Реформы Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Свою работу начну с определения, что же такое либерализм и когда либерализм начал формироваться в России.
Либерализм (от лат. liberalis — «свободный») — идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность.

Содержание

Введение
1 . Реформы
1.1 Реформы Н.С. Хрущева
1.2 Реформы М.С. Горбачева
1.3 Сравнение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 70.35 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение                                                                                                        

1 . Реформы                                                                                        
     1.1 Реформы Н.С. Хрущева 
     1.2 Реформы М.С. Горбачева

      1.3 Сравнение                                                                             
Заключение                                                                                                    
Список литературы                                                                                        
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свою работу начну с определения, что же такое либерализм и когда либерализм начал формироваться в России.

Либерализм (от лат. liberalis — «свободный») — идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность.

    История либерализма в России начинается с правления Петра I, когда он развернул Россию к Западу. Петр Великий перенимал западный опыт беспорядочно. Ему нужны были технические и военные знания для одержания верха в войне со Швецией. Почти все внутренние изменения в стране были подчинены этой цели. Но некоторые нововведения Петра отличал дух либерализма. Его привлекла идея всеобщего блага. Возьмем период правления Александра II по праву может считаться эпохой наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Отмены крепостного права и введения конституции. Император Александр II вошел в историю как «освободитель».  Он отменил крепостное право и провел ряд либеральных реформ, которые позволили улучшить положение России и её народа. Сегодня, либерализм по всеобщему мнению является самой прогрессивной политической идеологией. В России после распада СССР, у власти в стране стояла либеральная общественность. На мой взгляд если есть отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. Но при этом не стоит забывать, что история у каждого своя и копирования западных решений без должного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитируют себя в глазах общества. Тем не менее именно либеральные реформы оказали значительное влияние на страну, и их последствия включали важные положительные сдвиги. В прошлом за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались. И здесь хотелось бы подчеркнуть цитату Отто фон Бисмарка «Русские медленно запрягают, но долго едут».

 

Актуальность исследования. Попытки либерализации системы начатая Н.С. Хрущевым в 1953 году - «оттепель» и «перестройка», начатая в 1985 году М.С. Горбачевым, занимает исключительное место в истории Советского Союза. Ее значение не только в том, что она положила начало демократическому процессу в стране, демонтажу тоталитарного режима, но и в том, что открыла реальную возможность коренным образом ослабить военно-политическое противоборство между двумя системами и, шаг за шагом, ликвидировать дух "холодной войны" в международных отношениях.

Предмет исследования. Основным объектом исследования являются реформы "оттепель" Н.С.Хрущева и "перестройка" М.С.Горбачева, их политика, а также сравнительный анализ этих двух реформ.

В работе анализируются основные предпосылки формирования внешней и внутренней политики СССР в хрущевский и горбачевский периоды. Раскрывая сущность хрущевского «оттепель", нетрудно было обнаружить его противоречивую природу, которая отчетливо находила свое отражение в практической политике советской дипломатии. Горбачевская перестройка положила начало коренному повороту во внешней политике советского государства, которая отчетливо находила свое отражение в практической политике советской дипломатии, учитывала крупные сдвиги, произошедшие на международной арене, изменила свой подход к оценке современного мира и отношениям с другими государствами.

Хронологические рамки исследования ограничиваются двумя периодами истории СССР - периодом правления Н.С.Хрущева (1953-1964гт.) и периодом правления М.С.Горбачева {1985-1991гг.). Поскольку в концептуальном плане подвергнута сравнительному анализу реформы, которую проводили Н.С.Хрущев и М.С.Горбачев, как наиболее яркие реформаторы, то политический курс других советских руководителей, предшествующих и последующих, остались за рамками данного исследования.

Научная новизна контрольный работы заключается в том, чтобы рассмотреть двух крупных реформаторов - Н.С.Хрущева и М.С.Горбачева в сравнительном плане, выявить общие черты и принципиальные различия их взглядов и проводимых реформ. Анализ этих реформаторских концепций показывает, что обе они опирались на объективную неизбежность сосуществования капитализма и социализма, необходимость избежать термоядерную катастрофу и сохранить мир на земле.

В то же время, в работе четко прослеживается различие между этими двумя реформаторскими деятелями. Так, хрущевское "догоним и перегоним" осуществлялось с позиции противостояния капиталистическому миру, т.е. с позиции развития социализма и строительства коммунизма, обострения классовой борьбы на международной арене. Горбачевская концепция «ускорение» исходила из признания общечеловеческих ценностей, допускала активное сотрудничество с капиталистическим миром, устанавливала с ним подлинное мирное сосуществование на базе сотрудничества, отрицая его как особую, специфическую форму классовой борьбы на международной арене. В целом, реформы Хрущева осуществлялись в рамках постсталинского советского общества, были нацелены на устранение наиболее вопиющих недостатков внутри этого общества, не ставили своей целью изменить саму его природу, т.е. решали задачи частичных реформ в рамках развития социализма. Горбачевская перестройка началась в тот период, когда социализм оказался на стадии общего системного кризиса, поэтому перед ней стояла задача демонтажа основ тоталитарного режима и создания демократического правового государства.

Цель данной работы является проанализировать реформы "оттепель" Н.С.Хрущева и "перестройка" М.С.Горбачева. При этом основное внимание уделяется рассмотрению этих двух реформ в сравнительном плане, выявлению их общих черт и различий, и путем сравнения ответить на главный вопрос являлся ли М.С. Горбачев продолжателем либеральных реформ Н.С. Хрущева? 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть в конкретном  плане основные предпосылки формирования  либеральных реформ в хрущевский период.

- проанализировать процесс  формирования "перестройки" М.С. Горбачева.

- показать общее и различное  в истоках формирования концептуальных  основ внешней политики Н.С.Хрущева и М.С.Горбачева;

- проанализировать в сравнительном  плане хрущевское и горбачевское мышление.

Источники. Источники и материалы, использованные для написания Контрольной работы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реформы

 

Реформы Н.С. Хрущева.

 

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

Программа преобразований сельского хозяйства. Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет (1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа.

В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

1958-1964 гг. В  конце 50-х гг. был совершен переход  от пятилетнего к семилетнему  планированию (1959-1965 гг.). С этого  времени начался процесс вытеснения  экономических стимулов в развитии  хозяйства административным принуждением. В сельском хозяйстве эта тенденция  проявилась наиболее отчетливо.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрении, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов превращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дефицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность. В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Последовательно усложнялась система общегосударственного планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С. Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что дестабилизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С. Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Информация о работе Реформы Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева