Раскол русской православной церкви в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVII века, роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
Были поставлены следующие задачи:
1. выяснить причины назревания церковных реформ;
2. изучить историческую фигуру патриарха Никона, а именно, его возвышение, деятельность во время патриаршества и падение;
3. определить содержание реформ патриарха Никона;
4. проанализировать причины Раскола русской православной церкви, гонения на старообрядцев.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр. 3
1. Церковь и государство в XVII веке……………………………. стр. 5
2. Возвышение Никона……………………………………………. стр. 10
3. Церковные реформы патриарха Никона……………………..... стр. 14
4. Падение Никона………………………………………………….стр. 18
5. Раскол……………………………………………………………. стр. 20
6. Старообрядчество………………………………………………..стр. 23
Заключение…………………………………………………………. стр. 27
Список использованных источников……………………………... стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

раскол.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

 

     

    1. Возвышение  Никона

     Он  родился в 1605 г. в Нижегородском  уезде в семье крестьянина. Богато одаренный от природы энергией, умом, прекрасной памятью и восприимчивостью, Никон рано, с помощью сельского  священника, овладел грамотой, профессиональными  знаниями служителя церкви и уже  в 20 лет стал священником в своем  селе. В 1635 г. он постригся в монахи, закалил себя суровым образом  жизни в Соловецком монастыре и был назначен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г. Никон по делам монастыря оказался в Москве, где и встретился с царем Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому получил место архимандрита влиятельного столичного Новоспасского монастыря.

     До  сих пор нет единого мнения историков, которое в полноте  бы раскрыло личность патриарха Никона. А ведь именно от решения этого  вопроса во многом зависит разрешение вопроса самой трагедии Раскола. Одни историки представляют Никона недальновидным политиком, обладающим суровым характером, властолюбивыми стремлениями, типичным старым московским начетчиком, подчас очень односторонним, узким в деле понимания веры и благочестия, как и его противники. Более того, многие в свойствах характера Никона, в его неразумных, по их мнению, действиях усматривают основные причины Раскола, хотя никто не отрицает богатство и одаренность его натуры.

     Другие  историки считают патриарха Никона Святейшим, светлой личностью, достойной  удивления. Как считает выдающийся представитель Зарубежной Русской  Православной Церкви митрополит Антоний Храповицкий: «Святейший Патриарх Никон - величайший человек в русской истории за последние двести-триста лет, а может быть и во всей русской истории».

     В спокойное время в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив  и властолюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить  громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех; но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное. Его поведение в 1650 г. с новгородскими бунтовщиками, которым он дал себя избить, чтобы их образумить, потом во время московского мора 1654 г., когда он в отсутствие царя вырвал из заразы его семью, обнаруживает в нем редкую отвагу и самообладание. Никон принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелой ли мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с человеком.

     Перед царем Никон выступал чаще всего  в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно осужденных, и завоевал его расположение и доверие. Став в 1648 г. по рекомендации царя новгородским митрополитом, Никон проявил себя как решительный и энергичный владыка, и ревностный поборник благочестия. Царю Алексею Михайловичу импонировало и то, что Никон отошел от точки  зрения провинциальных ревнителей благочестия  на церковную реформу и стал сторонником  плана преобразования церковной  жизни России по греческому образцу.

     До  июля 1652 г. положение в церковно-обрядовой  сфере оставалось неопределенным.

     Патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 г. Выбор царя пал на Никона, и этот выбор поддержал царский духовник Стефан Вонифатьев. Однако по мере возвышения Никона выявились и другие черты его характера и убеждений. Известны нетерпимость, резкость и даже жестокость владыки в отношении людей, находившихся под его властью. Никон с юности считал себя «богоизбранным», верил в свое высокое предназначение. Эта вера укрепилась в нем необычайно быстрой церковной карьерой и способствовала развитию непомерного честолюбия, властолюбия и склонности к деспотизму. Будучи еще новгородским митрополитом, он с полным основанием считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи.

     Суть  его далеко идущих планов сводилась  к тому, чтобы ликвидировать зависимость  церковной власти от светской, поставить  ее в церковных делах выше царской  власти и самому, став патриархом, занять, по меньшей мере, равное с царем  положение в управлении Россией.

     Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда  церковный собор уже избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском  Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались  царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон появился лишь после посылки  к нему ряда делегаций от царя. Никон  объявил, что не может принять  сан патриарха. Свое согласие он дал  только после «моления» царя и  присутствовавших в соборе представителей светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться  Никона во всем, что он будет «возвещать»  им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко начальника в  пастыря и отца краснейшаго». Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха.

     Светская  власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха. Мысль о московском государе - защитнике и охранителе православия, столь близкая самосознанию русских людей XVII века, обернулась идеей создания Вселенского православного царства под скипетром Романовых. Никон, во время своего восшествия на патриарший престол, пожелал Алексею Михайловичу, чтобы пределы его царства распространились от моря до моря. Царь был всерьез воодушевлен идеей освобождения православных.

     Патриарх  Никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой русской  церкви. Он начал с устранения вмешательства  в церковные дела своих прежних  единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана  Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Ртищев, которые  уклонялись от вмешательства в действия патриарха. Уже в конце 1652 г. некоторые  из настоятелей монастырей, чтобы  угодить Никону, стали раболепно  именовать его великим государем. Их примеру последовали архиереи. В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые  определили содержание и характер церковной  реформы.

 

     

    1. Церковная реформа патриарха Никона

     Ее  проведение началось весной 165З г., почти  сразу же после принятия царем  и боярской думой окончательного решения о включении Украины  в состав Российского государства.

     Стремясь  превратить церковь в центр мирового православия, властный и  патриарх Никон  начинает реформу по установлению одинаковой  церковной обрядности. За образец были взяты греческие правила и обряды.

     В конце 40-х годов XVII в. из Киева прибыли  ученые монахи. Они посмотрели русские  книги, «ужасошася», и засели за благое дело - исправление книг, смущающих православных людей, вводящих их в искушение и грех. При изучении русских рукописных книг выяснилось. Что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти обратились к греческим оригиналам.

     В феврале 1653 года патриарх Никон приказал во всех московских церквах запретить  верующим творить поклоны, стоя на коленях, допускались только поясные поклоны.

     Крестное  знамение допускалось только троеперстное. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и средний) были вытянуты во имя двух естеств Христовых - божественного и человеческого. Во всех древних писаниях Святые Отцы свидетельствуют, что и сам Христос благословлял именно таким крестоположением.

     Никоном же был издан указ о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое  смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Его члены стояли за строгость и чистоту церковных  обрядов, идеалом которых считалась  отечественная древность.

     Позже патриарх решительно заменил на новые  те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь аллилуйя не два, а три раза; во время крестного хода двигаться  не по солнцу, а против него; иначе стало писаться имя Христа - Иисус, вместо традиционного Исус. Отдельные слова богослужения были заменены новыми, все богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправные подлежали исправлению.

     Летом 1654 года Никон занялся исправлением икон. По его приказу были отобраны у населения иконы, отличавшиеся некоторым реализмом. Он приказал выколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же соскоблить и заново переписать лики.

     Стало ясно, что изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами  патриарха не удастся. Требовалось  освящение этих изменений более  высокими церковными авторитетами. И  в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло  более 20 видных деятелей русской церкви. В результате было решено «достойно  и праведно исправить книги противохаратейных (написанных на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основой для решений последующих московских соборов.

     Исправлению книг способствовало и появление  значительного числа древних  рукописей (более 500), которые были доставлены Арсением Сухановым. В то же время  была переведена и подготовлена к  печати присланная Паисием Константинопольским книга «Скрижали», посвящённая толкованиям различных священнодействий.

     Вопрос  о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего собора, созванного в 1656 г.  Ещё до его открытия патриарх Антиохийский Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его заявление нашло поддержку. Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 21 апреля 1656 г. постановил предать отречению от церкви всех крестящихся двуперстно.

     Все эти события - заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий - вызывали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий - голода, моровой язвы. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест и со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут их авторитет.

     Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство  и верующие считали показателем  истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они подали царю Алексею, но царь передал ее Никону. Распоряжение патриарха осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор Иванов. Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же, подрывали авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок ревнителей благочестия распался и прекратил свое существование.

     Итак, наиболее важными изменениями и  нововведениями патриарха Никона были:

Старообрядчество Никонианство
двоеперстное крестное знамение, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания троеперстие
в старых книгах выговаривалось имя Спасителя  «Исус» это имя было переделано на грецезированное «Иисус»
во  время крещения, венчания и освящения  храма делать обхождение по солнцу в новых книгах введено обхождение против солнца.
в Символе  Веры, читается: «И Духа Святого Господа  истиннаго и животворящаго» слово «истиннаго» было исключено.
«сугубая», т.е. двойная аллилуиа, которую творила русская церковь с древних времен введена «трегубая» (тройная) аллилуиа.
Божественную  литургию в древней Руси совершали  на семи просфорах ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили

     Эти изменения церковных узаконений и обрядов не могли не вызвать  резкий отпор со стороны русских  людей, свято хранивших святые книги  и предания. За семь веков, прошедших  после религиозной реформы князя  Владимира, весь греческий богослужебный  чин очень изменился. Были изменены и сокращены чины миропомазания  и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений  оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые книги  и обряды новыми, получилось как  бы введение «новой веры».

Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке