Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат
Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
http://www.raskol.net/content/
http://www.rummuseum.ru/
http://www.anti-raskol.ru/
http://www.serid.net/2012/03/
http://www.staroobryadets.
http://www.apocalypse.
http://www.coolreferat.com/
М.О.Шахов.
Философские аспекты
староверия. Глава 1.
ВВЕДЕНИЕ
О старообрядчестве написано очень много... и очень мало. Обширную библиотеку составляют сочинения "расколоведов" и миссионеров господствующей церкви, направленные на богословское, каноническое, церковно-историческое "обличение раскола", выполняющие задачу, плохо совместимую с беспристрастным научным исследованием. Довольно велика библиография культурологических научных работ о старообрядчестве — труды археографов, историков. Но изучение религиозно-философского содержания староверческой мысли практически не развилось из самого зачаточного состояния. Автор одного из лучших современных трудов о староверии, С.А. Зеньковский констатирует: "Казалось, что триста лет, прошедших со времен церковной смуты, развившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагического раскола в русском Православии, который тяжело отразился на судьбах России и немало помог созданию тех условий, которые полвека назад привели царскую Россию к крушению. Но, к сожалению, до сих пор корни старообрядчества и причины русского церковного раскола семнадцатого века все еще не полностью вскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными" [43; c. 14].
Постановка задачи философского анализа старообрядческого учения требует определения в качестве исходной методологической установки собственной философско-мировоззренческой позиции исследователя, ибо поиск в объекте исследования философского содержания, определение его места в истории философии возможен только на основе более или менее ясного определения, что есть философия.
В нашем
случае это тем более принципиально,
что мы касаемся извечной проблемы
разграничения между философией
и богословием. Было бы чрезмерно
самонадеянным претендовать на разрешение
этих вопросов вселенского характера,
по которым не существует единого
мнения в современной философской
науке. Но в то же время выполнение
нашей исследовательской задачи
стало бы невозможным, если не иметь
достаточного определенного критерия,
позволяющего оценивать: имеем ли мы
дело с "чистым", "нефилософичным"
богословием или с религиозно-
Согласно одному из распространенных определений, философия представляет собой форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека и исследующую вытекающее отсюда отношение человека к миру — познавательное, ценностное и т.д. Марксистско-ленинская философия полагала своим предметом всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философское познание стремится найти абсолютно предельные нормативы, "предельные основания" всякого сознательного отношения к действительности. Таким образом, философия имеет предметом объективную действительность, её наиболее общие категории, формы и законы. Христианское богословие есть изложение знаний о Боге, Его отношении к миру и человеку, месте человека в мире, о смысле существования человека и человечества. Значит, христианское богословие, так же как и философия, имеет своим предметом объективную действительность, её наиболее общие категории, формы и законы. В данном плане различие имеется не между философией и богословием, а в разрешении вопроса о том, существует ли трансцендентная действительность, принципиально недоступная рационально-опытному познанию. Позитивистские и материалистические учения, вводя недоказуемый догмат о том, что недоступная рационально-опытному познанию трансцендентная действительность не существует (агностический вариант — неверифицируема, нельзя ничего узнать о её существовании) проводят здесь водораздел между собой и остальными направлениями философии и богословием. Но это лишь два варианта ответа на основной философский вопрос о природе объективной действительности, ни один из которых не может считаться "более" или "менее" философичным ("одни верят, что Бог есть; другие верят, что Его нет").
Не столь уж очевидным, как было принято считать, представляется и утверждение о том, что принципиальным отличием богословия от философии является его догматичность. Всякая философско-мировоззренческая система, подобно геометрии, содержит некий исходный набор недоказуемых аксиом, принимаемых за основу дальнейших построений волевым решением, "на веру". Ещё св. Климент Александрийский, рассматривая проблему соотношения веры и знания, указывал, что акт веры вообще является неотъемлемой частью познавательной процедуры; в любом знании содержится элемент веры; вера и знание неразрывно связаны [65; c. 85]. История сознательных попыток создания беспредпосылочной философской системы, свободной от принимаемых без доказательств догматов, исходных аксиом, начиная с Декарта, доказала их бесперспективность. Начали с отказа от эмпирически не проверяемых, недостоверных истин, а закончили выводами о полной условности и относительности всей картины мира; начали с поисков чисто научной, свободной от веры истины, а закончили агностицизмом.
Но если
нет оснований говорить об абсолютной,
качественной гносеологической противоположности
философии и богословия в отношении
наличия или отсутствия догматов,
принимаемых без рационально-
Иногда противопоставление философии и богословия аргументируется и тем, что в писаниях деятелей Церкви, от апостольских времени до позднейших, можно обнаружить множество высказываний против философии и философствования. Однако, при соотнесении с историческим контекстом обнаруживается, что обличения церковных авторов направлены против конкретных философов и философских доктрин, оппозиционных христианскому учению. В то же время, начиная со св. Иустина Философа, можно привести немало примеров и свидетельств позитивного отношения к философии у православных авторов. Как справедливо замечает М.Н. Громов, семантика средневековых понятий часто не соответствует современной, поэтому под "философией" и в положительном, и в отрицательном значении могут иметься в виду самые различные учения и рассуждения.
Все вышесказанное
не ставит своей целью доказать,
что православное богословие ничем
не отличается от любой философской
системы или учения. Мы скорее хотим
подчеркнуть, что в области, трактующей
об устройстве бытия, идеальном и
материальном; отношениях Бога и человека;
о мире, истине и познании православное
богословие значительно более философично,
более близко к философской системе
по своей структуре и
Обнаружение философской
значимости в православной мысли
вообще возможно двумя методами —
или через поиск в ней
Согласно концепции,
лежащей в основе нашего исследования,
старообрядческая литература, в первую
очередь апологетическая, полемическая,
представляет собой адекватную духовную
реакцию традиционного
Вплоть до реформы
патриарха Никона русская культурная
жизнь не знала духовных потрясений,
в аналогичном масштабе затрагивавших
Церковь, общественное сознание и жизнь
общества в целом. Расколотворческая
реформа стала "вызовом", требовавшим
доказательного ответа, который должен
был сочетать в себе логическую правильность
и верность византийско-русской христианской
традиции. Решая эту задачу, православный
традиционализм, дотоле замкнутый в себе,
раскрывается, излагает свои воззрения
по важнейшим проблемам. В ходе полемики
спорящие стороны в поисках аргументации
привели в движение накопленное византийско-русской
мыслью религиозное наследие. Спор заставил
полемистов тщательно исследовать понятийный
аппарат православного мировоззрения,
ибо каждая категория, термин, определение,
начиная от наиболее общих и кончая самыми
специфическими, проходили испытание
дискуссией. Наблюдение за полемикой староверов
с никонианами, за её внутренней логикой,
за аргументами сторон и способами их
использования позволяет увидеть "в
действии" православное религиозно-философское
мировоззрение, выявить присущие ему основные
онтологические и гносеологические представления.
Предстоит показать, как эти, восходящие
к раннему христианству и периоду патристики
представления, были восприняты, развиты
и разработаны старообрядческими мыслителями.
Главная цель данного
исследования состояла в том, чтобы
провести анализ философского аспекта,
философской значимости старообрядческой
доктрины; показать, что воззрения
старообрядческих мыслителей в онтологии,
философии истории, гносеологии, герменевтике
генетически и логически
Для достижения поставленной
цели в исследовании решаются следующие
конкретные задачи:
— изучить онтологические
представления старообрядцев о
взаимосвязи формы и
— выявить особенности
старообрядческой историософии, представлений
о переживаемом этапе мировой истории
и его месте в общем историческом процессе;
— проанализировать
предысторию взаимосвязи
— показать онтологическую
основу конфликта авторитета традиции
и авторитета иерархии, порождающего
гносеологическую задачу выбора, производимого
личностью между двумя
— установить преемственность
по отношению к православному
традиционализму и развитие (применительно
к особенностям полемики) гносеологических
представлений старообрядческих мыслителей,
учения об истине и её критериях;
— рассмотреть герменевтические
принципы и методы, применяемые старообрядческими
книжниками при истолковании и критическом
анализе древних текстов разной
степени достоверности.
Таким образом, нами
поставлена цель исследовать староверческую
мысль под принципиально иным углом зрения
и в ином контексте, нежели это делается
в многочисленных нефилософских работах.
Культурологические, историко-археографические
исследования уделяют основное внимание
связям староверия с национальной культурой,
исторической ситуацией, традициями и
психологическим складом русского народа.
Наша работа ориентирована на изучение
философского аспекта старообрядчества,
определяемого в первую очередь не национальной
спецификой, а наднациональным общеправославным
мировоззрением. Мы стремимся преодолеть
стереотипное отождествление национальной
формы феномена староверия с его сущностью
и показать, что последняя, вопреки устоявшемуся
мнению, имеет православную, а не национальную
природу.
Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.