить даже в эпоху Гражданской войны.

Хотя диссидентское движение среди профессиональных западных историков  особой популярностью не пользовалось, те из них, кто его изучал, не имея доступа к важнейшим источникам, были вынуждены опираться на мемуары, публицистику, устные свидетельства. То же самое следует сказать и об истории подпольных антисоветских организаций 1950-1960-х гг. Здесь дело обычно ограничивалось несколькими примерами. Большинство случаев, особенно если дело касалось провинции, было попросту неизвестно.

В полном забвении оказались  индивидуальные антиправительственные  выступления «простых людей» во время  правления Хрущева. Мало изучен феномен  растущей неприязни населения СССР к «популисту» Хрущеву в первой половине 1960-х гг., нападки на него со сталинистских или маоистских позиций, националистическое подполье в России и союзных республиках, фашистские молодежные организации.

Изучение народного сопротивления  власти началось в России после 1991 г. Вслед за первыми наивными и весьма поверхностными попытками российских историков немедленно начать «обобщения» и «пересмотры» этой проблемы, развернулась систематическая исследовательская, источниковедческая и публикаторская работа. Одним из центров изучения инакомыслия в СССР стало общество «Мемориал», активно разрабатывающее историю политических репрессий, в том числе и в послесталинское время. В сборниках общества появилось несколько высокопрофессиональных исследований по истории репрессивной политики конца 1950 - начала 1960-х гг. Началась работа по собиранию документов участников правозащитного движения. Из архивов на страницы популярной и профессиональной периодики хлынул поток публикаций документов, рассекреченных по Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Пиком таких публикаций в широкой печати был 1992 г., когда власти готовили так называемый суд над КПСС.

Публикаторы первой половины 1990-х гг. сосредоточились, естественно, на самых ярких именах и наиболее легендарных событиях. В центре внимания традиционно оказались преследования известных правозащитников и инакомыслящих (А. Сахаров и Е. Боннэр, А. Солженицын, П. Григоренко, М. Ростропович и Г. Вишневская, Н. Горбаневская, Р. Медведев, Л.Д. Ландау), кампании идеологических «проработок» и запугиваний интеллектуалов («дела», А. Некрича и И. Бродского, травля редакции журнала «Новый мир» и др.), политический надзор и контроль за известными деятелями советской культуры, легендарные случаи открытых выступлений протеста (например, «митинг гласности» на Пушкинской площади в декабре 1965 г.).

Информация о работе Правозащитное движение в СССР и его появление