Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:48, реферат
Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса.
Введение
Роль славянских племен в эпоху «Великого переселения народов»
Версия происхождения термина «Русь»
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….. 12
Список литературы …………………………………………………………….13
Существующее ныне трехчастное
деление славянства (восточные, западные
и южные славяне) является продуктом
сложного и длительного исторического
процесса, состоящим не только в
распаде общеславянского
Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое.
Со времени зарождения на Руси летописания поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», вопрос, на который до сих пор по-разному отвечают историки.
Целью данной работы является рассмотрение происхождения Руси. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в данной работе:
- на основе анализа литературы выявить роль славянских племен в эпоху «Великого переселения народов»;
- изучить версии происхождения термина «Русь».
Когда и откуда пришли славяне на территорию Восточно-Европейской равнины? Кто такие славяне? Каково их происхождение? Какова их судьба? Что с ними происходило? Откуда появилось государство Русь? Как оно появилось? Эти вопросы довольно интересны, занимательны и спорны.
О первоначальной истории славянских племен ученые судят по различным историческим источникам. Это и археология, и арабские, и византийские, и античные источники, и «Повесть временных лет», и фольклор, и лингвистические источники, которыми занимается например такая наука как гидронимика – наука о названиях воды.
Достоверно известно, что в VI – IX веках славяне уже занимали территорию, на которой позже сложилась государство Киевская Русь.
Считается, что прародиной славян является Восточно-Европейская равнина, точнее, земли от Эльбы до Днепра.
Внешняя опасность (постоянные набеги хазар, печенегов, половцев, скифов, сарматов, гунн, авар) заставила впоследствии различные племена славян консолидироваться в государство имя которому Древняя Русь. «Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», - писал известный русский историк С. М. Соловьев».
Известный историк, создавший огромный труд по русской истории, Ключевский В. О., считал, что только на основании летописи мы можем судить о первоначальном этапе нашей истории. Он пишет: «мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного и Льва Диакона X в., сказания скандинавских саг и целого ряда арабских писателей тех же веков, Ибн-Хардабде, Ибн-Фадлана, Ибн-Дасты, Масуди и других. Не говорим о туземных памятниках письменных, которые тянутся все расширяющейся цепью с XI в., и памятниках вещественных, об уцелевших от тех времен храмах, монетах и других вещах. Все это отдельные подробности, не складывающееся ни во что цельное… Начальная летопись дает возможность объединить и объяснить эти отдельные данные».
Только В. О. Ключевский считал предков славян, кроме киевских полян, у которых был «кроткий и тихий обычай», дикарями и варварами, как считали это все историки, что опровергается сегодняшними достижениями культурологи, археологии, топонимики и гидронимики.
Нет до сих пор точного ответа на вопрос «Откуда есть пошла Земля русская», так как в основном труды известных историков в большинстве своем основаны на «Повести временных лет».
Особенно «преуспели» в
Это возмутило выдающегося русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который написал гневный ответ немцам, доказывая первоочередную роль славян в создании Древнерусского государства. Утверждения Ломоносова получили название антинорманской концепции и положили начало спорам, которые идут и сегодня. В конце 19 - начале 20 вв. норманскую теорию поддерживали большинство ученых, в том числе русских. Практически безоговорочно принимали ее Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев. Впрочем, тогда же у этой теории было достаточно и противников.
В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым была сформулирована славянская теория происхождения Руси, как критика норманнской теории.
Так откуда же пришли славяне на территорию
Восточно-Европейской равнины? Имеется
три мнения по этому вопросу. Первое:
автохтонное происхождение
В 1808 году вышла в свет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина. «Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этого ученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русского государства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь – хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье, «Черноморская Русь».
Доподлинно известно согласно летописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. было несколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород)».
В византийских источниках известия о славянах встречаются довольно часто, особенно в сочинениях Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. В этих источниках славяне встречаются под названием анты, венеды и склавины («словяне»). Согласно одной теории название «словяне» произошло от слова «слово», то есть славяне - это те, кто обладает даром речи в отличие от «немцев» - «немых». Есть и другая теория: что слово «словяне» произошло от «съли» - в значении «послы» или «представители» (имелось ввиду венеды). То есть первая часть слова и вторая означает «представители венедов».
В. О. Ключевский отмечает, что в истории и жизни древних славян сыграли большую роль природные стихии: река, лес и степь. Маврикий Стратег пишет, что славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, по словам Прокопия Кесарийского, «не управляются одним человеком и живут в народоправстве».
У славян на самом деле были предпосылки образования древнерусского государства. Византийские и арабские источники дают сведения о славянах, как о мирном населении, довольно миролюбивом.
В науке имеется мнение, что еще в III – II тыс. до н. э. на территории от Эльбы и Одера до Дуная и Черноморья обитали протославяне – предки славян. Во времена великого переселения народов славяне перемешались с ближайшими соседями – финно-уграми (занимали территорию современной Москвы, Ярославля), чудью, мерой, весью, балтами, корелами, гуннами, коми, пермяками и другими народами.
«Повесть временных лет» дает сведения о том, что еще до появления Рюрика, Синеуса и Трувора, на славянской земле, на территории полян (восточная ветвь славян) имелся город-крепость, которым правили, потомки братьев Кия, Щека и Хорива – основателей города. Они платили непосильную дань хазарам.
«Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием – мечами, дротиками, стрелами, намазанных ядом».
До VII – VIII вв. У славян существовала подсечно-огневая система земледелия, после ее вытеснила пашенная система. В общественном строе древних славян существенную роль играла родовая община. По мере накопления излишков, прибавочного продукта, из родовой общины выделились князья и дружинники – для защиты от внешней опасности, которую приносила славянам степь.
Как расселились славяне? Самые северные славяне ушли на озеро Ильмень – славяне ильменские. Стояли они некоторым образом особняком на территории Новгорода. У них были никудышные земли, но зато богатый лес и мягкий климат. Лес давал пушнину, мед, грибы, ягоды. Славяне ильменские более других контактировали с другими племенами.
Другое скопление славян сложилось на Днепровской речной системе, так как реки, во-первых, были в то время – дорогой, а во-вторых, по ним было удобно создавать города-крепости.
Другие славяне расселились по Волжско-Окской речной системе. Из этих племен после ига выйдет три народности: украинская, русская и белорусская.
Особую роль в истории восточных славян играли скифы и Византия. С ними были внешние сношения, что подтверждают данные археологических раскопок.
Именно славяне Днепровской речной системы (поляне, северяне, древляне) сыграли впоследствии главенствующую роль в объединении восточных славян и образовании государства Русь.
Выдающийся русский историк В. Ключевский около ста лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова», до конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.
Долгое время в историографии существовали две точки зрения по данному вопросу, связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и Х. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «Русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.
Историки «антинормалисты» обращают внимание на то, что термин появился в византийских источниках задолго до появления варягов на Руси: наряду с термином «склавены», «анты», «венеды» встречается и понятие «росы». Император Византии Константин Багрянородный писал о «росах» и даже именовал их страну «Россией». Этот термин был обнаружен также и в арабо-персидских источниках.
Существует мнение, что термин Русь южного происхождения, его связывают с названием реки Рось, притока Днепра, в бассейне которой жили поляне, племенной центр русского этноса. Однако некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» и «Росси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «О» на «У». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.
В исторической литературе
часто можно встретить и
Информация о работе Роль славянских племен в эпоху «Великого переселения народов»