Право Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования терпело много изменений как в политическом, экономическом, так и в правовом плане. Каждая такая перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи
§ 1. Вавилонское царство до Хаммурапи с. 5-7
§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы с. 7-11
Глава II. Право по Законам Хаммурапи
§ 3. Законник Хаммурапи с. 11-14
§ 4. Собственность и обязательственные отношения с. 14-17
§ 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье с. 17-20
§ 6. Правовое положение населения с. 20-23
§ 7. Преступления и наказания с. 23-26
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство с. 26-28
Заключение с. 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юридический институт.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                          

Юридический институт

(Санкт-Петербург) 
 
 
 
 
 
 

Право Древнего Вавилона 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по курсу  «Истории государства и права зарубежных стран» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   студентки I курса

                                                                                                  дневного отделения

                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск 

2008

План 

Введение                                                                                                       с. 3-5

Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи

§ 1. Вавилонское  царство до Хаммурапи                                                  с. 5-7

§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его  реформы                          с. 7-11 

Глава II. Право по Законам Хаммурапи

§ 3. Законник Хаммурапи                                                                            с. 11-14

§ 4. Собственность и обязательственные отношения                               с. 14-17

§ 5. Брак и лично-имущественные отношения  в семье                            с. 17-20

§ 6. Правовое положение населения                                                          с. 20-23

§ 7. Преступления и наказания                                                                   с. 23-26

§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство                                    с. 26-28

Заключение                                                                                                   с. 29

Список  использованной литературы                                                         с. 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования  терпело много изменений как  в политическом, экономическом, так  и в правовом плане. Каждая такая  перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.

       Вместе  с государством появилось и право. Причины, которые привели к возникновению  права, в общем, те же, что и причины образования государства. Это рост производительности труда, создание избыточного прибавочного продукта, возникновения частной собственности, раскол общества на непримиримые классы.

       В условиях классовой борьбы первобытные  обычаи (мононормы) оказались не в  состоянии более регулировать поведение людей. Нужно было средство, которое удерживало бы в узде непримиримые, враждующие силы. В общественной жизни должен был появиться новый социально массовый регулятор - право, и он появился. Юридические нормы выступили важнейшим средством классового господства, они позволили государству навязать свою волю населению всей страны. Правовые нормы складывались двумя основными путями. Первый путь - это перерастание мононорм, имеющих характер первобытных обычаев, в нормы обычного права. По мере разложения первобытного строя, развития классовых отношений, некоторые обычаи, выражавшие ранее волю всего рода, перерождались, изменялись по своему содержанию. Они стали выражать волю господствующего класса. Одновременно государство снабдило обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой. Второй путь - это правотворчество государства. Право складывалось в результате издания государством специальных документов, содержащих правовые нормы. Существенную роль в создании юридических норм сыграли и судебные органы. Правовые нормы часто связывались с моральными и религиозными нормами.

       Со  словом “право” мы встречаемся часто. Обычно оно употребляется для обозначения возможностей, которые имеет (или не имеет) тот или иной человек. Право является необходимым и неизбежным результатом экономического строя данного классового общества. Без права, как и без государства, господствующий класс не может сохранить и упрочить свое господство. Право позволяет закрепить, ввести в ранг неприкосновенных, господствующие отношения собственности, основные устои данного социального строя, обеспечить охрану общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса. Классовость права проявляется в том, что в обществе с антагонистическими классами оно исполняется как орудие классового господства и в том, что оно выступает в качестве инструмента обще-социального регулирования. Право является одним из средств проведения политики государства.

       Не  будь такого института права, неизвестно по какому пути прошло бы развитие Древне Вавилонской цивилизации.

       Эта тема, бесспорно, исследовалась многими  учеными разного времени. В процессе написания работы я хочу наиболее полно рассмотреть социальную, политическую, правовую сферу, рассмотреть, как правители добивались примерно одних и тех же целей разными путями. Рассмотреть их ошибки и верные решения.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава I.Вавилонское царство, реформы Хаммурапи.

         § 1. Вавилонское царство до Хаммурапи. 

     Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э. Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу» - «Врата-бога». Это говорило о его святости, об  особом покровительстве богов. Храмы и жрецы Вавилона получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные потоки. В 19 в. происходивший из  аморитов1 первый царь первой вавилонской династии Сумуабум завоевал Вавилон и сделал  его столицей Вавилонского царства. Наибольшего рассвета город  достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

     С 1899 по 1914 г. на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом Кольдевеем, обнаружившим много памятников Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раскопок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим название “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой девятисотметровой ступенчатой башней храма Мардука, называвшейся “Э-теменанки” (Дом основания неба и земли). Известная также под именем Вавилонской башни. Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “висячими садами” они были насаженны на искусственных террасах-каскадах и получался эффект свисающих деревьев. Дворец был построен при Навуходоносороме II. Весь город был окружен тремя стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была прикреплена башнями. По многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окрестности Вавилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными стенами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные покрытые синей лазурью крепостные ворота, носившие имя богини Иштар. Ко II в. н.э. после захвата города Александром Македонским на месте Вавилона остались лишь развалины.

     После падения III династии Ура в Южном  Двуречье утвердились амореи2.

               Время существования древневавилонского  царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течение этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.   Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи.

     Захват  Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

        Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались.  Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал  урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами, выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы,  сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец.  Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары.3 Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.  К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

        Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику   и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал. 
 
 
 

§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы. 

     Цари  I Вавилонской династии, вели свое происхождение от вождей могущественного аморейского племени Амнанум. Хаммурапи был шестым и самым знаменитым царем этой династии (1792-1750гг. до н.э.). Он вступил на престол в очень молодом возрасте. Будучи еще наследником престола, Хаммурапи, принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Судя по некоторым данным, Хаммурапи досталось тяжелое наследство. Междоусобные воины, грабёж ростовщиков, массовая долговая кабала имели своим следствием бегство крестьян. Деревня обезлюживалась.

     Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором  и дипломатом. Значительная часть  подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических  усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. 

     Сохранившиеся документные свидетельства о  деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего, начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империей, которая была меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объединившего Шумер и Аккад в XXIV в. до н.э., и меньше империи династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.).

     Хаммурапи усовершенствовал календарь ради удобств  в собирании налогов, заботился  об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баиру) и воинов-солдат (реддумов)4, получавших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время.

     Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое  устройство государства, его систему  управления и право. Удачливый полководец, опытный дипломат, расчетливый и  беспринципный политический деятель. Разбив поодиночке мелких царей и правителей, он к концу жизни объединил под своей властью многие народы Месопотамии, почти всего Двуречья, превратил «своих врагов в солому».  

Информация о работе Право Древнего Вавилона