Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат
Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
В конце XIX — начале
XX в. растет число старообрядческих
монастырей. Скиты функционировали
недалеко от Риддера, Верх-Убы, Усть-Каменогорска,
Змеиногорска, на р. Бащелак, возле сел
Пономари и Кордон Чарышской волости,
в районе волостного центра Среднекрасилово,
недалеко от Залесово (в местечке Микулушкино
болото), в Чулышмане на Горном Алтае (18).
В этот период на Алтай попадает достаточно
большая группа староверов — переселенцев
из России. В начале XX в. старообрядцы заселяют
Кулунду. Около 15 семей староверов прибыли
на Алтай в 1898г. из Воронежской губернии.
Они поселились в с. Петухово нынешнего
Ключевского района. Но поскольку основная
часть петуховцев была никонианами, переселенцы
-староверы хотели образовать отдельные
поселки. И когда в начале 1900-х гг. правительство
выделяло участки земли для заселения
Кулундинской степи, старообрядцы обратились
к начальнику по переселению с просьбой
дать им земли, ссылаясь на религиозную
несовместимость. С 1908 г. начинается переселение
староверов в Кулундинскую степь. Таким
образом, кулундинские старообрядцы относятся
к позднепоселенческой группе некоренного
сибирского населения.
В целом же вторая
половина XIX — начало XX в. наиболее благоприятный
период в истории алтайского старообрядчества
(19). Это было время интенсивной духовной
жизни, включающей полноценную обрядово-литургическую
практику, осмысление догматических вопросов
староверия; формирование библиотек духовной
литературы и иконостасов в моленных,
функционирование старообрядческих школ,
в которых обучали церковно-славянскому
языку и крюковому пению, способствовавшим
сохранению богослужебных традиций; изготовление
рукописных книг монастырскими переписчиками
и пустынножителями на р. Убе (наставник
В. Г. Трегубов).
С установлением
советской власти в крае с 20-х
гг. XX столетия начались религиозные
притеснения: закрываются моленные,
подвергаются преследованиям верующие,
оскверняются культовые обычаи и
традиции. Было конфисковано множество
духовной литературы, разгромлены иконостасы.
Многие общины лишились грамотных уставщиков.
Старообрядчество вновь ушло в "подполье",
в очередной раз терпя притеснения
и гонения со стороны государства (20).
И лишь в последнее
время наблюдается религиозное
возрождение, о чем свидетельствуют
регистрация старообрядческих общин
по всему региону, открытие новых
моленных, привлечение в общины молодого
поколения, возобновление обучения
крюковому пению (в частности, в
приходах РПСЦ (21) Барнаула, Бийска, Усть-Каменогорска)
и т.д. Однако подобные процессы проявляются
не везде. В отдаленных от городских
центров населенных пунктах преобладают
обратные тенденции разрушения и
угасания духовных традиций.
Как показали экспедиционные
исследования сотрудников Новосибирской
консерватории в районы проживания
старообрядцев 1993— 1997 гг. (22), современное
состояние староверческих поселений
на Алтае претерпело определенные изменения.
В регионе встречаются поповцы-
Главные центры белокриницких
староверов расположены в Барнауле (священник
о. Никола), Бийске (священник о. Михаил),
Усть-Каменогорске (священник о. Глеб).
Благодаря миссионерской деятельности
священнослужителей наблюдается активный
рост белокриницких общин в райцентрах
Красногорское, Залесово, Благовещенка,
Горно-Алтайске, селах Усть-Коксинского
района Республики Алтай, Глубоковского
и Шемонаихинского районов Восточно-Казахстанской
области. В некоторых населенных пунктах
(Барнауле, Бийске, Залесове, д. Мульта
Усть-Коксинского района) ведется строительство
храмов (23).
Беглопоповская община,
насчитывающая до 100 человек, имеющая свою
церковь, сохранилась в с. Черемшанка Глубоковского
района Восточно-Казахстанской области.
Староверы-беглопоповцы также проживают
в деревнях Кордон и Пещерка Залесовского
района и в г. Заринске. Часть беглопоповцев
попала в Пещерку из Каменки, переставшей
существовать с 1957 г. вследствие объединения
колхозов, в которой когда-то была церковь.
По свидетельствам местных жителей, еще
совсем недавно большая община была в
Заринске, но после смерти наставника
общинные (соборные) богослужения прекратились,
моленный дом продали.
Численно преобладающим
беспоповским толком Алтая остается поморский.
Общины поморцев сосредоточены в Барнауле
(наставники А.В. Гутов, А.В. Мозолева), Бийске
(наставник Ф.Ф. Серебренников), Усть-Каменогорске
(наставница М.К. Фарафонова), Лениногорске
(наставники И.К. Грузинов, А.Я. Немцев),
Сереб-рянске (наставник Е.Я. Неустроев).
Местами компактного проживания поморцев
являются Алейский, Алтайский, Бийский,
Чарышский районы Алтайского края, а также
Глубоковский район Восточно-Казахстанской
области.
В некоторых деревнях
(Верх-Уба, Бутаково, Малая Уба) поморцев
называют самодуровцами. Сейчас отдельного
толка самодуровцев на Алтае не сохранилось.
Они примкнули к поморцам, приняли их догматику
и обрядность. Осталось лишь название,
которое в исконных самодуровских деревнях
перешло и на поморцев.
Федосеевцы проживают
в селах Бобровка, Тарханка, Бутаково Глубоковского
района Восточно-Казахстанской области
(наставница Е.Ф. Полторанина). Когда-то
федосеевцы этих мест имели две моленные.
Сейчас собираются только в большие праздники
в Бутаково.
Староверы-филипповцы
сохранились в Залесовском и Заринском
районах. Попали они в эти места с Вятки.
Однако их большая часть в 1930—1940-е гг.
мигрировала в Беловский и Гурьевский
районы Кемеровской области.
Вяткинское происхождение
имеют также проживающие в Залесово и
в Бийске старообрядцы-мелхиседеки (полное
название толка — древнекефалическая
церковь по чину Мелхиседека). Это единственная
обнаруженная в Сибири община теперь уже
редко встречающегося староверческого
толка. Из беседы с жительницей Залесово
3. Кузнецовой выяснилось, что раньше их
община насчитывала до 70 чел., священником
был о. Тимофей, убитый в годы репрессий;
здание церкви сгорело в 1960-е гг. Сейчас
в Залесово живут всего семь мелхиседеков.
В Бийске стариковцев
называют "отписными". Как объяснил
Ф.Ф. Серебренников, бийские стариковцы
отпочковались от часовенных, присоединившись
к единоверцам, затем они отвернулись
от единоверия, посчитав его никонианством,
часовенные же их. обратно не приняли,
поэтому-то они и стали именоваться отписными,
затем — стариковцами. Такая же община
есть в с. Топольное Солонешинского района
(наставница А.А. Филиппова).
Старообрядцы, называющие
себя часовенными, встречаются в
селах Тюменцевского района.
Дьяконовщина (самоназвание
дьяковские) сохранилась на Рудном Алтае
в пригородах Усть-Каменогорска и с. Черемшанка
Глубоковского района Восточно- Казахстанской
области (наставница Т.С. Денисова) — всего
около 50 чел.
В Рубцовске, Змеиногорске,
селах Змеиногорского, Третьяковского
районов проживают "ипэхашники".
По-видимому, это потомки некогда многочисленного
на Алтае бегунского толка истинно православных
христиан.
Имелась информация о том, что в Залесово проживают представители такого редкого и малочисленного толка, как неокружники. Однако экспедиционные исследования показали, что неокружниковской общины здесь нет. Встречаются отдельные старообрядцы, которые считают себя одновременно и неокружниками, и мелхиседеками. Вполне вероятно, что бытование слова "неокружники" свидетельствует о существовании данного толка на Алтае в прошлом, затем ассимилировавшегося с другими старообрядческими согласиями.
2.2 Хозяйственная
деятельность и быт.
Адаптация старообрядцев
к новым условиям хозяйствования
во многом была обусловлена конфессиональными
установками, региональным происхождением,
степенью использования опыта местных
коренных народов, успешностью взаимодействия
с природной средой. Определенную
роль сыграли трудолюбие и психология
русских старообрядцев, выработавших
способность противостоять
Основной сферой
хозяйственной деятельности большинства
Алтайского края – первой четверти
ХХ в. было земледелие и связанное с ним
тягло-молочное скотоводство, превалировавшие
в степных или лесостепных районах. В тайге
и горных массивах основной доход приносили
охота, рыболовство и другие таежные промыслы.
Состояние землевладения
и землепользования в конце ХIХ
– начале ХХ в. характеризовалось
сложившейся системой частного и
наличием казенного, кабинетного землевладения,
преобладанием среди сельского
населения общинного
Основными формами
сложившегося регионе землепользования
были вольное пользование землей,
отведенной обществу, захватно-заимочное,
купля-продажа и в начале ХХ в. лишь в отдельных
селах – передельное. В нераздельном пользовании
общества находились только лесные участки
и выгоны для выпаса скота. Пахотные же
земли и сенокосные угодья каждый крестьянин
захватывал столько, сколько мог, создавая
на них заимки с сезонными поселениями.
В регионе заимки выступали прежде всего
как составная механизма освоения региона,
как форма земледельческой колонизации,
поскольку многие старообрядцы с приближением
"никонианского" населения покидали
деревни и переселялись на новые места,
в том числе и на заимки. Заимки могли обслуживаться
силами членов семейного клана и наемными
работниками.
Параллельно шел
процесс создания крепких хозяйств
предпринимательского и фермерского
типа, осваивавших новые виды хозяйствования,
неизвестные старообрядцам
Основные земледельческие
культуры, высеваемые старообрядцами
– традиционные для русских яровая
пшеница, яровая рожь (ярица), овес, ячмень,
гречиха; озимая рожь почти не культивировалась
из-за малоснежных зим и дождливого
лета, когда время уборки зерновых
совпадало с сенокосом.
В способах уборки и
обмолота хлебов длительное время сохранялись
региональные севернорусские, среднерусские
и южнорусские традиции, использовались
традиционные для русских серпы, косы,
цепы и др. Постепенно восприняли и некоторые
местные традиции – хлеб молотили при
помощи лошадей. Зерно мололи на конных
или водяных мельницах, которые были в
каждом селе.
Повсеместно было развито
овощеводство. Из технических культур
на поле сеяли традиционные коноплю,
лен, подсолнух. Ягодники и сады появились
в русских деревнях не сразу. Первоначально
пользовались исключительно полевыми
и таежными ягодами, плодами и другими
дарами природы – волоцкими и кедровыми
орехами, грибами, диким виноградом, актинидией,
лимонником, черемшой и другими дикоросами.
Старообрядцы в
своей хозяйственной
Помимо сборов
дикоросов староверы
Таким образом, для
алтайских старообрядцев было характерно
комплексное ведение хозяйства
с использованием всех ресурсов региона
с опорой как на принесенные ими
региональные традиции русских, так
и заимствованные от живших здесь
народов. Совершенно иные, чем на родине,
социально-экономические, демографические
и экологические условия
Деревни старообрядцев
Алтайского края возникали в долинах
крупных рек и имели выраженную
долинно-приречную (кустовую) застройку,
при которой большие
Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.