Раскол русской православной церкви в XVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение влияния церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVII века, роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
Были поставлены следующие задачи:
1. выяснить причины назревания церковных реформ;
2. изучить историческую фигуру патриарха Никона, а именно, его возвышение, деятельность во время патриаршества и падение;
3. определить содержание реформ патриарха Никона;
4. проанализировать причины Раскола русской православной церкви, гонения на старообрядцев.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр. 3
1. Церковь и государство в XVII веке……………………………. стр. 5
2. Возвышение Никона……………………………………………. стр. 10
3. Церковные реформы патриарха Никона……………………..... стр. 14
4. Падение Никона………………………………………………….стр. 18
5. Раскол……………………………………………………………. стр. 20
6. Старообрядчество………………………………………………..стр. 23
Заключение…………………………………………………………. стр. 27
Список использованных источников……………………………... стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

раскол.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

     Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства и даже монастыри. 

    1. Падение Никона.

     Никон и в решении дел, относившихся к компетенции царской власти, стал в 1654-1656 гг. «великим государем», фактическим соправителем Алексея Михайловича. Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела.

     Никон принимал деятельное участие в определении  курса внешней политики, он склонил  царя к войне со Швецией,- он видел  в этом перспективы расширения своей  власти как главы церкви. Но война  затянулась, а в 1658 году Речь Посполитая возобновила военные действия против России.

     За  неудачи во внешней политике окружение  царя возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально во все  дела государства и стремлением  навязать всюду свои решения, в том  числе путем угроз (по меньшей  мере, дважды из-за несогласия царя с  его «советами» Никон угрожал  оставлением патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений между ними. Патриарха  реже стали приглашать в царский  дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью  посыльных из царедворцев и делал  попытки ограничить его власть, с  чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феодалы. На Никона возводились обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и жестокости. В июле 1658 года  Никон объявил об оставлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что его беспрецедентный шаг вызовет замешательство в правительственных кругах и в стране, и тогда он сможет диктовать условия своего возвращения царю. Подобное положение не устраивало царскую власть.

     Единственный  выход из создавшегося положения  заключался в низложении Никона и  выборе нового патриарха. С этой целью  в 1660 г. был созван церковный собор, вынесший решение о лишении его  патриаршеского престола и священства, предъявив Никону обвинение в  самовольном удалении с патриаршей кафедры. 1 декабря 1666 г. Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами. Все обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул, запретив вмешиваться «в мирские дела Московского государства и всея России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела».

     12 декабря был объявлен окончательный  приговор по делу Никона. Местом  ссылки низложенного патриарха  определили Ферапонтов монастырь.

     Но  вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался открытым. В конце концов, спорящие стороны  пришли к компромиссному решению: «Царь  имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в церковных». Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.

     13 мая 1667 года собор святителей  России и Православного Востока  осудил всех, не покоряющихся  новым обрядам и новоисправленным книгам. Все кто не признал решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший раскол между приверженцами старой веры - старообрядцами, и сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования открыли глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. 

    1. Раскол

     Введение  новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение новой религиозной  веры, отличной от прежней, «истинно православной». Кто последовал за Никоном, тех народ  стал называть «никонианами», или новообрядцами, сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной или господствующей, своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами. Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов.

     Провинциальные ревнители благочестия стали идеологами движения сторонников старой веры, состав участников которого был неоднородным. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. Выступая за «старую веру», они выражали недовольство усилением гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Реформу Никона не приняли и отдельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. Сыски раскольников, проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50-начале 60-х годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый характер. При этом среди сысканных раскольников наряду со сторонниками «старой веры» оказалось немало последователей учения монаха Капитона, то есть людей, отрицавших необходимость профессионального духовенства и церковных властей.

     В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух основных задач - закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры. Этому призваны были содействовать сыски раскольников, возвращение из ссылки протопопа Аввакума, Даниила и других священнослужителей, идеологов раскола, и попытки правительства склонить их к примирению с официальной церковью (Иван Неронов примирился с ней еще в 1656 г.). Решение этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за противодействия Никона.

     Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева монастыря  Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как противников церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и тесно связанному с ней государству.

     Последовательным  выразителем и проводником политики враждебности и нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию, иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - патриарх с 1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сближения с Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди раскола, в их числе протопоп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII в. старообрядческие религиозные общины.

     Царская власть активно поддержала церковь  в борьбе с расколом и иноверием  и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила  также инициатором новых мер, направленных на совершенствование  церковной организации и дальнейшую ее централизацию.

     В 1666 г. Царь Алексей Михайлович созвал собор для суда над противниками реформы. Первоначально на него прибыли  только русские святители, но потом  к ним присоединились приехавшие в Москву два восточных патриарха  Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Своими решениями собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осужден, сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйя трижды, творить крёстное знамение тремя первыми перстами правой руки, крёстные походы проводить против солнца.

     Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих - то сжечь», - говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме». 

    1. Старообрядчество

     Первоначально всех осуждённых собором ссылали  в тяжелейшую ссылку. Но некоторые - Иван Неронов, Феоклист - покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества. Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру - боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой.

     Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так  обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая, что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим».

     Но  в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал подниматься  ропот, начались антиправительственные толки. Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Движение протеста возглавил, по выражению С. М. Соловьева, «богатырь-протопоп» Аввакум. То, что конфликт между реформаторами и их противниками с самого начала принял такой острый и резкий характер, объясняется помимо указанных выше общих причин личным характером вождей двух борющихся партий: Никон и Аввакум были оба люди с сильным характером, с неукротимой энергией, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, с несклонностью и неспособностью к уступкам и компромиссам. Весьма важным источником для истории возникновения раскола и для русской церковной истории вообще является автобиография протопопа Аввакума: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре.

     Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено.

     Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство они  вызывали. На смерть за старую веру стали  смотреть как на мученический подвиг. И даже искали его. Высоко подняв руку с двуперстным крестным знамением, осуждённые истово говорили окружившему  расправы народу: «За сие благочестие  стражду, за древлецерковное православие умираю и вас, благочестивые, молю крепко стоять в древлем благочестии». И стояли сами крепко. Именно «за великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками и протопоп Аввакум.

     Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих  в старую веру, бить кнутом и ссылать  тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства  к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один - уйти.

     Главным убежищем ревнителей древнего благочестия  стали северные районы России, тогда  ещё совершенно безлюдные. Здесь, в  дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы - Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реек Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия - Выголексинское общежительство.

     Другим  местом укрытия старообрядцев стала  Новгородо-Северская земля. Ещё в 70-е годы XVII в. бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит. Но не прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны государственных преследователей докатились до стародубских беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14 многолюдных слобод.

     Знаменитым  местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец, названный по одноимённой речке. Множество скитов было построено в чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия.

Информация о работе Раскол русской православной церкви в XVII веке