Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

Старообрядцы).docx

— 184.16 Кб (Скачать файл)

Алтайским старообрядцам  свойственны обрядовые особенности. В частности, причащаясь, они использовали не просфоры, а богоявленскую воду (д. Мульта Усть-Коксинского района), на Пасху — яйцом, пролежавшим год перед иконами со дня прошлой Пасхи (д. Яйлю Турочакского района). При переходе в стариковину никониане должны быть крещены заново, белокриничников же докрещивают с "отреканием" (отрицанием от ереси). По свидетельству Ф.О. Бочкаревой из д. Тихонькая, "для принятия нашей веры прежде, чем креститься, необходимо три года учить устав. Толкование сему найдем в евангельской притче о хозяине и садовнике, три года ухаживавшем за деревом, которое зацвело только на четвертый год". 

Духовным руководителем  стариковской общины является настоятель. По словам В.И. Филипповой из Барнаула, "настоятель — почти священник. Он имеет право отсаживать от собора, сводить брачующихся". В Рубцовске за настоятелем сохранилось название "иерей", все проблемы решают собором (т.е. общиной) на духовной беседе. К наиболее спорным догматическим вопросам относится отпевание умершего без покаяния. 

Старообрядцы сознательно  не распространяют свою веру. "Веру свою надо скрывать, чтобы посторонние  не осмеяли Писания, не считали все, что там написано, за сказки и  небылицы. Вера наша от этого не погибнет, только истончится и вытянется в  ниточку", — утверждает Ф.О. Бочкарева. 

Для старообрядчества характерен общинный уклад жизни. Духовным центром общины является собор, моленная или храм, где совершаются богослужения. Как и в древности, там решаются и наиболее важные для общины мирские  дела. При этом активная роль принадлежит  каждому члену общины. 

Старообрядчество  всегда имело крепкие семейные традиции. Считалось, что только семейный уют, быт способствуют развитию добрых, творческих начал в человеке, твердости  его убеждений. Большое значение имел авторитет старших в семье, каждый чувство­вал свою ответственность  перед всеми. 

Каждый член семьи  имел свои обязанности в домашних делах. Дружная трудолюбивая семья, как правило, была зажиточной, это  выделяло старообрядцев среди других групп населения. Сами они считали  это благословением свыше. 

В семье и общине большое значение придавалось благообразию внешнего вида. Опрятные и в быту, старообрядцы на молитву на­девали особую одежду. Мужчины - темный долгополый кафтан, простую или вышитую рубаху навыпуск, подвязанную поясом, кото­рый, впрочем, носили всегда, сапоги. Женщины - рубаху с длинными широкими рукавами, собранную в мелкие складочки - «борики» - у горловины, длинный подпоясанный сарафан особого покроя. По древней традиции, порожденной апостольскими правилами, женщины должны всегда покрывать голову платком (ср: «опростоволоситься» — оплошать, попасть впросак). Нарядный платок закалывается под подбородком. Цвет платка может меняться в зависимости от праздника: на Пасху - красный, на Троицу - зеленый. 

Разнообразны и  великолепны старообрядческие пояса  и опояски, вытканные мастерицами  или сплетенные особым способом из нитей разных расцветок. Их украшали либо традиционным геометрическим орнаментом, либо орнаментированной надписью - дар­ственной или со словами молитвы. 

Необходимым предметом (особенно на молитве), который старообрядцы старались всегда носить с собой, была лестовка (рис 2) - подобие четок.

                                            Рис. 2 Лестовка 

Она плелась из кожи или ткани и сшивалась в  виде замкнутой петли, круга, символизирующего непрестанную молитву. К низу пришивались  четыре треугольных окантованных «лапостка», украшенных вышивкой цветными нитями или бисером. Лестовка тоже объединяет духовное, художественное и материальное начала, являясь символом непрерывного молитвенного восхождения к Богу: лестовка - лествица - лестница. Как написано в одной из древних книг: «Подобает убо всякому христианину лествицу в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти...» 

Одним из древнейших атрибутов православного обряда является подручник - особый квадратный коврик, который, как и в дораскольное время, старообрядцы подкладывают под руки при земных поклонах во время молитвы, чтобы руки оставались чистыми. Он шился из кусочков разноцветных тканей, по-особенному расположенных, и имел, подобно лестовке, свою символику, представляя, кроме того, образец интересного рукоделия. И еще одну древнюю традицию сумели сберечь старообрядцы: унисонное пение во время богослужений по особым знакам - крюкам, или знаменам, так называемое знаменное пение. 

Таким образом, в  старообрядчестве мы видим выдающееся культурное явление, сохранившее древние  традиции русской наци­ональной и христианской православной культуры.

3. История образования  старообрядческого общества Залесовского района 

Раскол в Русской  Православной Церкви разделил христиан на последователей старого обряда и  «никоновских» новин. На не согласных с его новшествами были воздвигнуты жестокие гонения. Так русским людям — православным христианам семнадцатого века — пришлось бежать в пустыни, леса и горы, скрываясь от преследования со стороны государственных и духовных властей. За лесами и топями, в непроходимой тайге укрывал Господь гонимых за веру людей. Вот почему старообрядцы составляли значительную долю жителей вновь образующихся поселений на территории нынешнего Алтайского края в 17-18 веках. 

Старообрядцами был  основан ряд сел, входивших в  теперешний Залесовский район, который принадлежал Барнаульскому уезду Томской губернии. Датой образования села Залесово считается 1751 год. Шмаково «старше» Залесова: первое упоминание о нем относится к 1711 году, хотя в переписи учитывается только с 1748 года. Жителями села Шмаково были именно старообрядцы - братья Шмаковы. По переписи 6 ревизии 1811 года в Шмаково числятся: Иван Матвеевич (64 лет), братья-близнецы Тихон и Никита Матвеевичи(58 лет) и всего 39 душ мужского пола. В 1796 году была составлена именная роспись крестьян записавшихся в раскол, в нее попали деревни с проживающими в них старообрядцами: Зырянова, Наумова, Шмакова, Маношкина, Сорокина, Глушинская, Красилова, Залесова.

 Шли годы. Отношение  властей к расколу постепенно  смягчалось. Если в первых документах  истории края, исходящих из духовных  ведомств, старообрядчество характеризовалось  не иначе как «богомерзкое, раскольничье  развращение», то позднее, записанные  в особые книги с наложением  двойного подушного налога, старообрядцы  могли более спокойно жить, молиться  по своим канонам. 

Тем не менее, давление на старообрядцев в различных  формах продолжалось. Как свидетельствуют  документы архивов, государственные  ведомства заботились о духовном окормлении старообрядцев, которые упорно уклонялись от услуг синодальной церкви. Так рапортом притча господствующей церкви в Барнаульское духовное управление сообщалось, «что состоящий в старообрядчестве крестьянин деревни Залесова Гаврил Залесов сговорил за себя девку Феклу Шмакову» но остались не венчанными, потому что состояли в расколе (старообрядчестве). Из-за жестоких гонений, притеснений, откровенных издевателъств, не имея подчас духовного окормления, старообрядцы не теряли надежды в поиске пастыря.

 В документах 1825 года находим упоминание о  том, что «старообрядцы уехали  в Томск, за старообрядческим  попом которого вскоре и ожидают». В это же время лидером старообрядцев  Потапом Шмаковым составляются  свои собственные списки, подается  прошение « о беспрепятственном  исполнении Богомолений». В 1826 году было получено разрешение на беспрепятственное исполнение треб старообрядческому священнику Ивану Михайлову, хотя и преследования за веру продолжались. 

31 октября 1907 года  в д. Шмаково Залесовской волости Барнаульского уезда был зарегистрирована община, священноиерей — о. Марк Трифонович Рябов, доверенное лицо — Панкратий Родионович Волков.

 В 1908 году молитвенный  дом был построен в деревне  Шмакова на усадьбе Варфоломея  Трифоновича Рябова (ему было 50 лет), настоятелем являлся отец Марк Рябов. Председателем — Филипп Григорьевич Неупокоев, псаломщиком — Дионисий Трифонович Рябов, товарищем председателя — Иван Алексеевич Валечкин, Прокопий Шарапов. В 1909 году было подано прошение о строительстве нового храма. Проект одобрен 26 ноября 1910 года и к моменту постройки было закуплено строительных материалов на 1,5 тысячи рублей. В течение трех-четырех лет была построена деревянная церковь, и в 1914 году состоялось освящение ее престола в честь Богородицы Казанской. 

Сохранились документы: решение старообрядческой общины от 20 августа 1910 года «Об открытии при  моленном доме школы грамоты», при  этом содержание таковой принималась  на свой счет. 

 Кроме активной  регистрации общин и храмоздательства  в это же время продолжается  бурная полемика с миссионерами  новообрядческой церкви, со старообрядцами других согласий, внутри согласия по злободневным вопросам церковной жизни общин. Обращаются с призывами и братскими предложениями к старообрядцам разных толков о примирении и церковном воссоединении. 

 Но взаимоотношения  старообрядцев с Советской властью  были крайне напряженными, так  как эта власть строилась, прежде  всего, на безбожии, попрании свободы  совести и религиозных убеждений.  Сплошная коллективизация деревень  в числе прочих задач требовала  от органов власти нанести  решительный удар по религии.  Старообрядцы — истинно верующие  люди, были трудолюбивы и честны  и жили, в большинстве своем  крепким хозяйством, поэтому многие  не приняли «безбожную» власть  Советов, выступали против коллективной  формы собственности. Начались  возмущения, а вместе с ними  и репрессии. 

 В 1991 году с  приездом в с.Залесово по приглашению местных старообрядцев священноиерея о. Николы Думнова началось возрождение общины. Вот имена тех, которые, не убоявшись репрессий, сохранили духовные традиции предков, богослужебные дораскольные книги и иконы, написанные по древним канонам: Киселева М., Петелина Т.М., Балыкина В.М., Попова Т.А., Плотникова М.Н., Токмина В.М., Рябова М.В., Зырянова Т.Ф., Борисова Е.В. и др. 

Это их святыми молитвами  и трудами Господь сподобил православный народ к святому делу — строительству  храма. Редко выпадает человеку счастье  участвовать в строительстве  Храма Божьего. Нам дал Господь  эту возможность. "Начало" было положено в 1993 году. 

В апреле 1993 года многими  трудами председателя общины Стопаревой A.M. в Комитете Юстиции г. Барнаула была зарегистрирована Старообрядческая община Залесовского района Русской Православной Старообрядческой Церкви. В нее вошли старообрядцы из сел Пещерки, Кордона, Заплывина, Шмаково, Черемушкино, Муравей. В этот же год было принято решение о строительстве Церкви, и объявлен сбор добровольных пожертвований. Не имея молитвенного дома, старообрядцы собирались на общую молитву по праздникам по домам верующих. С 1991 года Борисовы Игнатий Никонович и Евфимия Васильевна пригласили в свой дом по улице Советской 132, с тех пор вот уже более 15 лет на их усадьбе возносятся молитвы: «О стране нашей Российстей и о спасения... и о всяком граде и веси сей...», а их трое дочерей являются активными прихожанками Свято-Никольского храма. 

Осенью 1994 года, после  праздника Рожества Пресвятой Богородицы, силами прихожан общины был выкопан котлован и заложен фундамент. Надеясь на милость Божию, все прихожане от малого до великого взялись за это Богоугодное дело и летом 1995 года Колчановым Д.А., Колчановым В.Д., Гавриловым П., Костеревым В. был положены первые два венца Свято-Никольской Старообрядческой Церкви. Строительство храма началось и продолжалось пять лет. 
 
 

  

Очень не просто давалось это строительство, и только милостью Божьей и заступлением Святителя Николы, усердными стараниями многих людей оно двигалось.  

В июне 2000 года произошло  торжественное освящение новоустроенного на каменном фундаменте деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николы. На торжество и освящение был приглашен преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири. Накануне было совершено всенощное бдение, которое совершил Еп. Силуян в сослужении священноиереев о. Николы Думнова, о. Михаила Гаевого (г. Бийск, правнука служившего ранее в с. Шмаково о. Марка Рябова), диакона Павла Романюка, чтецов Антония Устинова (г. Новосибирск) и Василия Андреева (г. Барнаул). 

Начало нового 21 века ознаменовалось некоторым подъемом в возрождении духовной жизни  молодого поколения старообрядческих приходов. Возобновилась традиция проведения молодежных съездов. В 2001 году в кафедральном соборе г. Новосибирска состоялась первая встреча старообрядческой молодежи, затем в 2002 году в – г. Томске и в 2003 году – у нас в Залесово. 

Вот что пишет  в то время районная газета «Сельский  новатор»: «...Последствия раскола  православной церкви привели к тому, что старообрядцы на несколько веков  стали отшельниками. В конце XX века с прекращением власти тоталитарного  государства заметно возросла роль церкви в обществе. Оживилось и  движение приверженцев старой веры: они  воздвигают новые храмы, обновляют  обители, сохранившиеся за времена  советской власти. Храм, заложенный в 1994 году на окраине с. Залесова, сейчас является поистине архитектурной жемчужиной райцентра.

 На строительство  обители в родном селе залесовцы не жалели ни сил, ни денег. Стараниями старообрядческой общины и при помощи мирян 4 года назад в храме прошли первые службы. В прошлом году, по благословению епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна, июльский съезд молодых старообрядцев работал в Залесовской Свято-Никольской обители. Тогда принимали гостей их приходов Барнаула, Новосибирска, Томска, Москвы»... 

Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.