Раскол русской православной церкви в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVII века, роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
Были поставлены следующие задачи:
1. выяснить причины назревания церковных реформ;
2. изучить историческую фигуру патриарха Никона, а именно, его возвышение, деятельность во время патриаршества и падение;
3. определить содержание реформ патриарха Никона;
4. проанализировать причины Раскола русской православной церкви, гонения на старообрядцев.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр. 3
1. Церковь и государство в XVII веке……………………………. стр. 5
2. Возвышение Никона……………………………………………. стр. 10
3. Церковные реформы патриарха Никона……………………..... стр. 14
4. Падение Никона………………………………………………….стр. 18
5. Раскол……………………………………………………………. стр. 20
6. Старообрядчество………………………………………………..стр. 23
Заключение…………………………………………………………. стр. 27
Список использованных источников……………………………... стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

раскол.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет заочный

Кафедра управления персоналом 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине История

На тему

Раскол  русской православной церкви в XVII веке 
 
 
 
 
 

Выполнила: ст.гр. УПз11-2

Гекк  Е.С.

Проверила: доцент кафедры истории

Иванова М.В. 
 
 
 
 
 
 

Чита 2012 

Содержание 

   Введение……………………………………………………………. стр. 3

  1. Церковь и государство в XVII веке……………………………. стр. 5
  2. Возвышение Никона……………………………………………. стр. 10
  3. Церковные реформы патриарха Никона……………………..... стр. 14
  4. Падение Никона………………………………………………….стр. 18
  5. Раскол……………………………………………………………. стр. 20
  6. Старообрядчество………………………………………………..стр. 23

    Заключение…………………………………………………………. стр. 27

    Список использованных источников……………………………... стр. 29

 

     Введение

     Крещение  Руси в 988 г. при князе Владимире  было крупнейшим событием в истории  России, - с этого времени русская  церковь в течение более шестисот лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире. Стремление к истинной вере Христовой давно  жило в душе русского народа и его  не смогли сломить многочисленные нашествия  врагов иной веры, например, католиков. Даже продолжавшееся столь длительное время татаро-монгольское иго  не смогло уничтожить православие. Сначала  русская православная церковь была в подчинении греческой церкви, но постепенно она приобрела независимость  и на северо-востоке России с центром  в Москве стала церковью независимого, сильного, крепнущего государства, сохранив чистоту православия. Крупным успехом  было учреждение патриаршества в  России. Повысился ранг и престиж  русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам.

     Восточный патриарх Иеремия, посетивший Россию в 1589 году, сказал: «Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом - Константинополем завладели турки; твое же великое Российское царство - третий Рим - всех превзошел благочестием».

     Во  время наибольшего величия и расцвета русской церкви в ней произошло одно из самых масштабных событий по своим последствиям и значению - старообрядческий Раскол 17-го века, разделивший русских людей. Несмотря на длинную череду лет, прошедших со времени трагического разделения русского церковного народа, все еще не только не пропадает интерес к явлению Раскола, но и не угасают споры о нем. Это случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

     Целью данной работы является изучение влияния  церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVII века, роль личности патриарха Никона в  церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.

    Были  поставлены следующие задачи:

  1. выяснить причины назревания церковных реформ;
  2. изучить историческую фигуру патриарха Никона, а именно, его возвышение, деятельность во время патриаршества и падение;
  3. определить содержание реформ патриарха Никона;
  4. проанализировать причины Раскола русской православной церкви, гонения на старообрядцев.

     Актуальность  данной темы в том, что последствия  Раскола для истории нашего государства  чрезвычайны и продолжаются по сей день. Существует, например, достаточно распространенное мнение, что революция 1917 года явилась, кроме других причин, следствием Раскола, принесшего на Русь разделение православного, единокровного народа на две части. При этом было разрушено духовно-культурное единство нации, формировавшееся в течение многих веков. Пошатнулись вековые устои русского самосознания, а точнее, - традиционные его формы.

     Старообрядчество, как течение православной церкви существует и сегодня, эта тема позволяет  раскрыть истоки, определить приоритеты человеческих ценностей, показать, что  Вера в истории играет большую  роль, чем материальные ценности. Пока существует Вера, существует и человек. Русский народ сберег свою веру, пронеся ее через века, не поддаваясь искушениям легкой жизни, преодолевая  препятствия, такие, как раскол и  реформы Никона.

 

     

  1. Церковь и  государство в XVII веке

     В России в 17-м веке сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, издревле набожные русские люди стремились всемерно соблюдать благочестие как в церковной, так и в частной жизни. Но отсутствие необходимого, а тем более всеобщего духовного образования не только в народе, но и в среде священнослужителей с неизбежностью приводило к искажению восприятия сути церковной жизни верующим человеком. В совокупности с материальным благополучием основной массы русского народа, порождавшим некую внутреннюю самоуверенность, это постепенно привело к серьезному тупику в духовной жизни общества.

     Длительная  кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан и крестьян: волнения в Новгороде и Пскове, Медный бунт, восстание Степана Разина - все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно беспокойное царствование Алексея Михайловича - «Тишайшего».

     Постепенная утрата церковью былого авторитета в  общественной и личной жизни, падение  нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной  реформы.

     Церковная реформа патриарха Никона - важнейший исторический факт культурного наследия России. Данная реформа призвана была уничтожить все разночтения в церковных книгах и разногласия по проведению церковных обрядов. В том, что реформа необходима, понимали и патриарх Никон и его будущий противник протопоп Аввакум.

     В условиях укрепления российской самодержавной  монархии все острее вставал вопрос о приоритете государственной власти над церковной. Православное духовенство всегда  играло ведущую роль в жизни государства. Именно, благодаря русской православной церкви удалось освободить Русь от татарского ига и объединить в единое централизованное государство. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Одними из первых церковных реформ были проведены по инициативе царя и митрополита в 1551 году. Эти реформы были приняты на основе решений Стоглавого Собора русской церкви, получившего название по количеству глав в сборнике, в котором были закреплены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Также было заявлено о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников. Собор осудил распутство, пьянство и бродяжничество монахов. На церковь было возложено устройство школ для мирян.

     Собором было рассмотрен вопрос о церковном  землевладении. Было решено оставить имеющиеся  в наличии земли за церковью, но впоследствии принимать в дар  земли только с разрешения царя. Вскоре Московским правительством в 1580 году было принято постановление, которое  запрещало давать монастырям вотчины  на помин души, а также вообще запрещало церковным лицам и  учреждениям покупать и брать  в залог земли.

     К середине XVII века коренные изменения, происходящие в обществе и государстве, вызванные стремлением укрепить централизацию русской церкви и  усилить ее роль в деле объединения  с православными церквами Украины  и балканских народов, настоятельно требовали проведения новой церковной  реформы. Непосредственным же поводом  для церковных преобразований являлась необходимость исправления богослужебных  книг. Накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой  церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской  православной церкви. Особенно горячие  споры возникли еще в пятнадцатом  веке об «аллилуйе» и «посолонном хождении» (от слова «посолонь» - по солнцу). А в шестнадцатом веке было с очевидностью замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах, особенно в переводах богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие - русский. Множество ошибок было допущено малограмотными монахами-переписчиками, которые переписывали церковные документы.

     В 1645 г. царь Михаил Фёдорович и патриарх Иосиф, чтобы получить основательное  подтверждение этих несоответствий, послали на Восток для осмотра  святых мест и описания чинов греческой  церкви Арсения Суханова, сведущего  в посольских делах и знающего греческий язык.

     Смута пошатнула устои власти. Предстояло укрепить самодержавие. Во внешней политике первостепенное значение для государственной власти приобрел вопрос воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой. Это было связано с началом в 1648 г. освободительной войны украинского народа против власти шляхетской Польши (уже в 1649 г. в Москву прибыл представитель Б. Хмельницкого С. Мужиловский с предложением принять Украину под власть России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив религиозно-обрядовых расхождений между русской и греческой церквами и не преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было, по меньшей мере, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг. в церковной сфере и особенно ухудшение взаимоотношений между светской и церковной властями сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было то, что царь Алексей Михайлович  и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность и грандиозность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего союза с церковной властью. Алексей Михайлович понял также, что недостаточно иметь во главе церкви сторонника такой реформы. Для успешного осуществления преобразований церковной жизни России по греческому образцу была необходима сильная патриаршая власть, обладающая самостоятельностью и высоким политическим авторитетом и способной централизовать церковное управление. Это определило последующее отношение царя Алексея к церковной власти.

     Церковная реформа по части упорядочения книг и обрядов уже готовилась, но кружок «ревнителей благочестия», обсуждавший  ее принципы, составился не при патриаршем дворе, а при царе. В кружок входили  и провинциальный протопоп Аввакум Петров - в будущем мученик за старую веру, и столичный архимандрит Никон - будущий патриарх-реформатор.

     Главой  кружка был протопоп кремлевского Благовещенского  собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. Члены кружка верили в возможность нравственного исправления духовенства, в то, что со временем место нерадивых и корыстных пастырей займут высоконравственные ревнители благочестия, добивались устранения прямых нарушений богослужебного чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.

     Одну  группу составили провинциальные ревнители  благочестия - протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Их сторонником был первоначально и Никон. Они придерживались традиционного для русского духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») римской церковью.

     Вторую  группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже  к ним присоединился Никон. Они  отказались от традиционной оценки греческой  церкви, как уклонившейся от истинной веры. Эта группа ревнителей благочестия  считала необходимым устранить  расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между церквами на основе греческого образца.

     Это предложение получило поддержку  узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России, в том  числе патриарха Иосифа, и церковных  иерархов Украины. Не дожидаясь решения  вопроса о путях проведения унификации богословской системы и церковно-обрядовой  практики, которое надлежало принять  церковному собору, царь и другие столичные  ревнители благочестия осуществили  некоторые меры, положившие начало исправлению русских богослужебных  книг по греческим образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо знавшие греческий  язык, для исправления книг. Помимо этого, ревнители благочестия в ряде соборов и приходских храмов вмешивались (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в назначения архиереев, архимандритов и протопопов, что вызвало недовольство патриарха Иосифа, который вместе с архиереями 11 февраля 1649 г. на церковном соборе, собранном по инициативе царя, отвергнул предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах «единогласия». Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и поведением патриарха. По окончании двухлетней переписки царя Алексея Михайловича с константинопольским патриархом в 1651 году на вновь созванном церковном соборе было установлено «пети во святых божиих церквах, ...псалмы и псалтирь говорить в один голос, тихо и неспешно». Патриарх и его сторонники выразили свое недовольство вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Неуверенность, особенно ощутимая в первые годы правления, побуждала Алексея Михайловича искать опору в человеке, способном разделить с ним бремя власти. Так первым его «наставником» и воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов. Следом за первым «наставником» появился Никон.

Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке