Право Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования терпело много изменений как в политическом, экономическом, так и в правовом плане. Каждая такая перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи
§ 1. Вавилонское царство до Хаммурапи с. 5-7
§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы с. 7-11
Глава II. Право по Законам Хаммурапи
§ 3. Законник Хаммурапи с. 11-14
§ 4. Собственность и обязательственные отношения с. 14-17
§ 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье с. 17-20
§ 6. Правовое положение населения с. 20-23
§ 7. Преступления и наказания с. 23-26
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство с. 26-28
Заключение с. 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юридический институт.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине (купчие, долговые расписки и пр.), Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа – денежного и натурального – все это подробным образом регламентируется в кодексе.

     Законы  регулировали порядок судебного  разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму.

     Законник  – памятник рабовладельческого права, однако он не отменил действие норм обычного права. Его нормы закрепляют сложившуюся судебную и договорную практику. Можно предполагать, что  обычное право охватывало более  широкую сферу отношений, в том числе собственности, преступления и наказания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 4. Собственность и обязательственные отношения.

     Вавилония была страной интенсивного земледелия. Земля как объект собственности  имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам – имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров, также получали земельные наделы.

     Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей определялся органами управления. Законник Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, её отчуждения и продажи. Изъятие таких участков по праву считалось прерогативой царя. Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно сдавалась внаём (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, не возврат собственности или причинение вреда имуществу.

     В Древнем Шумере продажа и передача недвижимого имущества, рабов, особо  ценных вещей сопровождалась ритуалом. Отчуждение земельного участка за пределы  общины практически не допускалось. Исключение делалось для кровных родственников. Приобретатель такой собственности должен был состоять в общине, в данной семье. Этот запрет обходили путем фиктивного усыновления нового собственника или «приема в братья». Законы Эшнуны предоставляли право выкупа проданного дома и земельного участка прежнему владельцу. Эти меры свидетельствовали о неразвитости товарно-денежных отношений, препятствовали развитию частной собственности на землю.

     Законник  Хаммурапи ввел новые правила  распоряжения землёй. Он в какой-то степени защищал крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст. 49, 52, 66). Статья 48 спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

         Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по делам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

     Во  времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она  была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, сдавать в аренду, менять, передавать по наследству (ст. 39-41, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст.136).Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности как землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.

     Царские земли имели свой статус, из них  давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник Хаммурапи особенно свирепо  карал тех, кто покушался на собственность дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст. 6). Такое же наказание грозило тем, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих к дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратном размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).

     Заслуживает внимание положение, по которому даже царь и его чиновники не могли  вмешиваться в земельные отношения  общины, распоряжаться её недвижимым имуществом. В законнике Хаммурапи  нет статей, уполномочивающих чиновников давать указания, когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.

     Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной  конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени. Договором оформляется брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, раба). Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношения нанимателя. Вина последнего сильно смягчалась, если порча происходила по «божьей воле» (стихийное бедствие и т.п.).

     Если  пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро, и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в десятикратном размере. Если скот поразила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии, если на стадо напал лев, пастух приносил клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потере вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.

     Земледелие  было основной хозяйственной деятельностью  в стране, и законы уделяют ему  самое пристальное внимание. Самым  распространенным видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенумов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст. 45). Крестьянин-общинник мог менять, закладывать или сдавать в аренду свой участок, а, кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст.39-47, 60-65). Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст. 136). Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли – как несправедливость. Каждый земледелец обязан был поддерживать в  исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53-56).

     Арендатор земли должен вносить плату 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42-43). Наемные сельские работники получали плату серебром и хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, равно как и за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст. 256).

       Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок – на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

     Особое  регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) –  врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

     Договоры  поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон. Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами – между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкару в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере.

     В случае несправедливости обвинения  в утаивании прибыли шаммалум тамкар обязывался компенсировать несправедливое обвинение в размере, превышающем размер прибыли в шесть раз.  
 
 
 
 
 

     § 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье.

     Брак  считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласия последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение, если учесть, что девочек выдавали замуж с 7 – 8 лет. Действовало правило: нет договора – нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128). Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включение в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

     Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный  статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом наполеона 1804 г.). Однако по сравнению с законами шумеров ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе её считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки, мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял её за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

     В более привилегированном положении  находились жрицы, состоящие при  храме. Однако там высокие должности  получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений, мало, чем отличались от прав авилум.

     Допускался  брак свободного человека с рабыней. Причем дети от такого брачного союза  становились свободными. Равным образом могла жить в браке и свободная женщина, её дети также считались свободными (ст. 175, 176). Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

     Приданое  и подарки давали будущей жене некоторые гарантии её материального  обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

     В соответствии с “Законами Хаммурапи” в вавилонской семье господствовал  муж. Он вел общее хозяйство семьи, представлял ее в деловых отношениях. Ему принадлежало право распоряжаться женой и детьми. Жена имела право на свое “добрачное” имущество или полученное по дарению. Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли её из дома, то она могла, взяв приданное, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое, эта женщина могла выйти замуж за  человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если её муж «гулял, очень унижал, а она блюла себя и греха не совершала», или же она люто возненавидела своего мужа, сказав ему: «Не трогай меня не прикасайся ко мне» (ст. 142). Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

     Жена  могла уйти к другому, если её муж  попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к  нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью  и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.138-139). Мушкенуму при таком разводе платили полмины. По тем временам сумма весьма значительна. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не в праве взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

     Закон детально определял положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долгую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжкой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой, унижала достоинства супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Информация о работе Право Древнего Вавилона