Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель темы - показать несостоятельность, неготовность ВС СССР к тяжёлым поворотам судьбы, в частности к войне.
Задачи этой работы заключаются в следующем:
Дать лёгкую оценочную характеристику военно-воздушным силам Советского Союза и Германии.
Показать начальное превосходство противника.
Выявить слабости Вооружённых сил СССР.
Показать способность русского народа объединиться, наладить производство и сокрушить своего врага.

Содержание

Введение.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Германии.
Люфтваффе в составе вермахта.
Структурная организация и обозначение.
Флоты.
Эскадра.
Эскадрилья.
Деление разведывательной и морской структур люфтваффе.
Спецназ люфтваффе.
Наземные части люфтваффе.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Советского Союза.
Коренной перелом в ходе войны.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

Контрнаступление войск  Сталинградского фронта началось 20 ноября. 8-я воздушная армия из-за тумана и плохой видимости действовала  одиночными самолетами, уничтожая танки, кавалерию противника, и прикрывала части 13-го и 4-го механизированных корпусов. За четыре дня войска фронта успешно  продвинулись на 115 км, овладели городом  Советский и 23 ноября замкнули внутренний фронт окружения, соединившись в  районе Калача с танковыми корпусами  Юго-Западного фронта. В эти дни, несмотря на очень сложные метеоусловия, 8-я воздушная армия для поддержки  войск совершила 340 самолето-вылетов.

16-я воздушная армия,  поддерживавшая наступление 65-й  и 24-й армий Донского фронта, из-за плохой погоды также не  могла действовать с высокой  активностью. За первые пять  дней она совершила 238 самолето-вылетов для действий по живой силе и технике противника на поле боя, по его автоколоннам на дорогах и аэродромам.

Всего за время окружения  вражеской группировки наша авиация  произвела до 1 тыс. самолето-вылетов. Советские летчики, выполняя боевые задачи в сложных метеорологических условиях, показали образцы героизма и воинского мастерства. Так, 21 ноября шесть экипажей Ил-2, ведомые Героем Советского Союза капитаном В. М. Голубевым, вылетели для нанесения удара по аэродрому Совхоз "Победа Октября". На подходе к цели они были обстреляны зенитным огнем. Подавив средства ПВО, летчики атаковали аэродром и уничтожили восемь вражеских самолетов. На обратном маршруте штурмовики были атакованы истребителями. В ходе воздушного боя наши летчики сбили два Ме-109 и вернулись на свой аэродром без потерь.

Звание Героя Советского Союза Виктор Голубев получил здесь же, под Сталинградом, 12 августа 1942 г., а еще через год, 24 августа 1943 г., В. М. Голубев за новые выдающиеся подвиги в битве под Курском был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

С 24 ноября погода несколько  улучшилась, что позволило активизировать действия нашей авиации. Теперь она  ежедневно совершала в среднем  около 800 самолето-вылетов для прикрытия наступавших подвижных соединений, уничтожения живой силы и техники противника, ведения воздушной разведки, ударов по аэродромам, а также для транспортировки грузов войскам 62-й армии, отрезанным от своих тылов начавшимся ледоходом на Волге.

Стремительное продвижение  наших войск вынудило вражескую  авиацию перебазироваться на тыловые  аэродромы. В результате этого, а  также из-за понесенных потерь ее активность значительно снизилась. С 19 по 30 ноября авиация в среднем ежесуточно совершала по 115 самолето-пролетов.

Воздушные армии фронтов  и авиация дальнего действия сосредоточивали  свои удары по окруженной группировке  противника. В конце ноября перед  авиацией возникла новая задача - борьба с транспортной авиацией противника, пытавшейся снабжать по воздуху окруженную группировку. В первые недели для  перевозки грузов привлекалось до 600 самолетов Ю-52, ФВ-200 и др. Позже, в  связи с большими их потерями, противник  вынужден был использовать для этой цели бомбардировщики Хе-111 и Ю-88. В начале декабря они стали  осуществлять полеты группами в 20 - 40 самолетов  под прикрытием истребителей.

Для воздушной блокады  окруженной группировки в районе Сталинграда, которая продолжалась до капитуляции противника, привлекались 17, 16, 8-я воздушные армии и авиация дальнего действия.

Предпринятое в начале декабря наступление войск фронтов  с целью ликвидации окруженной группировки  не дало больших результатов. Противник  упорно сопротивлялся. 12 декабря из района Котельниково сильная танковая группировка перешла в наступление  и потеснила войска 51-й армии.

С 15 декабря, когда погода несколько улучшилась, наша авиация  активными действиями уничтожала наступавшие  танки и пехоту, а также эшелоны  на перегонах. В результате активных действий войск и авиации дальнейшие попытки противника прорваться к  своим окруженным войскам были ликвидированы. К 24 декабря и котельниковская группировка врага вынуждена была перейти к обороне, а затем начать отход.

За период 20 - 23 декабря 8-я  воздушная армия совершила 758 самолето-вылетов для уничтожения танков и пехоты. Противнику были нанесены значительные потери, а войскам 51-й армии оказана существенная помощь в отражении наступления танковой группировки противника.

Одновременно с выходом .ударной группировки противника на реку Мышкова активизировала свои действия и его окруженная группировка, которая в районе Карповки сосредоточила большое число танков и пехоты для наступления на соединение с танковой группировкой, находившейся уже на удалении 40 - 50 км от района окружения. Авиация 8-й и 16-й воздушных армий в это время систематически наносила удары по окруженным войскам, срывая их попытки прорвать фронт окружения. В момент наиболее напряженных боев на рубеже реки Аксай утром 18 декабря более 100 самолетов 16-й воздушной армии нанесли удар по скоплению противника в районе Карповки. Противник понес большие потери и был вынужден отказаться от дальнейших попыток вырваться из окружения.

В связи с начавшимся 12 декабря наступлением котельниковской группировки противника советское Верховное Главнокомандование приняло решение ускорить проведение наступательной операции Юго-Западного фронта с целью срыва планов противника по деблокированию его окруженной группировки. Войска фронта получили задачу нанести главный удар из района Верхний Мамон в направлении на Нижний Астахов, Морозовск, с тем чтобы выйти в тыл котельниковской группировки и во взаимодействии с 3-й гвардейской и 5-й танковой армиями, наносившими удар с востока, разгромить ее. С запада наступавшие войска обеспечивались 6-й армией Воронежского фронта, действовавшей на кантемировском направлении.

Для поддержки войск выделялось 455 самолетов 2-й и 17-й воздушных  армий99. Противник в этом районе также имел до 450 самолетов. Но в первые же дни операции соотношение в силах авиации несколько изменилось в нашу пользу в связи с приходом в состав 17-й воздушной армии вновь сформированного 3-го смешанного авиационного корпуса.

Войска Юго-Западного  фронта перешли в наступление 16 декабря. Из-за плохой погоды в первые часы операции авиация не смогла поддержать войска, которые, встретив упорное сопротивление  противника, продвигались медленно. Но в середине дня погода улучшилась, и это позволило совершить  авиации более 200 самолето-вылетов в полосе наступления войск. Наши летчики бомбардировали и штурмовали узлы сопротивления, скопления войск в районах Твердохлебовки, Радченское, Богучара и аэродромы Тацинская, Морозовский. Продвижение наших войск ускорилось. К исходу 18 декабря стрелковые соединения совместно с танковыми и механизированными корпусами при поддержке авиации завершили прорыв укрепленной полосы обороны.

Действия 17-й воздушной  армии высоко оценил командующий 3-й  гвардейской армией генерал Д. Д. Лелюшенко:

"В течение 16-18 декабря  1942 г. летчики действовали отлично..."100.

В эти дни повторил подвиг капитана Гастелло летчик-штурмовик  сержант Нуркен Абдиров, направив свой подожженный вражеским зенитным снарядом самолет в скопление танков противника. Абдирову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

За первые пять дней наступления  авиация в интересах войск  Юго-Западного фронта совершила 2067 самолето-вылетов, в том числе 407 ночью. Ее эффективная поддержка позволила войскам развить успех и к исходу 21 декабря перехватить все пути отхода основных сил 8-й итальянской армии. Наиболее высоких темпов наступления достиг 24-й танковый корпус. За пять дней его части продвинулись вперед на 240 км. 24 декабря танкисты внезапным ударом овладели аэродромом и железнодорожной станцией Тацинская, где повредили до 350 вражеских самолетов и разгромили 5 складов с боеприпасами, 7 складов с продовольствием и вещевым имуществом. С выходом подвижных соединений в этот район была перехвачена железнодорожная магистраль, питающая тормосинскую группировку противника.

В результате успешных действий Юго-Западного фронта были разгромлены 8-я итальянская армия и левое  крыло группы армий "Дон". Наши войска при содействии авиации продвинулись на запад до 100 - 150 км, значительно  отодвинув внешний фронт окружения  и лишив противника возможности  оказать помощь своей окруженной группировке. За время с 16 по 31 декабря 1942 г. 2-я и 17-я воздушные армии  совершили 4177 самолето-вылетов, из них более 80% было затрачено непосредственно на содействие сухопутным войскам.

В эти же дни авиация 8-й  воздушной армии активно поддерживала войска при разгроме котельниковской группировки. В первые дни наступления врага наши летчики помогли сухопутным войскам измотать и обескровить его танковую группировку в ожесточенных оборонительных боях на рубеже от Котельниково до реки Мышкова, а в дальнейшем они активно поддерживали их наступление. Когда 2-я гвардейская и 51-я армии стремительно начали продвигаться на юг, 8-я воздушная армия основные усилия сосредоточила для действий по отступающим войскам. В это время она частью сил, а также 16-я воздушная армия и авиация дальнего действия эффективно действовали по окруженной группировке и в значительной степени способствовали нашим войскам в срыве попыток врага прорвать внутренний фронт окружения.

В тяжелых и упорных  боях под Сталинградом исключительное мужество и подлинный героизм  проявил командир эскадрильи 10-го гвардейского ближнебомбардировочного авиационного полка старший лейтенант В. С. Ефремов. Он родился в этом городе, закончил ФЗУ и работал электромонтером, там же закончил школу военных летчиков.

Летчики эскадрильи под командованием  В. С. Ефремова на самолетах СБ неустанно уничтожали вражеские самолеты на аэродромах, танки и пехоту на поле боя и в районе Котельниково и Тормосино. Только в битве у Волги В. С. Ефремов совершил около 100 боевых вылетов. За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками 1 мая 1943 г. В. С. Ефремов был удостоен звания Героя Советского Союза, а 24 августа 1943 г. награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Авиация дальнего действия наряду с выполнением задач по содействию нашим войскам наносила удары по резервам, железным дорогам  и аэродромам противника. В период с 19 ноября по 31 декабря 1942 г. она совершила 962 самолето-вылета и сбросила на объекты врага более 900 тонн бомб, осуществляла перевозку грузов войскам фронтов. В битве под Сталинградом в частях авиации дальнего действия гремела слава комсомольского экипажа под командованием прославленного летчика Героя Советского Союза капитана А. И. Молодчего.

Бомбами, сброшенными Молодчим, были уничтожены десятки гитлеровских солдат и офицеров, взорваны склады боеприпасов, бензохранилища, подожжены железнодорожные эшелоны и станции, разрушены переправы, мосты и военные объекты. В битве на Волге он часто совершал по два вылета в ночь. В канун нового, 1943 г. в полку были подведены итоги боевых действий. Они оказались внушительными: 190 тыс. км пролетел экипаж Молодчего над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на различные военные и промышленные объекты и войска противника. За выдающиеся заслуги в борьбе с фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и героизм 31 декабря 1942 г. А. И. Молодчий был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Это был первый дважды Герой Советского Союза в дальней авиации. Штурману экипажа С. И Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После разгрома тормосинской и котельниковской группировок снабжение по воздуху окруженной группировки оставалось для противника последней и единственной возможностью, чтобы продлить ее существование Вражеская авиация

понесла тяжелые потери. Увеличилось расстояние между внешним  и внутренним фронтами окружения. Несмотря на это, немецкое командование не отказалось от попыток снабжать по воздуху войска, окруженные в районе Сталинграда. Борьба с авиацией стала главной задачей  для наших ВВС. Большинство аэродромов, с которых действовал противник, находилось на расстоянии 250 - 350 км от района окружения; в результате этого сопровождение  бомбардировщиков и транспортных самолетов  истребителями стало невозможным. Они перешли к полетам ночью  и днем только в сложных метеорологических  условиях. Часть самолетов, пользуясь  отсутствием к югу от района окружения  сплошного фронта и аэродромов нашей  авиации, следовали южнее этого  района до восточного берега Волги, поворачивали на север и выходили в район  Сталинграда с востока. В данной обстановке от нашего командования потребовалась  организация круговой блокады окруженной группировки. Борьба с вражеской  авиацией приобрела особенно актуальное значение.

За внешним фронтом  окружения бомбардировщики и  штурмовики уничтожали немецкие самолеты на их аэродромах. Для этого привлекались авиационные полки 17-й и 8-й воздушных  армий и авиации дальнего действия. Особенно удачным был удар 9 января по аэродрому Сальск, где базировалось до 150 транспортных самолетов. Для их уничтожения были направлены семь Ил-2 под командованием капитана И. П. Бахтина в сопровождении истребителей. Первая атака самолетов по аэродрому была произведена внезапно, из-за облаков. Наши штурмовики совершили шесть заходов на цель. Бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пу-шечным огнем они вывели из строя и уничтожили более 70 самолетов Ю-52101.

Между внешним и внутренним фронтами окружения в каждом из пяти секторов патрулировали истребители  на вероятных маршрутах полетов  противника, а также было организовано дежурство на аэродромах истребителей и штурмовиков для вылета по вызову со станций наведения или "по-зрячему". В полосе, имевшей глубину 8 - 10 км и непосредственно прилегавшей к району окружения, авиация противника уничтожалась огнем зенитной артиллерии.

Наша авиация уничтожала вражеские самолеты в воздухе  и на аэродромах в районе Бол. Рассошка, Карповка, Гумрак днем и ночью. Блокирование аэродромов ночью осуществлялось и самолетами По-2, которые сбрасывали бомбы по разгружавшимся транспортным самолетам противника.

Борьба с транспортными  самолетами противника была успешной. В районе Больших Чепурников 18 самолетов 235-й истребительной авиационной дивизии во главе с ее командиром полковником И. Д. Подгорным атаковали 16 транспортных самолетов, летевших с грузом в район окружения. В первой же атаке они сбили девять Ю-52, из которых пять сгорели в воздухе, а остальные совершили посадку в поле на фюзеляж Восемь летчиков были взяты в плен. Остальные семь Ю-52 пытались уйти обратно, но наши истребители догнали их и уничтожили еще шесть самолетов. Лишь одному немецкому экипажу удалось уйти за линию фронта. Штурмовики уничтожали транспортные самолеты на аэродромах и в воздухе, за внешним фронтом и в районе окружения. Имея мощное вооружение, летчики Ил-2 вплотную подходили к ним и пулеметно-пушечным огнем или реактивными снарядами уничтожали их.

Воздушная блокада окруженной группировки в основном достигла своей цели. В воздушных боях и  на аэродромах было уничтожено около 1200 самолетов противника, в том числе 80% транспортных и бомбардировщиков. Его окруженные войска оказались  на голодном продовольственном пайке, ощущали острый недостаток в боеприпасах  и бензине. Все это снижало  их боеспособность и моральное состояние. Попытка немецкого командования организовать снабжение по воздуху  крупной окруженной группировки  своих войск потерпела крах. Были созданы благоприятные условия  для ее полного уничтожения.

Информация о работе Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.