Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:46, реферат
Целью данной работы является изучение влияния церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVII века, роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
Были поставлены следующие задачи:
1. выяснить причины назревания церковных реформ;
2. изучить историческую фигуру патриарха Никона, а именно, его возвышение, деятельность во время патриаршества и падение;
3. определить содержание реформ патриарха Никона;
4. проанализировать причины Раскола русской православной церкви, гонения на старообрядцев.
Введение……………………………………………………………. стр. 3
1. Церковь и государство в XVII веке……………………………. стр. 5
2. Возвышение Никона……………………………………………. стр. 10
3. Церковные реформы патриарха Никона……………………..... стр. 14
4. Падение Никона………………………………………………….стр. 18
5. Раскол……………………………………………………………. стр. 20
6. Старообрядчество………………………………………………..стр. 23
Заключение…………………………………………………………. стр. 27
Список использованных источников……………………………... стр. 29
Строгое и бескомпромиссное отношение старообрядцев к себе и другим, стремление выживать и побеждать, Вера и Терпение - все это помогло православным старообрядцам не только сохранить свою самобытную культуру, но и очень благотворно повлияло на экономическое и политическое развитие России.
К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве- поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины - в основном на Севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств.
Для подавления движения были использованы различные средства, в том числе идеологические, В частности, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет духовный» патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения «учительности» церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди (например, «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).
Новое выступление раскольников было в дни Московского восстания 1682 г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры» повлекла за собой казнь их вождей. Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к расколу и раскольникам получила выражение в законодательстве. Согласно указу 1684 г., раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания». Это положило начало массовым гонениям.
Исторически справедливым и совершенно закономерным стало решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. (подтвержденное Соборами 1988г., 2000г.. 2004г.) «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», когда старые русские обряды (а следовательно и сами старообрядцы) были признаны спасительными и равночестными новым.
Слово
«старовер» олицетворяет собой признак
благочестия, почитания устоев, которых
так не хватает современному Российскому
обществу. История Руси берет начало
от истоков старой веры, именно она
составляет основу русской культуры.
Заключение
В
России XVII века объективно ощущалась
необходимость церковной
Истоки назревания церковных реформ прослеживаются уже с XV века, когда произошел разрыв между константинопольской православной церкви и русской православной церковью. Большую роль в назревании раскола сыграли многочисленные отступления, ошибки и недосмотры, допущенные переводчиками и переписчиками церковных книг. Все эти упущения в своей совокупности и послужили формальным расколом русской православной церкви;
Политическими
силами, посодействовавшие
Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало социально-религиозному движению XVII в. как раскол (старообрядчество). Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.
Глубоко религиозный русский народ не мог в одно мгновение отказаться от церковных традиций и обрядов, которые существовали исстари. Это, а также нежелание некоторой части духовенства переучивать тексты старых церковных книг на новые, привело к церковному расколу русского общества. Тех, кто отказывался принимать обновленную веру, стали называть раскольниками и подвергли жесточайшим гонениям. Раскольники считали, что их заставляют принять новую «иноземную» веру. Массовые гонения старообрядцев начались уже после лишения Никона патриаршеского сана и продолжались не одно столетие. Старообрядческие поселения стали возникать в Сибири, где до них не могла дотянуться новая церковная и царская власть.
Церковные
реформы, которые провел Никон, безусловно,
были необходимы. Но необходимо было постепенное
реформирование церкви, для того чтобы
верующие люди могли бы «привыкнуть» к
переменам и не было таких страшных репрессий,
которым подвергся русский народ в то
время.
Список использованных источников
Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке