Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:00, курсовая работа
Не секрет, что большевистские революционеры часто проводили параллели между 1917 годом (и последующими за ними событиями) с одной стороны, и Великой французской революцией с другой. Намеки на схожесть протекания двух Великих Пожаров в огромном количестве присутствуют у Владимира Ленина.
Введение____________________________________________________3
Обзор источников_________________________ __________________5
Обзор историографии________________________________________8
Глава I. Преддверие диктатуры Кромвеля______________________12
А. Республика и «охвостье» парламента___________________ _12
В. Разгон Долгого парламента. Бэрбонский парламент_____ __17
Глава II. Эволюция Протектората_____________________________22
А. Установление Протектората. «Орудие управления»________22
В. Безпарламентское правление. Майор-генералы____________26
С. «Смиренная петиция и совет» ___________________________28
Заключение_______________________________________________ _33
Библиография_____________________________________________ _34
Как можно судить по записанным Карлайлом возгласам во время речи, многим коммонерам, близким к роялизму, не понравилось такое объяснение необходимости майор-генералов. К слову сказать, в этот парламент было избрано 10 из 11 майор-генералов137. Они же предложили систему удостоверений. Их выдавали прошедшим на благонадежность избранным коммонерам. Когда после речи Кромвеля те двинулись в Вестминстер, охрана перепроверила их на наличие удостоверений. Из 400 коммонеров около сотни оказались без таковых и были исключены из парламента138.
Однако офицеры, желавшие получить таким способом послушный парламент, просчитались: уже на следующий день сэр Джордж Бут подал спикеру петицию от 79 исключенных накануне. Тогда же начались бурные дебаты, в которых преобладали защитники исключенных139. Параллельно прозвучало предложение сократить вдвое затраты на армию, благодаря которым который год бюджет сводился с дефицитом: со 120 до 60 тысяч фунтов в месяц. Комментируя это, Ферс указывает на то, что война с Испанией велась в основном флотом, а лучшей защитой от внутренней опасности были бы реформы религии, нравов и законов140. Армии надо было срочно спасать положение. 22 сентября Палата общин заслушала объяснения Государственного совета о причинах исключений. Секретарю Терло едва удалось успокоить парламент, при следующем голосовании большинством в 115 голосов против 80 исключения коммонеров были подтверждены141.
Далее, животрепещущим для парламентариев вопросом было определение своего статуса. Был ли это экстренный, или же обычный парламент? То, что Кромвель не стал ждать трех лет после своего первого парламента, а собрал этот под предлогом тяжелой войны – все это, на наш взгляд, говорит о том, что этот парламент был экстренным. Так же думали и коммонеры, полагая, что им придется разойтись через 3 лунных месяца (то есть, 10 декабря)142. Однако они благополучно пережили этот день и просуществовали около полутора лет.
Тем не менее, обсуждая на заседаниях различные социальные реформы, в кулуарах коммонеры говорили в основном о том, кто же станет преемником Кромвеля. Даже армия, всегда противящаяся привнесению «примеси монархии» в управление страной, не была едина по этому вопросу. Показательным был спор полковника Бриджа и майор-генерала Берри, членов парламента от Ирландии и Уорчестершира соответственно. Первый утверждал, что следует оставить прописанную в «Орудии…» систему избрания протектора Госсоветом, иначе борьба за наследство приведет либо к распаду Англии, подобно державе Македонского, либо к роялистскому перевороту в условиях нестабильности. Берри парировал тем, что этого можно избежать, дав протектору волю самому назначать себе преемника143. Также среди республиканцев как таковых не было единства. Одни (Брэдшоу, Гезльриг, Ледло) желали возврата Долгого парламента; другие (сектанты, в первую голову, милленарии) – восстановления Бэрбонского парламента «святых». Третьи же, чьим духовным лидером был писатель Джеймс Гаррингтон, стояли на позициях установления республики по античному образцу. В своей утопии «Содружество Океании» Гаррингтон, пользуясь индуктивным методом Бэкона, доказывал необходимость гармонии между формой правления и структурой общества, создания для этого полновластного парламента с очень ограниченным числом членов144.
Воспользовавшись разладом среди оппонентов, умеренные коммонеры, близкие к пресвитерианам, принялись за составление проекта новой конституции. 23 февраля 1657 года Кристофер Пек, лорд-мэр Лондона и глава “Merchant Adventures Company” в Сити, предложил Палате общин первый вариант такого закона. Документ этот звался Ремонстрацией о королевском сане145. Первой же статьей предлагалось, учитывая давние традиции, а также особенности судопроизводства, восстановить титул короля Англии и провозгласить таковым Оливера Кромвеля146. Ремонстрация вызвала бурю критики со стороны парламентариев. Тем не менее, коммонеры, не дочитав ее, понимали, что там предложен ответ на их многомесячные споры о варианте наследования. Так что большинством в 144 против 54 голосов документ был дочитан147. Когда это было проделано, Палата разделилась на большинство сторонников принятия Ремонстрации и меньшинство активных противников этого.
Кромвель держал в этом деле нейтралитет. С одной стороны, принятие королевского сана не только было его давней мечтой: установление новой династии снизило бы вероятность реставрации Стюартов148. С другой, он опасался радикально республиканских настроений, преобладавших в армии, что была основной опорой его власти149. Весь март 1657 года в парламенте, несмотря на протесты офицеров-коммонеров, шло активное обсуждение и доработка Ремонстрации. 5 марта впервые появилось предложение создания «Другой палаты» - подобия Палаты лордов, призванного сохранять баланс между лорд-протектором и Палатой общин150. 25 марта доработка была завершена, а название «Ремонстрация» было изменено на «Смиренную петицию и совет». Сразу после этого было проведено голосование о предложении закона Кромвелю. 123 голосами против 62 было решено представить «Петицию…» лорд-протектору 31 марта 1657 года151.
Несколько дней Кромвель терзался сомнениями, пока его старый сослуживец капитан Брэдфорд не попросил от лица армии не принимать королевского титула152. На следующий день, 3 апреля, протектор выступил с речью перед Палатой общин. Поначалу он хотел согласиться на принятие «Петиции…», но без первой статьи, используя обтекаемые формулировки: «Главное – вы назвали меня не тем титулом, что я ношу…»153. Но, услышав неодобрительные возгласы, вроде «принимай всю петицию, либо отвергни целиком!..», начал говорить более резко: «Это может быть предложено вами, но не принято мною… Я не способен счесть это моим долгом перед Богом и вами принять такие полномочия под таким титулом»154.
После очередной попытки предложения «Петиции…» Кромвелю, тот снова отказывается, говоря, что титул короля – лишь обозначение верховной власти, без жесткой привязки к древнему английскому законодательству, о чем говорилось в первой статье155. Вслед за этим была предпринята попытка просто заменить в тексте слово «король» на «лорд-протектор», но она была отклонена. К концу мая энтузиазм коммонеров резко упал, на заседания ходили около сотни из них. 22 мая 53 голосами против 50 было решено в третий раз предлагать Кромвелю «Смиренную петицию и совет». На всеобщее удивление, 25 мая предложение было принято156.
Единственным изменением по сравнению с мартовским вариантом «Петиции…» была замена титула короля на предоставление протектору самому определять своего преемника на посту157. Устанавливалось некое подобие Палаты лордов – Другая палата (the Second Chamber), которая занималась перенесенными из Палаты общин судебными делами (вследствие их сложности) и апелляционными жалобами158. Замену умершим членам (их число определялось от 40 до 70 с кворумом 21) выбирала себе сама Другая палата. Нижняя же палата парламента расширила свою власть, получив право назначать (совместно, правда, с Другой палатой) судей, блюстителей печати и других важных государственных чиновников159. Также Палата общин получала больше свободы в утверждении бюджета, во введении новых налогов, в проверке мандатов своих членов160. По сравнению с «Орудием управления» новая конституция была серьезным шагом не только на пути реставрации монархии как таковой. После четырех лет парламентско-олигархического правления и трех лет военной диктатуры положения «Смиренной петиции…» декларировали абсолютно иное государственное устройство – оно начало отдаленно напоминать конституционную монархию. Разумеется, в 1657 году было еще довольно далеко до провозглашения парламента важнейшим законодательным органом161, однако участие Палаты в контроле над войсками, большие возможности налогообложения говорили в пользу движения Протектората от нелегитимной военной диктатуры к ограниченной монархии.
Однако реализация «Петиции…» натолкнулась на ряд проблем. За 17 лет революции почти не осталось людей благородного происхождения, лояльных протектору. Поэтому создание списка Другой палаты заняло у Кромвеля несколько месяцев162. Ламберт, считавшийся в общественном мнении преемником Кромвеля163, попал в опалу из-за неприятия им «Петиции…». Начавшаяся 20 января 1658 года объединенная сессия обеих палат оказалась под угрозой срыва: республиканцы во главе со Скотом и Гезльригом выступили против предоставления Другой палате наименования Палаты лордов164. В этом они нашли поддержку офицерства, милленариев и сектантов из среды купцов Сити. В союзе с ними они написали петицию об отмене как «Орудия…», так и «Смиренной петиции…» и призвали к восстановлению Долгого парламента165. Каким-то образом Кромвель узнал, что петицию хотят вынести на голосование на заседании 4 февраля и, придя на него, объявил парламент распущенным166. Созвать свой третий парламент протектору помешала его смерть в символический для него день 3 сентября. Это был 1658 год, десятый и предпоследний год «свободы, милостию Божьей восстановленной».
Заключение.
Подводя итог работе, следует сказать, что военная диктатура, несмотря на кажущуюся нелегитимность и консерватизм всегда является прямым следствием предшествовавших ей событий, какими бы демократическими они не были. Это ярко просвечивается на примере Протектората Оливера Кромвеля, который, без сомнения был военной диктатурой. Она была установлена вследствие дисбаланса между армией и Долгим парламентом по двум критериям: способность парламента регулировать ситуацию в стране и решать основные социальные проблемы была несравненно мала по отношению ко власти этого парламента; влияние же армии и ее потенциал были гораздо больше ее властных полномочий как таковых. Наличие же в рядах последней Оливера Кромвеля, имевшего не только огромный военный престиж, предопределило не просто замену власти юристов на власть офицеров, но и перерастание безпрецедентной военной славы Кромвеля в гражданское поле, подобно «аукторитас» основателя Римской империи Августа. Прямое следствие этого – режим личной власти Кромвеля, «благодаря армии, с опорой на армию и по законам, созданным армией».
Однако армия не стала единственной политической силой в стране. Именно из-за этого продолжилась эволюция государственного строя: шаткое положение военного диктатора заставляло Кромвеля идти на компромиссы с другими социальными слоями и партиями. С другой стороны, эти послабления не давались всякий раз при возникновении конфликтов. Протектор то готов принять часть радикальных требований парламента, то делает крен вправо: распускает его, объявляет военное положение и поручает власть на местах наместникам-офицерам.
Это «шатание» говорит о том, что Англия все еще находится в поиске своего государственного строя. Можно выделить около полудюжины таких устройств, возникших в огне Революции за какие-то десять лет. В конечном итоге, Кромвель приходит к мысли, что только монархия является необходимым в данных условиях строем государства. Пытаясь найти компромисс, протектор и его окружение приходит к абсолютно новому устройству: в спорах рождается монархия с учетом всего того, что произошло на британской земле за последние годы, это можно назвать прото-конституционной монархией. В этом и есть историческое значение Протектората Оливера Кромвеля – являясь завершающим этапом Английской революции, он суммировал все, что это событие подняло на поверхность. И при всей своей «косности» и своем консерватизме, Протекторат был важным этапом на пути к «Славной революции».
Библиография.
Источники.
Литература.
1 Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. М., 1937. С. 376.
2 Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1968. С. 217.
3 Законодательство Английской революции. 1640-60 // Сост. Н.П. Дмитриевский. М.-Л., 1946. С. 166-167.
4 Барг М.А. Указ.соч. С. 217.
5 Савин А.Н. Указ.соч. С. 383.
6 Савин А.Н. Указ.соч. С. 33.
7 Там же, С. 32.
8 Савин А.Н. Указ.соч. С. 37.
9 Хилл К. Английская революция. С. 31.
10 Там же, С. 32.
11 Савин А.Н. Указ.соч. С. 9.
12 Там же, С. 11.
13 Хилл К. Английская революция. С. 20.
14 Савин А.Н. Указ.соч. С. 37.
15 S.R. Gardiner. The history of the Commonwealth and the Protectorate.Т.3. London, 1916. C 17.
16 Савин А.Н. Указ.соч. С. 41.
17 Там же, С. 42.
18 C.H. Firth. The last years of the Protectorate. Т.1. London, 1909. v.
19 Там же, С. 65-66.
20 Там же, С.1.
21 Хилл К. Английская революция. С. 2.
22 Там же, С.7.
23 Савин А.Н. Указ.соч. С. 377-379.
24 Барг М.А. Указ.соч. С. 202.
25 Там же, СС. 203, 208-209.
26 Там же, С. 218-219.
27 Павлова Т.А. Кромвель. М., 1990. С. 7-8.
28 Айзенштат М.П. Великобритания в новое время: политическая история. М., 2002. С. 24.
29 Барг М.А. Указ.соч. С. 214.
30 Савин А.Н. Указ.соч. С. 321-322.
31 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 174.
32 Савин А.Н. Указ.соч. С. 324.
33 Законодательство Английской революции. С. 122.
34 Там же, С. 128.
35 Законодательство Английской революции. С. 141.
36 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 195.
37 Законодательство Английской революции. С. 124.
38 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 201.
39 Samuel Rawson Gardiner. The Constitutional Documents of the Puritan Revolution 1625-60. London, 1936.С. 384.
40 Законодательство Английской революции. С. 123.
41 Там же.
42 Барг М.А. Указ.соч. С. 203.
43 Там же, С. 202.
44 Законодательство Английской революции. С. 141.
45 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 183.
46 Барг М.А. Указ.соч. С. 202.
47 Хилл К. Английская революция. С. 5.
48 Савин А.Н. Указ.соч. С. 369-370.
49 Законодательство Английской революции. С. 138.
50 Савин А.Н. Указ.соч. С. 370.
51 Samuel Rawson Gardiner. The Constitutional Documents of the Puritan Revolution 1625-60. London, 1936. С. 388-391.
52 Барг М.А. Указ.соч. С. 203.
53 Законодательство Английской революции. С. 143.
54 Там же, С. 145.
55 Там же, С. 144.
56 Carlyle Th. Oliver’s Cromwell letters and speeches with Elucidations. London, 1888. Т.2. С. 108.
57 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 272-274.
58 Законодательство Английской революции. С. 152.
59 Там же, С. 151.
60 Samuel Rawson Gardiner. The Constitutional Documents of the Puritan Revolution 1625-60. London, 1936. С. 385.
61 Законодательство Английской революции. С. 153.
62 Там же, С. 154.
63 Там же, С. 154-156.
64 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 272.
65 Барг М.А. Указ.соч. С. 209.
66 Законодательство Английской революции. С. 158
67 Там же, С. 160.
68 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 276.
69 Законодательство Английской революции. С. 166.
70 Савин А.Н. Указ.соч. С. 371.
71 Там же.
72 Законодательство Английской революции. С. 169.
73 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 286.
74 Законодательство Английской революции. С. 169.
75 Carlyle Th. Oliver’s Cromwell letters and speeches with Elucidations. London, 1888. Т.2. С. 327.
76 Барг М.А. Указ.соч. С. 212.
77 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 286.
78 Савин А.Н. Указ.соч. С. 372.
79 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 287.
80 Законодательство Английской революции. С. 172-173.
81 Carlyle Th. Oliver’s Cromwell letters and speeches with Elucidations. London, 1888. Т.2. Т.2. С. 284.
82 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 288.
83 Там же, С. 289.
84 Савин А.Н. Указ.соч. С. 372.
85 Павлова Т.А. Указ.соч. С. 289.
86 Савин А.Н. Указ.соч. С. 374.
87 Законодательство Английской революции. С. 174.
88 Барг М.А. Указ.соч. С. 215.
Информация о работе Протекторат Оливера Кромвеля: между республикой и монархией