Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:47, реферат
Раскол 17 в. явился национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Раскололась и разъединилась не только Церковь, но и сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа. Причиной этому послужила нужная, но неумело и не во время проведенная реформа. Людям не объяснили и не показали необходимость данной реформы Церкви, поэтому народ увидел в этом измену исконной отеческой вере, приход антихриста, конец Православной Руси.
Распространенной
формой старожильческих поселений
являлась заимка, когда рост населения
вынуждал заводить пашни далеко от
родовой деревни. Возле пашни
устраивали сенокос, организовывали выпас,
строили жилые и хозяйственные
постройки, которые использовали во
время страды. Постепенно сезонные
заимки перерастали в деревни. Так
формировалась сеть поселений.
Жилой дом на усадьбе
ставили с учетом господствующего
ветра и солнца, чтобы светло в
избе было и тепло держалось. В
жилищной культуре старообрядцев преобладало
срубное строительство из хвойных
пород деревьев: лиственницы, сосны,
пихты. Строительный опыт содержал много
знаний и навыков: где поставить
дом, как правильно подготовить
лес и сложить сруб, чтобы дом
стоял века, не гнил и не вымерзал.
К таким народным приемам относилась
заготовка леса в феврале -марте
до весеннего сокодвижения, когда дерево
было сухим. Обязательно выдерживали трехгодичный
срок просушки: первый год ошкуривали,
складывали бревна в сруб в лесу, второй
год прокладывали мхом, а на третий -перевозили
в деревню. Рубили дом с марта (после Масленицы)
и до июня (Троица), поворачивая бревна
северной, более крепкой, стороной наружу,
южной - вовнутрь. К осени входили в дом.
Практический опыт
сочетался с суевериями. К ним
относился запрет ставить дом
на тропинке (счастье из дому утечет)
или вблизи перекрестка дорог - места
обитания нечистой силы.
Преобладающим типом
жилища старообрядцев Алтая (XVIII - первая
половина XIX века) являлся северорусский
вариант высокой срубной избы
(рис 1)
- однокамерного дома
на высокой подклети - нижнем хозяйственном
помещении, образованном
Частью крестьянского
подворья являлся комплекс хозяйственных
построек. Преобладали амбары и амбарушки.
Их ставили высоко от земли на лиственные
чурки, плотно настилали пол и
дощатыми перегородками делили на сусеки
для зерновых. Рядом ставили завозню
для хранения инвентаря, упряжи, телег,
саней. У старообрядцев преобладало
замкнутое подворье с расположением
построек по периметру (северорусский
тип лесной зоны), либо хоромная застройка,
когда все постройки
Дальнюю часть усадьбы
занимали строения для обработки
урожая: «сушило», или «овин», для
просушки зерна в снопах, «долонь»
— место для обмолота. Здесь же держали
скот в открытых пригонах, или денниках,
с жердяным настилом (поветь). Только для
овец ставили сруб с крышей - хлев. Баня
по сибирскому обычаю устанавливалась
ближе к воде и часто выносилась за ограду
усадьбы на берег реки.
Весь этот жилищно-хозяйственный
комплекс был дорог крестьянину,
одухотворен и заселен добрыми
духами (мудрый и ворчливый домовой,
проказливая кикимора) и злыми.
И тех, и других надо
было задобрить, чтобы не случилось
беды - падежа скота, пожара. Поэтому
усадьба крестьянина была опутана
системой языческих и христианских
оберегов: иконы, кресты, обереговые символы
резьбы, росписи, вышивки и так далее. Сам
крестьянин был частью этого мира и не
возвышался над ним.
Вся жизнь крестьянской
семьи проходила в маленькой
избе, поэтому внутреннее убранство
и мебель были встроенными, чтобы
освободить больше полезной площади: вдоль
стен были пристроены лавки, сверху полки
для хранения утвари. Для сна существовал
целый комплекс: полати - дощатый
настил, расположенный над входной
дверью, сама печь с верхним голбчиком
- деревянной плахой, продолжавшей лежанку
печи и нижний голбец — широкий, пристроенный
вдоль печи ящик с люком, через который
можно было спускаться в подклеть. Изба
делилась на две половины, полки с «грядкой»,
с которой свисала занавесь. Часть избы
за занавескою у печи являлась местом
хозяйки, где готовили пишу. Во второй
половине выделяли «чиный», угол с иконами,
стол. В будние дни в чистом углу во время
свадьбы садили молодоженов. Во время
похорон ставили домовину с телом усопшего.
Старообрядческая
семья Алтая в основном отвечает
общим закономерностям развития
социальной истории крестьянской семьи
России. Основные типы семейных отношений
староверов Алтая соответствуют
общепринятой классификации семейных
структур. Но специфические условия
заселения и хозяйственного освоения
алтайских гор и предгорий, социальное
окружение и природная среда
обусловили региональную специфику
семьи и брака этой группы крестьянского
населения Алтайского округа. Более широкое
распространение в социальной истории
алтайского староверия имели семьи из
одного человека, семейные артели-товарищества
и семейно-родственные кланы.
Ко второму типу
семейных отношений можно отнести
беглых староверов, охотников-промысловиков,
объединявшихся в артели. Промысловые
артели образовывались, исходя из экономических
соображений, в них сообща использовались
охотничьи угодья и осваивались
новые территории. Семьи-товарищества
включали от 2 до 5 и более холостых
мужчин и возглавлялись, как правило,
старшим по возрасту, или наиболее опытным.
Следует отметить непрочность промысловых
артелей-товариществ по сравнению с другими
формами семейных отношений.
Быстро развивающаяся
экономика горных деревень, основанная
на высокорентабельном и комплексном
товарном хозяйстве, привела к усложнению
семейных структур. Все хозяйство
крестьянина-старовера было основано
на личном труде всех членов семьи
и использовании рабочей
Таким образом, на Алтае
реальный и устойчивый процесс формирования
семьи был тесно связан с процессами
хозяйственного освоения.
Российскими законами
женщина и дети ставились в
зависимость от мужа, за которым
законодательно признавалось главенство.
Они не только находились в подчинении
мужа и отца, но и их правовое положение
определялось социальным статусом главы
семейства. Существенным препятствием
к браку служило родство, или
свойство между желающими вступить
в брак. Запрещались браки по кровному
родству и свойству между одним
супругом и родственниками другого
до 7-й степени, между родственниками
одного и другого – до 5-й степени.
Алтайские православные
крестьяне-старожилы считали
У алтайских староверов,
и других групп староверия исследователи
отмечают существующую у них свободу
"любовных связей", в простонаречии
именуемых "птичьим грехом". Некоторые
историки считают, что такая свобода отношений
допускалась лишь до брака. Все староверческие
сообщества стремились к упрочению семьи
как самого важного института своей жизни.
Поэтому то, что не наказывалось до брака,
осуждалось деревней после его заключения.
Брак, основанный на
таинстве церковного венчания, русские
крестьяне считали богоугодным
делом и полагая, что семейные узы неразрывны,
на развод они смотрели отрицательно.
Но если для православного крестьянского
населения России вопрос о разводе стоял
достаточно остро, то для староверческого
населения Алтая проблема разводов была
малозначима.
Гражданский развод
в алтайских староверческих селениях
санкционировался общественным мнением.
Южно-алтайские староверы
В одних случаях,
при разводе женщина-
Таким образом, семейные
разводы алтайских староверов отличались
разнообразием и особенностями,
обусловленными характером их социальной
истории. Но все же следует отметить,
что, несмотря на относительную свободу
женщины, неофициальность брачных
отношений и отсутствие особых препятствий
для расторжения брака, в старообрядческих
социумах Алтая, разводы в начале
ХХ в. были нечастым явлением.
Следует отметить еще
одни интересный аспект социальной истории
семьи алтайских староверов, как
заключение браков между родственниками.
Как указывают исследователи, брачение
родственников, нехарактерное для русского
православного населения Западной Сибири,
имело место у староверов Бухтармы и Уймона.
Подобные факты брачения родственников
не были простой случайностью. Это было
обусловлено недостаточным количеством
женского населения и большим числом родственных
связей между алтайскими староверами.
Староверческая семья
на Алтае в досоветское время
была более демократичной. Тем не
менее, в ней до начала ХХ в. сохранились
патриархальные отношения и архаические
пережитки.
Алтайская старообрядческая
семья отличалась противоречивостью.
С одной стороны, в старообрядческих
социумах Алтая к концу рассматриваемого
времени в большей степени
сохранились патриархальный строй
и архаические пережитки, с другой,
женщины и дети пользовались большей
свободой. В целом, несмотря на патриархальность
семейного строя, члены старообрядческой
семьи на Алтае находились в состоянии
большей свободы, в отличие от
крестьян Центральной России.
Патриархальность
семейных отношений в староверческой
семье, основанная на культе семьи, уважения
старших, родительского авторитета
была без излишней авторитарности,
что и обусловила существование
на Алтае своеобразного варианта
крестьянского демократизма. Следует
отметить более высокий социальный
статус женщин и детей во всех алтайских
старообрядческих социумах и соответственно,
более высокое положение
Брачная модель алтайской
старообрядческой семьи отличалась
от западноевропейской, для которой были
характерны поздние браки, безбрачие и
соответствовала общероссийской сезонностью,
уровнем брачности, но со своими особенностями.
Здесь наблюдались более раннее вступление
в брак, относительная свобода выбора
брачного партнера, терпимое отношение
к разводам и добрачным связям, отсутствие
церковного таинства венчания. При заключении
брака большую роль играли материальные
и социальные соображения. Эти же традиции
прослеживаются и в настоящее время.
Особенности семьи и брака в староверческих социумах Алтая во многом определялись условиями практической жизни раскольников, их религиозными воззрениями и нормами обычного права, которые подчас очень сильно отличались от традиций православного крестьянства.
2.3 Обрядовая сторона
Сложившаяся на Алтае
в XVIII в. община староверов жила по своим
правилам и порядкам, по своим неписаным,
но строго соблюдавшимся законам. Староверам
запрещалось пить алкоголь, курить табак.
Воровство и ложь считалось самыми страшными
грехами. За тяжелые проступки изгоняли
из общины. Семьи у староверов были большие,
до 15–20 человек, и дети работали вместе
со взрослыми с 5–6 лет. Это были очень
трудолюбивые и чистоплотные люди, привыкшие
много и честно работать с детских лет.
У старообрядцев строго соблюдались заветы:
«Не пить, не курить табак, не блудить,
трудиться».
Информация о работе Причины и последствия церковного раскола в России в середине XVII в.