Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:00, курсовая работа
Не секрет, что большевистские революционеры часто проводили параллели между 1917 годом (и последующими за ними событиями) с одной стороны, и Великой французской революцией с другой. Намеки на схожесть протекания двух Великих Пожаров в огромном количестве присутствуют у Владимира Ленина.
Введение____________________________________________________3
Обзор источников_________________________ __________________5
Обзор историографии________________________________________8
Глава I. Преддверие диктатуры Кромвеля______________________12
А. Республика и «охвостье» парламента___________________ _12
В. Разгон Долгого парламента. Бэрбонский парламент_____ __17
Глава II. Эволюция Протектората_____________________________22
А. Установление Протектората. «Орудие управления»________22
В. Безпарламентское правление. Майор-генералы____________26
С. «Смиренная петиция и совет» ___________________________28
Заключение_______________________________________________ _33
Библиография_____________________________________________ _34
К 16 декабря 1653 года конституция была полностью закончена. В своих мемуарах бывший коммонер, хранитель государственной печати Уайтлок писал, что в этот день он был приглашен на совет, обсуждавший письменное постановление о передаче Малым парламентом своей власти Кромвелю. Там и было заслушано «Орудие управления»91. Позднее в тот же день, лорд-генерал был приведен к присяге и стал лордом-протектором92.
Но что это была за система? Республика или монархия? Первая статья «Орудия…» прямо указывала, что «верховная законодательная власть… пребывает в одном лице и народе, представленном в парламенте»93. Это напоминало древнюю английскую систему «короля в парламенте». По отдельности, ни Палата, ни «одно лицо», называвшееся теперь «лордом-протектором Содружества Англии, Шотландии и Ирландии», не имело всей полноты законодательной власти. Вторая статья повествовала об исполнительной власти, которая, по аналогичной схеме, разделялась между тем же «одним лицом» и вновь созданным Государственным советом из «не более 21, но не менее 13 членов»94. В третей статье шла речь о судебной власти (вызовы в суд, полномочия судей и пр.), которая целиком передавалась от парламента и «блюстителей свобод Англии» лорд-протектору95.
Уже по первым нескольким статьям «Орудия управления» становится ясно, что, имея возможность контроля над парламентом и Государственным советом, это «одно лицо» имело бы власть, гораздо большую, чем королевская. А такая возможность была, заключалась она в следующем. Члены Государственного совета назначались туда пожизненно. Но как восполнять его? Для этого в «Орудии…» парламенту предписано избирать шесть «достойных людей» - кандидатов на вакантное место. Сам Совет избирает из них двоих. Последнее же слово было за протектором96. На первое же время был определен состав из 15 человек – приближенных Кромвеля. Подконтрольность парламента же определялась проверкой и утверждением коммонеров Государственным советом.
С другой стороны, в конституции имелся и ряд республиканских черт. Важной особенностью Протектората являлся способ назначения всевластного лорда-протектора: будучи пожизненной должностью97, она была также и выборной. После смерти Кромвеля (который указывался первым протектором в самом тексте «Орудия…»), новый лорд-протектор должен быть избран на специальном заседании Государственного совета98. Как видим, роль Палаты общин в выборах нового правителя Англии сведена к нулю. Также следует отметить особенности парламентской системы. По избранию Палаты делились на два типа: обычный и чрезвычайный. Обычный парламент должен был избираться один раз в три года, считая со дня роспуска предыдущего парламента99, что подтверждало Трехгодичный акт 1641 года. Основным отличием было то, что по указанному выше акту парламент нельзя было распустить в первые 50 дней после созыва100, а кромвелевский парламент – в первые 5 месяцев101. Тем не менее, лорд-протектор имел возможность максимум два с половиной года править без парламента, лишь «с согласия большинства членов совета», а это немалый срок. Начало войны автоматически становилось поводом к созыву чрезвычайного парламента. Он мог собираться независимо от сроков действий предыдущего и последующего парламента, то есть не в определенную дату, а исходя из необходимости. Также минимальный сро его полномочий был несколько ниже – всего 3 месяца102
Таким образом, по «Орудию управления» государственная система Протектората представляла собой замкнутый круг, который в конечном итоге сходился на лорд-протекторе, на Кромвеле. Возможно, парламент и Совет играли лишь роль маскировки абсолютной власти протектора103. В таком случае, велика роль этих государственных институтов как защиты от недовольства республиканцев. Ведь именно восстановление порядка Кромвель - констебль ставил своей целью. Далее, именно благодаря военной славе полководца Кромвель добился положения самого популярного и почитаемого человека в стране, что позволило ему быть безусловным кандидатом номер один в случае перехода к диктатуре. Престиж генерала-триумфатора также помог ему заручиться поддержкой армии, что стала к 1653 самой влиятельной «партией» в стране. Эти факты позволяют говорить о том, что Протекторат был ярким примером военной диктатуры. Не прописывая особой роли армии, ее командующие владели большинством в Государственном совете. Так же, как и прочие военные диктатуры, она пала практически со смертью диктатора104.
В период безпарламентского правления в начале 1654 года Кромвель сделал ряд решительных действий: провел долгожданное объединение Англии с Шотландией и Ирландией в единое централизованное государство; подписал мир с кальвинистской Голландией105. Тем не менее, «Орудие управления» требовало привести к присяге новый парламент 3 сентября 1654 года, в знаменательный для Кромвеля день побед под Денбаром и Вустером, что и было проделано точно в указанный срок106. Кто входил в первый парламент Протектората? Несмотря на такие приятные для протектора известия, что от неспокойных Ирландии и Шотландии были избраны в основном проправительственные депутаты, а из «святых» – радикалов в Бэрбонском парламенте – 4 из 46 в 1653 году107, парламент получился в целом оппозиционным. Были избраны также многие бывшие члены Долгого парламента – Гезльриг, Брэдшоу и пр. Последнее обстоятельство предопределило конфликты Палаты с протектором по вопросу властных полномочий.
Началось все с того, что их позиции разошлись по внешнеполитическому курсу. Хотя эта сфера отдавалась полностью под контроль лорд-протектора и Совета108, Палата общин, в нарушение конституции, вмешивалась в эти дела. Далекие от радикально индепендентских воззрений, коммонеры, желая толерантности как к католикам в Англии, так и к протестантам в Испании, составили проект англо-испанского союза109. При этом они, влиятельные купцы, принявшие в 1651 году Навигационный акт и начавшие войну с Голландией, были раздосадованы концом этой войны. Хотя, скорее, не самим окончанием войны, а, по их мнению, слишком легкими для Соединенных Провинций условиями мира110. Мнение Кромвеля было диаметрально противоположно: главного соперника Англии он видел в Испании, а главную зону расширения колоний – в Карибском море. Тем более, зачем надо было заключать мир с Голландией и воевать с Испанией, чтобы затем сделать наоборот111?
Однако, важнейшим конфликтом протектора и его Первого парламента была борьба за модификацию системы управления. Бывшие члены Долгого парламента, вернувшись наконец в Палату общин, не могли смириться с тем, что теперь они имеют более ограниченные полномочия, чем ранее. С первых дней работы, парламент взялся за переработку «Орудия управления»112. Чувствуя, что парламент становится все более оппозиционным и менее контролируемым, Кромвель уже 12 сентября обращается к коммонерам с речью об основах государственного устройства Англии. В ней он ставит свои основные тезисы по этому вопросу – суверенитет разделен между ним и Палатой; полномочия парламента не безсрочны; свобода совести (ответ на притеснения сектантов); совместное его и парламента командование ополчением113. После речи лорд-протектор потребовал от коммонеров подписать присягу на верность ему. Около сотни наотрез отказавшихся было принуждено к сложению депутатских полномочий. 14 сентября было 140 подписавшихся, 21-го числа уже 190114. У Кромвеля возникла надежда на постепенное схождение на нет оппозиционности Палаты.
Но уже с 26 сентября в парламенте слушалось все больше проектов по расширению его власти. Поначалу была произведена попытка продлить минимальную длительность работы парламента с 5 до 6 месяцев, но она натолкнулась на вето Кромвеля. Затем Была отклонена описанная выше система назначения членов Госсовета – отныне люди вступившие в эту должность не только должны быть одобрены Палатой. В случае, если назначение происходило в перерывах в работе парламента, новоназначенный член совета мог лишиться должности, если новый парламент не утвердит его в первые 40 дней своей работы115. Кромвель, в меру государственной необходимости, старался прийти к компромиссу: в начале октября он согласился сократить флот на 28 кораблей и организовать Комитет по делам религии116.
С середины ноября 1654 года Палата общин взялась непосредственно за редактирование «Орудия управления» с учетом своих проектов по его изменению. Работа по проекту была закончена 20 января 1655 года. Признавая верховное управление прерогативой протектора и Госсовета117, парламентарии предоставили себе широкие законодательные полномочия: любой принятый Палатой акт, не подписанный в течение 20 дней протектором, автоматически вступает в силу118. В новую редакцию конституции включили также большинство вышеупомянутых проектов Палаты (в том числе управление армией с согласия парламента). На этом терпение Кромвеля иссякло. Ему едва хватало терпения дождаться окончания пятимесячного срока, после которого он мог распустить неугомонных коммонеров. Вспомнив, что лунные месяцы короче солнечных (все по 28 дней), он отсчитал 140 дней от даты открытия парламента и 22 января, когда Палата общин только готовилась принять свежесозданную конституцию, объявил ей о роспуске119.
«Орудие управления» было создано офицерами для укрепления единовластного положения своего генерала, которому они были преданы. Оно также отражало различные настроения верхушки армии, что послужило причиной некоторых неточностей и совмещения различных систем управлении в одной конституции. Хотя одно можно сказать определенно – по рождению Протекторат Оливера Кромвеля был военной диктатурой. Военной – поскольку ведущую роль в исполнительной власти стали играть офицеры, а популярность нового правителя была связана во многом с его полководческим талантом. Диктатура – по замкнутой на протекторе системе управления. Однако недостаточная проработанность избирательного законодательства позволила войти в новую Палату общин бывшим членам Долгого парламента, что попытались взять реванш. Их поражение повлекло за собой смещение вправо курса Протектората. Это было первым шагом на пути к реставрации монархии.
В. Безпарламентское правление. Майор-генералы.
По мнению Татьяны Павловой, именно полтора года правления Кромвеля без парламента было временем расцвета Протектората, временем полновластной диктатуры120. Однако ситуация в стране была тяжелой – в марте в стране прошел ряд восстаний роялистов, обострялась борьба республиканцев с правительством Кромвеля. В этих условиях одинокая фигура Кромвеля стала мишенью нескольких покушений. Гардинер утверждал, что с этого момента Кромвель все менее заботился о совместимости своих действий с законом121. Однако нам представляется более справедливой фраза Савина о том, что даже в трудной ситуации этого периода Кромвель во всем старался следовать букве «Орудия управления», подкреплять свои действия демонстративной конституционностью122. Однако именно социальное брожение и возрастающая угроза нестабильности заставляют Кромвеля 9 августа 1655 года принять постановление о назначении десяти своих соратников-офицеров начальниками милиции в различные графства. Они получили должность генерал-майоров (или, точнее, майор-генералов, Major General)123. 22 августа были изданы инструкции майор-генералам, определявшие их компетенцию. По ним можно выделить два основных направления их деятельности – командование конным ополчением для подавления мятежей, а также контроль за нравственностью, что тоже преследовало цель установления порядка и пресечения восстаний124. Тогда же количество майор-генералов было увеличено до 11, а вся страна поделена между ними на особые округа.
Развитие института майор-генералов происходило по пути расширения их полномочий двумя путями – предоставление новых прав протектором и самовольное превышение рамок должности. Основной работой майор-генералов была борьба с роялистами. Во многом так было из-за неудач в других областях, в первую очередь, в подавлении безнравственности125. Тем более, что некоторые из майор-генералов понимали это слишком буквально: запрещались петушиные бои, закрывались не только многие таверны, но и гостиницы, развивалось доносительство126. Затем майор-генералы перешли к вмешательству во внутренние дела городов и социально-экономическую жизнь на вверенной территории. В Бристоле по прямому указанию местного майор-генерала был смещен весь состав старейшин и городского совета. Те, что постарше – из-за подозрения в роялизме, их более молодые коллеги – за безнравственное поведение: они в воскресенье не молились в церкви, а гуляли в поле127! В Колчестере по указанию майор-генерала был изменен состав городских инкорпораций, скорректирована цеховая хартия короля городу от 1635 года128. Возможно, что именно такое вмешательство в дела управления является причиной того, что в современной историографии гражданские власти объявлены подчиненными майор-генералам129.
Содержание конного ополчения и аппарата майор-генералов стоило казне довольно дорого – около 80 тыс. фунтов в год. В феврале 1656 года Государственный совет предложил понизить число солдат в роте ополчения со 100 до 80 человек130. Несмотря на протесты майор-генералов, проект был принят, что отразилось в понижении расходов на ополчение до 67 тысяч фунтов131. В ответ на это майор-генералы, уже после созыва Второго парламента, в ноябре 1656 г. сделали свое предложение по исправлению баланса бюджета – понизить верхний предел необлагаемого налогом дохода до 50 фунтов в год, однако этот проект был отклонен Палатой общин, так как «принесет больше недовольства и нестабильности, чем денег казне»132.Также в апреле у майор-генералов отбирают ответственность за платежи своему ополчению – незачем плодить недовольных в подчинении майор-генералов, когда таковых и так предостаточно133.
Тем временем, война с Испанией приняла затяжной характер. К началу 1656 года государственный долг достиг 781 тысячи фунтов, а к маю стала очевидной необходимость созыва экстренного парламента для вотирования новых налогов. Новый парламент уже в начале 1657 года подавляющим большинством 212 против 20 голосов отменил режим майор-генералов134.
Значимость введения должности майор-генералов состояла в том, что они были призваны олицетворять собой маленьких лорд-протекторов, диктаторов, но только в своих землях. Однако неудача этого проекта не означала того, что сам институт лорд-протектора неэффективен. Ближайшим соратникам Кромвеля была предоставлена возможность показать свои умения управлять государством с полномочиями диктатора-«констэбля». Редкие из них справились с этой задачей. Таким образом, деятельность майор-генералов и падение их режима прямо вело к основному вопросу последних лет Протектората – вопросу о наследнике протектора.
С. «Смиренная петиция и совет».
Последние годы Протектората неразрывно связаны с работой Второго парламента протектора. Он открылся 17 сентября 1656 года. За неделю до этого Кромвель собрал в Уайтхолле офицеров (по одному от полка) и обратился к ним с речью о грозящей Англии внешней и внутренней опасностях и о том, что правительство не может отворачиваться от тех, чья преданность необходима для самого существования этого правительства135. Очевидно, что имелась в виду армия. Лорд-протектор понимал, что с началом работы парламента ему, вероятно, придется так же лавировать между Палатой и офицерами. В день открытия парламента он также обратился с речью к новой Палате общин, в которой говорил о необходимости не только реформы права, но и института майор-генералов. Они обезпечивали мир в Англии, а тяжелая ситуация во внешней и внутренней политике узаконивала их власть. «Если, в соответствии с законом, ничего не предпринимается, пока мы будем создавать соответствующий закон, нации могут перерезать горло»136.
Информация о работе Протекторат Оливера Кромвеля: между республикой и монархией