Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, курсовая работа
Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования терпело много изменений как в политическом, экономическом, так и в правовом плане. Каждая такая перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.
Введение с. 3-5
Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи
§ 1. Вавилонское царство до Хаммурапи с. 5-7
§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы с. 7-11
Глава II. Право по Законам Хаммурапи
§ 3. Законник Хаммурапи с. 11-14
§ 4. Собственность и обязательственные отношения с. 14-17
§ 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье с. 17-20
§ 6. Правовое положение населения с. 20-23
§ 7. Преступления и наказания с. 23-26
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство с. 26-28
Заключение с. 29
Список использованной литературы
Жена
авилума имела право
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невиновности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая, считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Её могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
Законник
Хаммурапи предусматривал большую
власть отца семейства над детьми.
Он мог продать своих детей
в рабство, в долговую кабалу, отдать
дочь в храм в качестве жрицы любви,
где она становилась
Следовательно,
Законник Хаммурапи не только закрепил
и сохранил большую власть хозяина
дома как главы патриархальной семьи,
но и усилил её. Возможно, что обычаи
и традиции шумеров, аккадцев, аморитов
и других народов, не зафиксированные
в Законнике Хаммурапи, содержали иные
установления в области брачно-семейных
отношений.
§ 6. Правовое положение населения.
Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше, особенно трудно определить его внутри двух основных групп: авилума и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов. Невольники – это обычно пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.
В
состав господствующего класса-
К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенум. Последние – это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жильё, изгои. Мушкенум – свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. Законник Хаммурапи ставит мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом в охране его жизни, защите его имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. 200, 201,211).Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.
Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вот не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума каралась смертью, преступление приравнивалось к хищению работников дворца (ст. 15, 16).
Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.
Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). По Законнику Хаммурапи их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175).
Раб имел небольшое имущество,
мог им распоряжаться, но
Имеются данные, что до Хаммурапи неоплатные должники попадали в долговую кабалу пожизненно. Законник Хаммурапи ограничивал её срок до трех лет (ст. 117). Глава семейства в обеспечение займа мог отдавать в кабалу жену, сына, дочь. Но если от побоев и жестокого обращения сын погибал, то следовало казнить сына ростовщика, если же в такой кабале погибал раб должника, кредитор платил штраф – треть мины серебра. В обоих случаях кредитор терял все, что дал взаймы (ст. 116).
Следовательно, Законник Хаммурапи охранял жизнь должника, в том числе и раба, от жестокого обращения со стороны ростовщика. В то же время Законник Хаммурапи запрещал рабам выступать в суде в качестве свидетелей, тем самым ограничивалась возможность искать себе защиты в суде от произвола и истязаний рабовладельца.
Рабов отдавали в обеспечение уплаты долга, для отработки процентов займа. В таких условиях ростовщик, кредитор выжимал из них все, что мог. Обычно после такой «отработки» раб превращался за короткий срок в калеку, инвалида. Положение дворцовых рабов было несколько лучше, чем частновладельческих.
Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие «рабского знака». Имя его хозяина выжигалось на тыльной стороне ладони. Такие меры имели в виду исключить их бегство от рабовладельца. Если цирюльник снял рабский знак у чужого раба, то ему отрубали кисти рук (ст. 226). Лицо, уговорившее цирюльника на такую операцию и выдавшее раба за своего невольника, каралось ещё более жестоко – его казнили, и вешала перед воротами. Цирюльник мог оправдаться, поклявшись, что его обманули (ст. 227).Разрешение на снятие рабского знака невольник получал лишь после его отпуска на волю. Смертная казнь грозила и тем, кто воровал рабов, кто их скрывал в своём доме и не вывел на клич глашатая (ст. 15, 16). Поимка, задержание невольников, возвращение их к хозяину вознаграждались (ст. 17). В целом же положение рабов по сравнению с эпохой шумеров ухудшилось. Основную массу тяглового населения составляли общинники-земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т.д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшин – глав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений).
Жители кварталов также созывали свои сходки. Решение этих органов выполняли старейшины общины, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Если грабитель не был найден, то община, поселение в лице старейшины должны были возместить потерпевшему его пропажу. Если же он погиб, компенсация вручалась его родственникам (ст. 23, 24). Такой обычай существовал еще при первобытно- общинном строе.
Общинные власти могли взыскать штраф с лиц, виновных в небрежном уходе за каналами, в результате чего заливало поле соседей, и погибал урожай (ст. 63, 54, 55, 56), с пастуха – за потраву посева (ст. 57, 58). Закон наказывал тех, кто не возделывал выделенный ему участок поля, привел в запустение свой сад, не выполнил взятых обязательств по временной аренде земли и т.д. (ст. 59-65). Закон практически запретил ростовщикам покупку поля воинов, их сада, жилого дома (ст. 36-39). Ростовщик мог требовать у должника оплату долга суммой вырученного от продажи урожая или движимого имущества, но не забирать его дом, сад (ст. 66).
Выкуп воина из плена предполагал участие местного храма, поселения, общины и даже дворца, но в этом случае поле, сад и дом воина не могли обращаться на оплату такого выкупа (ст. 32).
§ 7. Преступления и наказания.
Рабовладельческая сущность Законника Хаммурапи становится более очевидной при анализе норм о преступлении и наказании. По сравнению с законами шумеров, Законник Хаммурапи ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст. 154, 158).
Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности – различные виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или детей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины. Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина дома, наказывался смертью собственного сына. Такой вид наказания – редкая форма талиона – равновозмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называют правилом «око за око». Принцип талиона «равное за равное» применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии. В Законах Хаммурапи можно было обнаружить три разновидности наказаний по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талиону «око за око» для авилума, по праву символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).
Разновидности
описываемых и перечисляемых
преступлений можно сгруппировать
следующим образом: преступления против
личности, против собственности, против
семейных устоев, а также должностные
и государственные
Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что, тот украл у него товар.
В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Если авилум («сын человека») ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле6 серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст.202-205).
Смертью карали того, кто крал ребенка у свободных родителей с целью превратить его в раба. Сурово наказывали снятием клейма с раба (ст.226). Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть, то это не было основанием для претензии к хозяину быка (ст. 250).
В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок – мошенничество корчемницы, тамкара и др.
Если вор признавался до собирания свидетельских показаний, то ему дозволялось в качестве наказания, оплатить стоимость украденной вещи 10- или 30-кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его уличали при свидетелях и убивали (ст. 7-8). Если человек осмеливался украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденное.
Преступления против семейных устоев включающее кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.
В
разряде совершающих