Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель темы - показать несостоятельность, неготовность ВС СССР к тяжёлым поворотам судьбы, в частности к войне.
Задачи этой работы заключаются в следующем:
Дать лёгкую оценочную характеристику военно-воздушным силам Советского Союза и Германии.
Показать начальное превосходство противника.
Выявить слабости Вооружённых сил СССР.
Показать способность русского народа объединиться, наладить производство и сокрушить своего врага.

Содержание

Введение.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Германии.
Люфтваффе в составе вермахта.
Структурная организация и обозначение.
Флоты.
Эскадра.
Эскадрилья.
Деление разведывательной и морской структур люфтваффе.
Спецназ люфтваффе.
Наземные части люфтваффе.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Советского Союза.
Коренной перелом в ходе войны.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

В период воздушной блокады  успешно вели боевые действия части  авиации дальнего действия. В это  время образцы мужества и мастерства при выполнении боевых заданий в  сложных метеорологических условиях показал штурман лейтенант В. В. Сенько. Ночью при сплошной облачности он безошибочно выводил свой самолет  на железнодорожные узлы, сосредоточения войск, аэродромы и наносил точные удары по врагу. Освещением целей  отважный штурман Сенько оказывал большую  помощь своим товарищам в успешном выполнении боевых заданий.

За мужество и отвагу при  выполнении боевых заданий В. В. Сенько 25 марта 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующем  еще десятки раз он безошибочно  водил группы дальних бомбардировщиков в глубокий тыл врага, нанося меткие удары по железнодорожным узлам, мостам, складам горючего и боеприпасам  и другим важным объектам. За время  войны В. В. Сенько совершил 430 боевых вылетов. Родина высоко оценила боевые дела, наградив его второй медалью "Золотая  Звезда".

После того как Сталинградский фронт с 30 декабря 1942 г. был преобразован в Южный и перешел в наступление  на ростовском направлении, задача по уничтожению окруженной группировки  была возложена на Донской фронт, а воздушная блокада осуществлялась 16-й воздушной армией. Сорвав попытки противника деблокировать окруженную группировку, советское командование решило окончательно ее ликвидировать.

Воздушная обстановка в январе 1943 г. резко изменилась в пользу нашей  авиации. Аэродромы противника находились на большом удалении, и его истребители  не могли действовать в районе окружения. Самолетный парк 16-й воздушной  армии был увеличен до 610 самолетов. Все ее силы направлялись на поддержку  наступления только одной 65-й армии, наносившей главный удар.

Для обеспечения тесного  взаимодействия с сухопутными войсками было организовано два вспомогательных  пункта управления и вдоль линии  фронта развернуто четыре радиостанции.

После того как ультиматум советского командования о капитуляции  противником не был принят, на рассвете 10 января 1943 г. войска Донского фронта после мощной артиллерийской и авиационной  подготовки перешли в наступление. 16-я воздушная армия, активно поддерживая  войска при прорыве тактической  зоны обороны, за сутки совершила 676 самолето-вылетов. Ее ударам подвергались войска, штабы, узлы сопротивления противника. Были прочно блокированы с воздуха аэродромы Большая Россошка и Питомник. Активно действовали летчики 2-го бомбардировочного авиационного корпуса (командир генерал И. Л. Туркель), которые в первый день операции совершили 172 самолето-вылета.

Окруженный противник  яростно сопротивлялся и часто  переходил в контратаки, которые  с еще большей решительностью отражались войсками фронта при поддержке  авиации. Наши войска к исходу 12 января заняли западную часть территории окруженной группировки. Успешно развивались  боевые действия и в южном секторе. Под натиском войск 57-й армии противник  с утра 15 января начал в беспорядке отступать к Сталинграду, а через  шесть дней он был разгромлен.

Советское командование вторично предложило гитлеровцам капитулировать. Но и это предложение было отвергнуто. Советские войска 22 января приступили к расчленению и полному уничтожению вражеской группировки. К исходу 24 января наши войска подошли к юго-западной и западной окраине города, а 26 января они соединились с войсками 62-й армии, находящимися в самом городе. Группировка врага оказалась расчлененной на две части, и вражеские войска целыми соединениями начали сдаваться в плен. 31 января капитулировала южная группа войск во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом, а 2 февраля северная.

16-я воздушная армия  и авиация дальнего действия  с 14 января и до полной ликвидации  окруженной группировки активно  поддерживали войска, нанося удары  по живой силе и технике  противника, уничтожали его самолеты  на аэродромах и в воздухе.

Господство в воздухе, завоеванное в начале контрнаступления, благоприятно влияло на действия наших  войск, бомбардировочной и штурмовой  авиации. Если бомбардировщики и штурмовики в первой половине января действовали группами 3 - 9 самолетов с 1 - 2 заходов, то во второй половине января они совершали по 4 - 6 заходов на цель, сбрасывая в каждом из них по одной-две бомбы и обстреливая противника из пушек и пулеметов Бомбардировщики приступили к действиям группами до 40 самолетов.

В ходе боевых действий наряду с летчиками отвагу и мужество в боях проявляли и авиационные  техники. 15 января на одном дальнем  бомбардировщике в результате атак вражеских истребителей были разбиты  приборы контроля винтомоторной  группы и возник пожар Находящийся в экипаже борттехник старший техник-лейтенант В. П. Ополев, тяжело раненный, вступил в единоборство с огнем. Ценой огромных усилий он ликвидировал очаг пожара, устранил повреждение, что позволило экипажу выполнить боевое задание и привести самолет на свой аэродром.

Всего за время подготовки и в ходе операции по ликвидации окруженной группировки с 1 января по 2 февраля 16-я воздушная армия  и авиация дальнего действия совершили  более 10 тыс. самолето-вылетов. Нашим сухопутным войскам была оказана существенная поддержка

В ходе контрнаступления Красной  Армии на южном крыле советско-германского  фронта была разгромлена одна из крупнейших стратегических группировок противника.

С 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. 2, 17, 16 и 8-я воздушные армии  и авиация дальнего действия совершили 35929 самолето-вылетов Авиация противника произвела около 18500 самолето-вылетов. Советской авиацией было сброшено 141 тыс. бомб, 2720 ампул с зажигательной смесью КС и израсходовано 30 тыс. реактивных снарядов. Войскам противника был нанесен значительный урон, а его авиация за период с 19 ноября по 31 января 1942 г. потеряла 3 тыс. самолетов102.

За проявленную в боях с немецкими захватчиками отвагу, стойкость и организованность, за героизм личного состава впервые  звание гвардейских получили 220-я  и 268-я истребительные, 228-я и 226-я  штурмовые, 263-я бомбардировочная и 272-я ночная бомбардировочная авиационные  дивизии, 3, 17 и 24-я авиационные дивизии  авиации дальнего действия и 102-я  истребительная авиационная дивизия  ПВО страны, которыми соответственно командовали полковники А. В. Утин, Б. А. Сиднев, Г. И. Комаров, подполковник Ф. З. Болдырихин, полковники Ф. И. Добыш и П. О. Кузнецов, генерал Д. П. Юханов, генерал Е. Ф. Логинов, подполковник Б. В. Бицкий, полковник И. Г. Пунтус. В 8-й воздушной армии 17 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза, а 3 тыс. авиаторов награждены орденами и медалями. В небе над Волгой родилась слава таких летчиков-героев, как И. С. Полбин, И. И. Клещев, В. Д. Лавриненков, А. В. Алелюхин, В. Н. Макаров, И. П. Моторный, З. В. Семенюк, Амет-Хан Султан, В. М. Голубев, В. С. Ефремов, И. Г. Борисов и многих других. За участие в боях за Сталинград почетные наименования были присвоены 2 авиационным корпусам, 12 авиационным дивизиям и 21 авиационному полку.

Во время контрнаступления шире, чем в предшествующих операциях, осуществлялись маневр и сосредоточение авиации на направлении главных  ударов сухопутных войск. Для организации взаимодействия видов авиации в районе боевых действий почти все время находился командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков. Являясь представителем Ставки ВГК по авиации, он участвовал в разработке плана контрнаступления, определял боевое напряжение авиации, распределял авиационные резервы и занимался вопросами материального обеспечения боевой деятельности авиации.

Советские ВВС получили опыт организации и ведения боевых действий при окружении и уничтожении  крупной группировки противника.

Управление авиацией в  ходе контрнаступления во всех воздушных  армиях было в основном централизованным На направлениях главных ударов организовывались вспомогательные пункты управления. Опыт их работы был отражен в инструкции ВВС, изданной в мае 1943 г. Главным средством управления авиацией, как на земле, так и в воздухе, стали радиосредства.

Наряду с боевой авиацией в операции принимали участие  сотни самолетов Гражданского воздушного флота, которые выполняли задачи по транспортировке грузов, поддержанию  связи штабов с передовыми частями  и эвакуации раненых. За время  битвы на Волге они совершили  свыше 46 тыс. самолето-вылетов, перевезли около 31 тыс. солдат и офицеров и 2587 тонн военных грузов, за что получили высокую оценку. Сотни летчиков, штурманов, инженеров и механиков были награждены орденами и медалями.

Большой опыт в работе получил  авиационный тыл. В ходе операции его части научились успешно  обеспечивать боевые действия авиации  зимой при быстрых темпах наступления  сухопутных войск.

Для переброски и снабжения  авиационных частей успешно использовался  и воздушный транспорт.

Одним из ярких показателей  эффективности партийно-политической работы был рост рядов партии и  комсомола. По неполным данным, за период боев между Доном и Волгой в 8, 16 и 17-й воздушных армиях было принято  в партию 3353 и в комсомол 863 человека.

Победы, одержанные Красной  Армией в битве на Волге, коренным образом изменили обстановку на других участках советско-германского фронта и создали благоприятные условия  для массового изгнания оккупантов из пределов нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом,  Великая  Отечественная война, длившаяся  около четырех лет, закончилась  полной победой Советского Союза  над фашистской Германией. В результате победы Советского Союза произошли  коренные изменения в соотношении  сил на международной арене. И несмотря на неблагоприятные условия, сложившиеся в результате внезапного нападения фашистской Германии на нашу Родину, наши защитники сумели сохранить в начале войны боеспособность, в невероятно трудных условиях переучить лётно-технический состав на новые типы самолетов, широко использовать для ударов по немецким войскам устаревшую авиационную технику, непрерывно изыскивать и применять новые более эффективные способы боевых действий и в конечном итоге нанести решительное поражение немецкой авиации. В годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись боевые возможности наших Военно-воздушных сил как самостоятельного вида Вооруженных Сил. Главные усилия авиации в войне были направлены на выполнение трех основных задач: борьбу за господство в воздухе, поддержку сухопутных войск, флота и воздушную разведку. Пусть первая половина войны была и не за нами, но наши герои переломили ход войны и показали всему миру, что не стоит недооценивать нас. Воздушная авиация оказала большую помощь партизанам: доставляя им боеприпасы, медикаменты, оружие и подкрепление. А что касается авиации, то к заключительному периоду войны наша авиационная техника стояла на пороге крупного скачка в своем развитии - перехода на реактивные двигатели, сверхзвуковые скорости полета с применением реактивного оружия и автоматических устройств в системах управления. Опыт войны показал, что высокие моральные качества, сознательность и творческая активность личного состава ВВС являлись одним из решающих условий успешного выполнения ими боевых задач.

Но есть и печальная  сторона этой истории. В воздушных  боях и сражениях с немецко-фашистскими  захватчиками погибли многие храбрые  советские летчики. Их имена и  героические подвиги золотыми буквами  навечно вписаны в летопись боевой славы нашей авиации. Советский  народ, воины Вооруженных Сил  свято чтят героев, павших в боях за социалистическое Отечество. Для  увековечения памяти многие из них  зачислены навечно в списки личного  состава авиационных частей, в  которых они служили и храбро сражались. Каждый день на поверках в  этих частях называют имена героев. Об отдельных из них написаны книги, статьи, песни, созданы кинофильмы, многим воздвигнуты памятники. Их именами названы многие улицы и площади в городах, передовые предприятия и колхозы. Павшие смертью храбрых в битвах с врагом будут вечно жить в памяти благодарного советского народа.

Благородные, освободительные  цели войны вдохновляли их на массовый героизм, беспримерные подвиги в  упорных боях. Родина высоко оценила  боевые заслуги личного состава  ВВС. За годы войны 288 авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой авиации и авиации дальнего действия были преобразованы в гвардейские, 897 были награждены боевыми орденами, 708 получили собственные наименования. 197849 авиаторов были награждены орденами и медалями, 2420 летчиков удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 дважды и двое трижды были удостоены этого звания.

         Опыт Отечественной войны имеет  огромное значение для воспитания  высоких моральных качеств, беспредельной  преданности социалистической Отчизне  у личного состава ВВС. Массовый  героизм, стремление с честью  выполнить воинский долг перед  Родиной, высокая дисциплина в  самых тяжелых условиях войны,  особенно ее начального периода,  являются неисчерпаемым источником  воспитания многих поколений  авиаторов.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Кожевников Михаил Николаевич книга Командование и штаб ВВС Советской Армии  в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
    2. Автор неизвестен книга Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
    3. А. А. Александров  Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
    4. Военно-воздушные силы РККА 1941-1945 гг. на Солдат.ру
    5. интернета Люфваффе Германии 1941-1945 гг. дата: 09.10.12г.
    6. документ с интернета Германское ВВС 1941-1945 гг. дата: 10.09.12г.
    7. Военная литература Милитера.либ.ру     http://militera.lib.ru дата: 10.12.12г.
    8. Статистический сборник №1  на Тасхв.нм.ру

Информация о работе Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.