Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:00, курсовая работа
Не секрет, что большевистские революционеры часто проводили параллели между 1917 годом (и последующими за ними событиями) с одной стороны, и Великой французской революцией с другой. Намеки на схожесть протекания двух Великих Пожаров в огромном количестве присутствуют у Владимира Ленина.
Введение____________________________________________________3
Обзор источников_________________________ __________________5
Обзор историографии________________________________________8
Глава I. Преддверие диктатуры Кромвеля______________________12
А. Республика и «охвостье» парламента___________________ _12
В. Разгон Долгого парламента. Бэрбонский парламент_____ __17
Глава II. Эволюция Протектората_____________________________22
А. Установление Протектората. «Орудие управления»________22
В. Безпарламентское правление. Майор-генералы____________26
С. «Смиренная петиция и совет» ___________________________28
Заключение_______________________________________________ _33
Библиография_____________________________________________ _34
Как бы то ни было, основное ядро левеллеров составляло офицерство, поэтому можно включить описанный выше конфликт в общее противостояние армии и «охвостья». Важно понять, что двоевластие не было бы так ярко выражено, если не резкое усиление позиций армии и лично Кромвеля. У этого усиления есть несколько причин. С одной стороны, «осадное» положение Англии, перманентная опасность войны предопределила роль армии как главную защитницу республики, основную опору государственности. Это сказалось на резко возросшей роли армейской верхушки – офицеров и генералов – в политической жизни страны. Далее, великие военные победы повышали престиж как армии в целом, так и ее предводителя – Оливера Кромвеля. Это обстоятельство поможет нам позднее разобраться в самой сути Протектората.
Как бы то ни было, еще с августа 1649 года Кромвель регулярно посылал Палате общин петиции и письма с просьбой о начале правовой реформы. С одной стороны, лорд-генерал отражал желания своих подчиненных – офицеров: он не желал волнений в войсках и стремился показать себя защитником своих солдат (и, вместе с тем, народа, также страдавшего от поборов юристов). Барг справедливо указывает на другую причину – желание Кромвеля скомпрометировать парламент, выставить их кучкой своекорыстных, властных буржуа52. В день первой такой петиции Кромвеля Палата общин постановила созвать комитет по рассмотрению правовых вопросов. Показательная запись найдена в Журнале Палаты общин – 4 декабря 1649 года, через несколько месяцев после начала работы комитета, Палата предписывает ему «оживить свою работу и собраться на заседание на следующий день»53. Через два года, 8 октября 1651 г. В Журнале появится запись идентичного содержания54. Это не означало того, что все это время комитет не работал: весь 1650 год в Палату поступали его доклады с проектами отмены некоторых пошлин и упрощения судопроизводства. Большая их часть была отклонена55.
После знаменитой битвы при Денбаре 3 сентября 1650 года Кромвель, пользуясь очередным приливом славы, в очередной раз послал в парламент петицию с требованием социальных реформ (в первую очередь, права), мотивируя это резким ослаблением внешней опасности и усилением внутренних проблем56. Она осталась без ответа. Ровно через год битва при Вустере положила конец борьбе с наследником Чарльзом, Республика отстояла независимость. Уже 10 декабря 1651 г. Кромвель созвал в доме спикера Палаты Ленталла совещание по вопросу о форме правления Англии57. Лишь некоторым из присутствующих сразу стала понятна цель собрания – Кромвелю необходимо было узнать мнение его приближенных о таком вопросе, как возможность восстановления монархии58. Большинство членов парламента высказалось за привнесение некоторых монархических черт в систему управления, за ограниченную монархию59. Своими преложениями установить на престоле «если не Чарльза II, то его брата герцога Глостерского» они противоречили собственному акту почти трехгодичной давности – по нему запрещалось не только наделять человека полномочиями и властью короля, но и приглашать на эту должность кого либо из родственников казненного Стюарта60. Большинство представителей армии высказалось резко против каких-либо примесей монархии. Тем самым Кромвель получил окончательную поддержку от лица армии на роспуск «охвостья» как логова про-монархических отступников.
Делая промежуточный итог, надо отметить, что непосредственно установление республики не было целью Долгого парламента. Они стремились к упрочению своей власти как таковой. Однако коммонеры не были способны разрешить наболевшие социальные вопросы, что ударило бы по их позициям и кошелькам. Это предопределило падение этой олигархии. То, что армия усилила влияние, перестав при этом быть опорой парламента, став в оппозицию к нему, сильно ускорило это падение.
В. Разгон Долгого парламента. Бэрбонский парламент.
В последний день 1651 года, вскоре после совещания у Кромвеля, Палата общин постановила образовать Второй комитет по реформе права. Важным отличием было изменение в порядке работы комитета. Поначалу парламент поручал лицам, не состоявшим в парламенте, обсудить недостатки права. Это собрание должно было представить доклад комитету, опять-таки назначенному Палатой61. То есть, при видимом послаблении со стороны коммонеров (первоначальная консилия – не из их числа), ход реформы опять полностью подпадает под их контроль. Из 21 человека в парламентский комитет входят лишь 4 офицера (в том числе, генерал Десборо, приближенный Кромвеля)62. Тем не менее, голоса сторонников коренных реформ громко звучат и в этом комитете. Весь 1652 год и самое начало 1653-го комитет составлял доклады с предложениями таких реформ: отмена пошлин при предъявлении исков, о более быстром судопроизводстве при взимании рент, о пошлинах с тяжущихся. Подавляющее большинство этих актов «после двукратного заслушания было возвращено указанному выше комитету»63.
Параллельно все чаще стало звучать предложение распустить парламент и созвать новый: Палата давно уже никого не представляла, кроме самого себя. Как уже писалось выше, не только армия и левеллеры осознавали необходимость этого: в январе 1650 назначение выборов было одной из основных тем доклада Уайтлока парламенту. В конце 1651 Палата общин, после долгих прений, назвала дату новых выборов – 3 ноября 1654 года64. Однако уже с весны следующего года начала усиленно работать над новым избирательным законодательством. Суть его заключалась в том, что 50-60 членов Долгого парламента автоматически получали места во всех последующих, пожизненно. Более того, в новой Палате из 400 человек бывшие полсотни членов «охвостья» составляли некую элиту, «парламент в парламенте», определяющую пригодность остальных 350 кандидатов к званию коммонера65. Такое положение не устраивало ни общество, ни армию с Кромвелем во главе. Уже в конце июня 1652 года в петиции от жителей нескольких графств, прозвучало требование ежегодных выборов парламента, уплаты внутреннего долга, свободы печати66. То, что за три года до этого можно было найти лишь в запрещенных памфлетах левеллеров, теперь прямо предоставляется Палате общин как петиция от широких масс. А уже 13 августа под протекцией Кромвеля от лица всей армии парламенту была направлена очередная петиция67. Многие ее положения чуть ли не прямо обвиняли Палату в коррумпированности: требовалось устранить злоупотребления при взимании акциза, заплатить армии недоимки по жалованию, решить вопрос о ненужных должностях. Последний пункт петиции подразумевал определение качеств лиц, что будут заседать в следующих парламентах. Тем самым, армия встала в оппозицию парламенту по вопросу увековечивания власти его членов. Павлова считает, что такая обтекаемая формулировка, заменяющая требование роспуска парламента была сделана по требованию Кромвеля, который тогда еще пытался сохранить баланс между Палатой и войсками68.
Государственный совет к тому моменту практически не играл никакой роли. С одной стороны, победа над роялистскими интервентами и усмирение Шотландии с Ирландией свело к минимуму некоторые его полномочия. С другой, как по составу, так и по предписаниям, он был лишь орудием проводимой Палатой общин политики. Зато обрел вес новый совет офицеров, который и преподносил парламенту петиции от имени армии69. К весне 1653 члены этого совета уже открыто говорят о необходимости разгона Долгого парламента70. В апреле Палата приступила к реформе избирательного права. 15 апреля Кромвель резко критикует повышение избирательного ценза, предлагая парламенту самораспуститься. Когда несколько коммонеров предлагают самому лорд-генералу уйти в отставку, он соглашается, но никто из его генералов не решается его заменить71. Непререкаемый авторитет Кромвеля сыграет важную роль в последующих событиях.
Далее события развивались стремительно. 19 апреля Кромвель созывает собрание лидеров армии и парламента для обсуждения своего предложения – назначить «лучших представителей» армии и парламента во временное правительство до избрания следующего парламента72. Генералы полностью поддерживали проект своего командующего. Среди парламентариев выделялось резко противящееся реформе меньшинство и колеблющееся большинство73. Коммонеры пообещали продолжить дискуссию на следующий день, а пока не обсуждать избирательный закон. Утром 20 апреля несколько умеренных парламентариев во главе с Уайтлоком и офицеры снова собрались в доме Кромвеля, когда гонец сообщил, что «охвостье» собралось в зале заседаний и вероломно поставило на голосование проект по предоставлению Долгому парламенту вечных полномочий74. Не теряя ни минуты, Кромвель, Гаррисон, Ламберт, еще несколько людей и 30-40 солдат поспешили к Вестминстеру. Лорд-генерал с трудом сохранял спокойствие во время выступлений Гезльрига, Вэна и прочих, призывавших к принятию акта. Затем Кромвель взял слово и обвинил коммонеров поименно в мздоимстве, разврате и прочих пороках. После этого, со словами «Вы вынудили меня сделать это, ибо я день и ночь молил Господа, чтобы он лучше убил меня, чем заставил сделать это дело»75, он, при помощи мушкетеров, выгнал коммонеров и запер за ними двери Палаты. Государственный совет был ликвидирован вечером того же дня, 20 апреля 1653 года76.
Олигархия пала, но ничего пока не было построено на ее руинах. Кромвель осознавал необходимость создания новой системы управления. Основные требования ведущему ее органу понятны: он должен совмещать интересы ведущих партий и уметь решать насущные социальные проблемы. Была ли уже тогда возможность у Кромвеля представить этот орган в одном лице – своем? Да, определенно. Огромный его авторитет как генерала достиг поистине заоблачного уровня после разгона Долгого парламента. Никто, кроме, пожалуй, городского правления лондонского Сити, не воспрепятствовал перевороту77. Таким образом, с ликвидацией «охвостья» Англия вышла на прямой путь установления военной диктатуры, основанной на авторитете командующего армией. Однако Кромвель не спешит воспользоваться такой ситуацией. Сразу же после разгона старого Государственного совета, он организует под своим контролем новый, из 13 человек (9 из них – офицеры)78, который становится фактически временным правительством. Такой совет из «дюжины людей для фактического управления государством с решающей ролью представителей армии» был целью генерала Ламберта, лидера офицерства, тогда как вождь людей Пятой монархии (сектанты, сторонники становления государства по древнеиудейскому образцу) полковник Гаррисон предлагал подобие Синедриона из нескольких десятков мудрейших79. Кромвель предложил компромисс: от его имени и имени этого Госсовета индепендентским конгрегациям главной задачей ставится составление списков «благочестивых, боящихся Господа мужей», из которых должен состоять новый орган по созданию конституции. 4 июля 1653 года ассамблея из 138 членов была наконец собрана. На открытии Кромвель произнес полную воодушевления речь о великой миссии собравшихся – определить будущее, по которому будет развиваться Англия; важнейшее место генерал уделял продолжению саботируемых «охвостьем» социальных реформ80.
Примечательно, что Кромвель определил срок полномочий собрания так, как это решил в свое время Долгий парламент – до ноября 1654 года81. Подразумевалось, что за это время будет создан основной закон Англии, а с указанной выше даты власть перейдет ежегодно переизбираемому парламенту82. Также, новый Госсовет – совет офицеров мог быть отменен по первому предложению этой ассамблеи. Но какова же должна стать роль самого Кромвеля в новой системе управления? Основой его власти был авторитет, позволявший ему контролировать тот самый совет офицеров, исполнительную власть, которую он не стал защищать, дав зеленый свет его упразднению. Здесь снова поднимается вопрос о притязаниях лорд-генерала на королевскую власть. Еще в 1649 году недоброжелатели предполагали такое тайное желание Кромвеля. После апреля 1653 года все больше людей в разных слоях общества приходили к мысли, что Генерал со дня на день оденет корону. Даже роялисты втайне рассчитывали на то, что Чарльз II станет зятем Кромвеля83. Но важнейшую роль тут играет тот факт, что при выборе указанных выше путей создания Палаты, лорд-генерал выбрал гаррисоновский. А ведь целью людей Пятой монархии было установление в Англии Пятого Царства Божиего. Савин прямо указывает на то, что среди этих сектантов весной-летом 1653 г. Возобладало мнение об избранности Кромвеля (подобно моисеевой)84. Это сближение милленариев (альтернативное название секты) с генералом было прервано в ходе действий новой ассамблеи.
Первым делом она 12 июля провозгласила себя парламентом85. По имени одного из заметных ее членов, Прэйзгода Бэрбона, парламент этот называли Бэрбонским. В общих чертах новая Палата продолжала начатые «охвостьем» реформы, только более быстро, с религиозным воодушевлением. Рассмотрев и обсудив старое законодательство, парламентарии приступили к созданию новых законов. Многие из них поражали своим идеализмом: отмена долговых тюрем как таковых, полная добровольность посещения церкви, отмена всего предыдущего законодательства и возврат исключительно к 10 заповедям Моисея86. По мнению современника событий, генерала Ледло, последней каплей в чашу терпения было предложение радикальных коммонеров лишить жалования на один год армию для приведения в порядок финансов87.
Умеренная часть Бэрбонского парламента, составлявшая примерно половину его численности, не поддерживала таких радикальных требований. В ноябре 1653 года она начала переговоры с верхушкой армии. К началу декабря они пришли к соглашению: конец деятельности Палаты должен быть положен, но строго конституционным путем88. Вскоре, 12 декабря, когда был поставлен на голосование проект отмены десятины, с молчаливого одобрения спикера умеренные члены парламенты упрекнули радикалов в разрушении государства и потребовали передачи своих полномочий Кромвелю89. Поскольку заседание начали специально пораньше, до прихода сектантов-радикалов, соответствующее постановление было принято, а жезл спикера торжественно преподнесен лорд-генералу. Милленарии-коммонеры пришли уже к закрытым дверям.
Таким образом, делая общий итог главы, надо отметить, что конец Республики был заложен в ней самой – пренебрежение резко возросшим влиянием армии в сочетании с неспособностью решить важнейшие социальные задачи. Коллективный лидер революции – Долгий парламент – перестал быть таковым, перейдя на охранительные позиции. Но эта эволюция почти не затронула армию. Разогнав «охвостье», она фактически продолжила революцию. Также можно сказать, что с 1649 года неотвратимым стало установление диктатуры Кромвеля. Как непререкаемый престиж, так и опора на определенные социальные слои (армия, «средний класс») предопределили «внесение некоторых монархических черт» в управление Англией. Тем не менее, революция продолжала быть огромным социальным экспериментом – попытки внедрить систему управления на республиканских началах пока не приносили ожидаемого успеха.
Глава II. Эволюция Протектората.
Вторая и последняя глава будет посвящена разбору непосредственно эпохи Протектората, начиная с принятия «Орудия управления» 16 декабря 1653 года, заканчивая смертью Кромвеля 3 сентября 1658 года. Здесь, как и в предыдущей главе, ведущим принципом, от которого будет зависеть строение раздела, будет хронология. То есть, история Протектората будет рассмотрена нами в хронологическом порядке. Центральной темой первой части главы будет первоначальное государственное устройство по «Орудию управления», а также попытки его изменения Первым парламентом Протектората. Далее, вторая часть будет посвящена периоду межпарламентского правления. Особое внимание тут будет уделено рассмотрению института генерал-майоров (Major Generals). В последней же части исследование развернется вокруг деятельности Второго парламента Протектората и главного продукта этой деятельности – «Смиренной петиции и совета», призванной заменить «Орудие…» в качестве основного закона Англии. Поставленный в нашей работе акцент на исследование эволюции государственного устройства в целом оправдывает хронологический подход к делению работы.
Поскольку эта глава является центральной в докладе, задачи, поставленные в ней, будут перекликаться с целями всей работы. Повторю их вкратце: показать роль Протектората Оливера Кромвеля в истории как Английской революции, так и английского государства вообще; определить характер этой системы и вносимые туда изменения; выявить попутно роль парламентов в эволюции устройства страны.
А. Установление Протектората. «Орудие управления».
Накануне разгона Бэрбонского парламента совет офицеров под руководством и с деятельным участием генерала Ламберта принялся втайне разрабатывать конституцию Англии. В первые дни работы, когда парламент еще существовал, этот документ играл роль альтернативы от лица армии основному закону, составлением которого, напомним, должен был заниматься Малый (Бэрбонский) парламент. Однако после 12 декабря этот проект стал единственным. Надо было как можно быстро закончить составление конституции: офицеры хотели закрепить в письменном законе выгодное для них положение дел, пока это положение не изменилось. Эта поспешность отразилась на противоречивости и компромиссности некоторых статей «Орудия управления»90.
Информация о работе Протекторат Оливера Кромвеля: между республикой и монархией