Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование, сравнение и противопоставление источниковой базы источников личного происхождения по событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализировать оценки и мнения высказанные на русско-турецкую войну 1877-1878 гг. членами общества, правящей элитой и армией Российской империи.
2. Определить роль идеологических и ценностных приоритетов общества, а также социально-политической мотивации правящей элиты и военной среды в формировании отношения к войне с Турцией, понимание ее целей и ценностей для внутреннего развития страны и определить его место в мире.
3. Определить роль средств массовой информации в формировании общественного мнения по важнейшим вопросам войны 1877-1878 гг.
4. Показать эволюцию отношения к войне 1877-1878 гг. и к балканским славянам, которые имели место во время самой войны и установить ее причину.
5. Отобразить взаимодействие общественного мнения, политики правительства и отношений в военной среде до и во время русско-турецкой войны.
Содержание
Введение 4
1. Предпосылки и характер войны 16
2. Источники личного происхождения 25
2.1. Мемуары (воспоминания, записки) 27
2.2. Дневники 38
2.3 . Эпистолярии (личные письма) 44
3. Сборники документов 46
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 64
Следует отметить важность воспоминаний корреспондентов распределенных по различным частям русской армии. Они знакомили с событиями происходящими в 1877-1878 гг. русское общество. Это Д. И. Иловайский, А. В.Максимов, А. В. Каирова, В. В. Крестовский, В. И. Немирович-Данченко, К. Мамонтов, Л. В.Шаховской, Г. К. Градовский и другие).
Интересны источники представителей медицины, врачей, фельдшеров, санитаров и сестер милосердия.
В дневниках и мемуарах государственных и общественных деятелей нашло свое отражение отношение русского общества к балканскому кризису.
Это мемуары А. Н. Хвостова, В. П. Мещерского, С. Л. Чудновского, Б. Н. Чичерина, В. Ящерова, С. Д. Шереметева, Г. И. Бобрикова, Н. Скольмастера, Г. И. Успенского. Мемуары художника В. В. Верещагина также представляют бесспорный интерес.
Следует отметить и мемуары П. А. Валуева, мемуары посла России в Турции Н. П. Игнатьева.
В достаточном количестве сохранились частные письма. Особо следует отметить письма Игнатьева своей жене.
В источниках личного происхождения много внимания уделялось описанию военных действий, деятельности Главной квартиры императора, героизму русских солдат и офицеров, поведению Александра II на фронте.
В то время, когда между русскими и турками возникает не в первый раз борьба, кажется не безынтересным бросить взгляд на прошлое этих двух народов, отыскать исторические причины их враждебных отношений и представить несколько событий, которые довели до настоящей войны. Нынешнее положение было вызвано двумя, вполне определенными причинами:
1 - Образ действия турок относительно
христиан.
2 - Национальные стремления России.
Поведение турок возбудило негодование русских и определило их покровителями христиан и мстителями за них. Исполнение обязанностей, истекающих из этой двойной роли, надо признаться, удивительно согласуется с их территориальными и морскими интересами, но, тем не менее, оно нисколько не уменьшает ни благородства чувств одушевляющих Россию, ни великости цели, ею преследуемой.
В истории России и Европы военный конфликт 1877-1878 гг. по своим объективным последствиям занимает особое место. Победа России в войне оказала огромное влияние на исторические судьбы народов Балканского полуострова, обеспечив освобождение этих народов от турецкого господства, положив начало самостоятельному государственному существованию Болгарии, Сербии, Румынии, Черногории.
Европейская подоплека столкновения России и Турции очевидна: ведущие европейские державы, и прежде всего Англия и Австро-Венгрия, не принимая участия в военных действиях, играли самую активную роль, далекую от подлинных интересов балканских народов. Победа России была трудной не только из-за недостаточной подготовленности России к войне или сложности театров военных действий, а главным образом потому, что на ход и результаты войны наложила отпечаток корыстная, чуждая славянскому освобождению политика западных держав.
Поэтому оценка причин, характера, а также исторических результатов войны не должна исходить лишь из истории развития русско-турецких отношений. Война 1877-1878 гг. была порождением соответствующей исторической эпохи. Анализ социально-исторической обстановки, в которой она возникла, - это первый важный шаг в изучении всех ее проблем. В. И. Ленин писал: «Нельзя понять данной войны, не поняв эпохи»3.
Историческое своеобразие изучаемой «эпохи» заключалось в том, что в 60-70-х годах XIX в. в Европе и Северной Америке подходил к концу капитализм периода свободной конкуренции. Это было время консолидации буржуазных наций, завершения буржуазно-демократических преобразований, возникновения национальных буржуазных государств, процесс, зачастую принимавший форму военных конфликтов.
На Балканах этот процесс только начинался, и он тормозился там национальной и социальной эксплуатацией подвластных Турции народов. «...Турецкое, как и любое другое восточное господство, - писал Ф. Энгельс, - несовместимо с капиталистическим обществом»4.
В. И. Ленин, определяя сущность социально-экономических процессов на Балканах и формулируя тем самым ключевое положение для оценки характера и места войны, писал: «Основным объективным содержанием исторических явлений во время войн не только 1855, 1859, 1864, 1866, 1870, но и 1877 года (русско-турецкая) и 1896-1897 годов (войны Турции с Грецией и армянские волнения) были буржуазно-национальные движения или „судороги" освобождающегося от разных видов феодализма буржуазного общества»5.
Независимо от политических целей участников войны по своим социально-экономическим результатам она тождественна тем войнам, которые вела итальянская, германская, американская буржуазия за утверждение капитализма, передового по тем временам общественного строя. В рамках движения балканских народов против турецкого феодального гнета шла борьба за становление капитализма, образование национальных государств. Объективно война России с Турцией содействовала капиталистическому развитию государств Балканского полуострова. Военный разгром Турции стал основным условием для буржуазного развития этих стран. Подчеркивая тесную связь революционных событий на Балканах и русско-турецкой войны, В. И. Ленин в «сводку главных данных всемирной истории после 1870 года» вносит Апрельское восстание 1876 г. в Болгарии и русско-турецкую войну в одну графу, объединяя их одним содержанием: «Национальные движения и национальный вопрос»6.
Таким образом, историческим содержанием «эпохи», понимание которой дает ключ к оценке русско-турецкой войны 1877-1878 гг., было совершающееся на Балканах с известным опозданием по сравнению с Западной Европой становление капиталистического способа производства и образование национальных государств. Война же стала одной из политических форм этого социально-экономического процесса.
Какие же конкретно-исторические обстоятельства привели к столкновению России и Турции, вызвав тем самым отмеченное выше своеобразие данной войны в отличие от других русско-турецких войн, которые вел царизм в XVIII-XIX вв.? «Война, - указывал В. И Ленин, - есть продолжение политики. Надо изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне»7. Данная война - закономерный результат политики правящих кругов обеих стран на протяжении длительного исторического периода. Ведущими объектами противоречий между Россией и Турцией были вопросы о судьбах проливов и влиянии на Балканском полуострове. При этом стремление поставить под свой контроль Босфор и Дарданеллы либо по крайней мере обеспечить благоприятный режим их функционирования было стратегической целью царизма, а борьба за влияние на Балканском полуострове стала одним из средств к достижению этой цели. Разумеется, Балканы имели для России и самостоятельное значение - как сфера традиционной дипломатической и политической активности.
Проявлением «политики», продолжение которой привело Россию k войне с Турцией, было развитие капитализма в самой России и связанное с этим изменение в соотношении классовых сил в стране, вызвавшее необходимость проведения буржуазных реформ 60-70-х годов. Российская буржуазия и помещики в пореформенный период, стремясь укрепить экономические позиции, стали оказывать все возрастающее влияние на внешнюю политику царизма. В этих условиях царское правительство стало особенно тяготиться положением, сложившимся на Черном море после Парижского мира 1856 г., запрещавшего России держать там военные корабли и строить крепости. Восстановление прав на Черном море и возвращение южной Бессарабии становились для России первостепенной задачей.
На Лондонской конференции
1871 г. России удалось ликвидировать
некоторые неблагоприятные
Проливы имели важное значение для торговли России на юге: через них осуществлялся экспорт пшеницы из южных областей страны за границу. Объем его непрерывно возрастал. В 1856-1860 гг. 77,1% всего экспорта хлеба шло через проливы, а в 1866-1870 гг.- 85%. Между тем ни с военной, ни с политической стороны эта торговля не была обеспечена в достаточной мере.
Таким образом, если для Англии стремление закрепить свое влияние в зоне проливов диктовалось стратегическими замыслами колониальной экспансии, то для России благоприятный режим черноморских проливов был едва ли не главным условием для нормального функционирования ее экономики. Это обстоятельство необходимо учитывать при оценке предпосылок русско-турецкой войны.
Вопрос о проливах и положении России на Черном море теснейшим образом был связан с Балканами: создание сильных славянских государств в этом районе Россия рассматривала как предварительное условие для решения проблемы проливов. Этому противостояла Турция, главной целью которой было сохранить свое господство над нетурецкими народами Балканского полуострова.
Так, развитие экономических и политических процессов приводило к столкновению России и Турции. В тесной связи с этими противоречиями находились судьбы славянских народов. Балканы были ареной острейших противоречий не только между Россией, Турцией и славянами, но и между ведущими европейскими державами- Англией, Австро-Венгрией, Германией и Францией. Правильно оценить значение освободительной миссии России, принявшей форму военного конфликта с Турцией, можно, лишь определив те роли, которые играли все эти страны перед войной.
«...Надо взять всю политику всей системы европейских государств в их экономическом и политическом взаимоотношении, - писал В. И. Ленин, - чтобы понять, каким образом из этой системы неуклонно и неизбежно вытекла данная война»9. Каждый из соперников добивался преобладания на Балканах, видя в них обширный рынок, сферу приложения экономических сил, стратегический плацдарм, обеспечивающий контроль над Черным морем и всем восточным Средиземноморьем. Однако объективные роли, которые играли европейские державы в этом районе, были различными, что объяснялось далеко не одинаковым отношением их к освободительному движению народов Балканского полуострова.
Англия, выступая главным соперником России в вопросе о проливах, была противником славянского движения. Английское правительство для достижения своих целей пыталось влиять на турецкие правящие круги и всячески сохранять единство Турции. Более всего в Лондоне опасались, что победа славянских народов, поддерживаемых Россией, приведет к распаду султанской империи, потере ею проливов, усилению русского влияния на Балканах. Это нанесло бы серьезный удар по всей системе стратегических и экономических коммуникаций Англии на путях к Индии. О подлинном смысле английской политики, направленной на сохранение существующего положения вещей, Ф. Энгельс в статье «Что будет с Европейской Турцией?» писал: «В чем состоит status quo? Для христианских подданных Порты это означает просто увековечение их угнетения Турцией»10. Очевидно, что это и вынуждало Россию прилагать все дипломатические усилия, чтобы не допустить формирования европейской коалиции, куда бы входила Турция, как это было в период Крымской войны.
На отношение Австро-Венгрии к движению славян решающее воздействие оказывал тот факт, что в пределах двуединой монархии проживало компактное славянское меньшинство, подвергавшееся угнетению и различного рода политическим ограничениям. Австро-Венгрия не могла не считаться со стремлением южнославянских народов к взаимной солидарности и поддержке. Поэтому, заигрывая со славянами, она шла даже на некоторые ограниченные реформы. Однако правящие круги Вены вынашивали планы расширения монархии за счет присоединения отторгнутых от Турции территорий. Их привлекала идея расчленения Европейской Турции, непременным участником которого они стремились стать. Кроме того, Вену пугала перспектива появления на Балканах крупного независимого славянского государства, создаваемого при непосредственном участии России.
Пруссия и Франция были сторонниками сохранения существующего положения на Балканах. Бисмарк стремился использовать затруднения России на Востоке, с тем чтобы она отказалась поддерживать Францию, как это было в период «военной тревоги» 1875 г., когда Пруссия вынашивала планы нового разгрома Франции.
Пруссия пыталась извлечь прямые выгоды из «восточного вопроса». С одной стороны, Бисмарк откровенно толкал Россию на войну с Турцией11, надеясь тем самым облегчить задачу нового разгрома Франции. С другой - Пруссия давала понять, что ее отношения с Австро-Венгрией- реальный факт, с которым Россия должна считаться.
Таким образом, западные державы так или иначе препятствовали борьбе народов Балкан за достижение национальной государственности - важного условия для их прогрессивного развития. «История и современные факты, - писал Ф. Энгельс, - в одинаковой мере указывают на необходимость основания в Европе на развалинах мусульманской империи свободного, независимого христианского государства»12.
Иной была позиция России. Она оказалась единственной страной, поддерживавшей освободительное движение южных славян. В этом отношении немаловажную роль сыграла революционная солидарность освободительному движению на Балканах демократически настроенных передовых сил. Сталкиваясь с Турцией и западными державами на Балканах и вокруг проливов, Россия оказывалась по военным и политическим мотивам сторонницей борьбы балканских народов за освобождение и создание на Балканах сильного славянского государства, которое бы находилось под ее влиянием. Первым условием в решении этой задачи была ликвидация турецкого господства в Европейской Турции, а это было бы шагом вперед в социальном и экономическом развитии народов Балканского полуострова.
Именно поэтому в Болгарии, Сербии, Черногории и других славянских землях существовало традиционно дружественное отношение к России, а освобождение от турецкого ига связывалось с русской и только русской помощью. «...Христианское население Европейской Турции - писал Ф. Энгельс, - как греческое, так и славянское более, чем когда-либо, стремится сбросить с себя турецкое иго и более, чем когда-либо, видит в России своего единственного защитника»13. Независимо от тех целей, которые ставил перед собой царизм на Балканах, именно Россия оказывалась единственным союзником славянского антитурецкого движения, национального по форме и антифеодального по содержанию. Объективно русское оружие в ходе войны несло свободу славянским народам.
Информация о работе Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (по источникам личного происхождения)