Право Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Любое из государств, прошедшее долгий период развития, за время своего существования терпело много изменений как в политическом, экономическом, так и в правовом плане. Каждая такая перемена сопровождалась множеством общественных разногласий и вела к внутриполитической борьбе групп, сформированных в этом государстве этим временем. На мой взгляд, таким временем перемен, является время правления шестого вавилонского царя Хаммурапи. Его сборник законов явился очень значимым правовым памятником того времени и внес в жизнь общества и эпохи новые перемены.

Содержание

Введение с. 3-5
Глава I. Вавилонское Царство, реформы Хаммурапи
§ 1. Вавилонское царство до Хаммурапи с. 5-7
§ 2. Шестой царь Вавилона Хаммурапи и его реформы с. 7-11
Глава II. Право по Законам Хаммурапи
§ 3. Законник Хаммурапи с. 11-14
§ 4. Собственность и обязательственные отношения с. 14-17
§ 5. Брак и лично-имущественные отношения в семье с. 17-20
§ 6. Правовое положение населения с. 20-23
§ 7. Преступления и наказания с. 23-26
§ 8. Судоустройство и судебное разбирательство с. 26-28
Заключение с. 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Юридический институт.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     Экстремальная в социальном отношении обстановка потребовала срочных мер. Хаммурапи  пошел на необычные, чрезвычайные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трёх лет. Он впервые в истории Месопотамии установил в законе тарифы оплаты наемного труда. При нем на всей территории была восстановлена ирригационная система.

     Ростовщики, торговцы зачислялись на государственную  службу, войны-профессионалы стали  нести службу фактически пожизненно, был введен единый налог – десятина. Не исключено, что именно таким способом удалось разрядить обстановку, стабилизировать положение.

     Следуя  традиции, Хаммурапи, вступив на царство, провозгласил монаршую  «справедливость» издал акт благочестия (мишарум). По такому указу отменялись некоторые  долги, недоимки, сделки о долговой кабале. Такие меры сглаживали на время остроту социальных противоречий, что влияло на жизнь страны. Отказ от выполнения такого указа мог повлечь смертную казнь.

     Автономия храмов в административном и хозяйственном  отношении была ограниченна –  они стали подчиняться царской  администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Важно и другое. Вместо множества божеств провозглашался главный бог – Мардук, который якобы вручил Хаммурапи абсолютную власть над всеми «черноголовыми», как сказано в преамбуле Законника. Введенная концепция единобожия оказалась весьма живучей, полезной в политическом и идеологическом плане. Не случайно Мардуку поклонялись в Месопотамии свыше тысячи лет после смерти Хаммурапи. Вавилон стал не только административным, но и религиозным центром Месопотамии, всего Двуречья. В Древнем Вавилоне религия выполняла важные функции, оправдывала власть имущих, царей. Только она могла давать самые  авторитетные поучения о жизни и о судьбе человека, его предназначении.

     Древневавилонская монархия при Хаммурапи, подобно аккадской и шумерской, представляла собой типичную восточную деспотию. Хозяйственная деятельность контролировалась властями, что сдерживало инициативу, предпринимательство. Купцы (тамкары) стали чиновниками, состояли на службе у правителя. Им вменялось в обязанность обеспечивать наибольшие выгоды, доходы от продажи продуктов с царских земель.

       Централизация власти прослеживается  в том, что по Законнику Хаммурапи  судебная система перешла под  контроль царской администрации,  роль общинных судов резко ограничивалась. Это была коренная реформа правосудия.

     Древний Вавилон по устройству  и политическому  режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи  был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, и, как уже отмечалось, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Могущество царя ясно видно из его титула. Хаммурапи призван на царство богами, он – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Власть деспота была абсолютной, неограниченной, считалась божественной.

     Помощником  царя по управлению был нубанда, его  главный чиновник, и, пожалуй, единственный, кто имел постоянный доступ к деспоту. Нубанда имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал, направлял и контролировал работу всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны, общественного порядка.

     Помощник  нубанда (шапир-нарим) отвечал за состояние систем водоснабжения; другой вельможа – за мобилизацию населения на общественные работы, глава корпорации ростовщиков – (вакиль-тамкари) – за сбор царских пошлин и податей. Военное ведомство возглавлял – (вакиль-амури).

     Введенная Хаммурапи новая номенклатура должностных  лиц на местах резко ограничила полномочия энси, патесей, лугалей5, игравших в царствах Шумера и Аккада весьма значительную роль. В царских и храмовых владениях и землях функции управления осуществляли царские чиновники различных рангов и ступеней. Однако органы общинного управления ещё не утратили всех полномочий в пределах своих поселений.

     В ходе реформ Хаммурапи вводится новое  административное деление на более централизованных началах. Границы областей по общему правилу соответствовали территории прежних царств, княжеств. Город делился на кварталы. Их выборные органы стали, зависимы от царской администрации. Значение прежних правителей на местах – энси и лугалей – ослабло. Царские чиновники в лице рабианум и шаган-шакканакум несли перед царем полную ответственность за состояние царского земельного фонда, ирригационной системы, за сбор налогов, явку граждан в ополчения. Они имели больше возможностей для вмешательства в дела общины.

     В целом же реформы Хаммурапи мало затронули структуру общественного  управления. Во главе общины стоял  совет старейшин из глав состоятельных  семей. В особо важных случаях созывалось народное собрание. Такие же сходки собирались в каждом квартале города.

     Военная реформа закрепила новую организацию  армии, повысились требования к дисциплине, ужесточились наказания за дезертирство, значительно улучшилось материальное обеспечение воинов-профессионалов; полученный ими надел земли, дом, рабочий скот по общему правилу не могли отчуждаться. В Законнике это имущество, данное войну, и его обязанности перед царем обозначены термином «ильяк». Земельный надел составлял 13 гектаров и позволял иметь раба или наемного работника. Надел запрещалось продавать, дарить, отдавать в налог. Воин под угрозой смерти не мог уклоняться от царской службы  или посылать в поход вместо себя наемника. Службу за отца мог продолжить его сын: если он несовершеннолетний, на содержание  полагалось выделить 1/3 часть поля и сада. Закон предусматривал обеспечение воинов после возвращения из плена, ввел ответственность за дезертирство, определил положение лиц работающих в хозяйстве война.

     Если командир отнял у подчиненного царский подарок, обездолил, отдал его внаем, незаконно отдал под суд, то виновного следовало предать смерти. Командиры не могли отнимать у воинов трофеи. Кроме звания редум, баирум, декум, лубуттум, была утверждена должность вакиль-амури – главного начальника по военному ведомству, нечто вроде военного министра. Эти меры укрепили главную опору царя, повысили боеспособность армии. Не случайно войско Хаммурапи почти не знало поражений. 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     § 3. Законник Хаммурапи.

     Знаменитый  и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был  составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи в  конце его правления. Законы Хаммурапи  вобрали в себя законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

     Законы  Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений  о путях достижения «истинного счастья  и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи).

     В 1901 году французская археологическая  экспедиция, раскапывая, г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка  была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое…В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу – богу Солнца и Правосудия. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом и магическое кольцо. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Изображая свое законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашал: “По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их” (ст. 8). Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал, что в значительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний» его мудрость была нацелена на обуздание произвола власти имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платит, налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

     В отличие от римлян и славян, писавших свои  законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня  много. Выставленный на городской площади  «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же,  и одновременно напоминать: никто не может отговариваться не знанием права.

     Законник  Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

         Законник оказался в Эламе (территория нынешнего Ирана) скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царем. Он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама были, очевидно, слишком короткими.

         3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке которого символы власти – жезл и кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.

     Законник  отражает многовековой итог юридической  мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он состоит из трёх частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”1, перечисляет благодеяния, которые были им, оказаны городам своего государства; перечня статей - 282 статьи законов; обширное заключение. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

     Статьи  Законника Хаммурапи составлены совсем в другой  манере, чем это  принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь  достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулируется так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Такую форму изложения называют «казуальной».

     Авторы  Законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским  или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

     В некоторой своей части Законник восходит к более древним -  шумерийским  законам. Много общего имеется между  ним и недавно найденным законником царя Билаламы из города Эшнуны, который  составлен на 200 лет раньше. Можно  предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.

     Законник  не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные  и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своём кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

     Некоторые статьи законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и поэтому следовало предотвратить его разорение.

Информация о работе Право Древнего Вавилона