Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование, сравнение и противопоставление источниковой базы источников личного происхождения по событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализировать оценки и мнения высказанные на русско-турецкую войну 1877-1878 гг. членами общества, правящей элитой и армией Российской империи.
2. Определить роль идеологических и ценностных приоритетов общества, а также социально-политической мотивации правящей элиты и военной среды в формировании отношения к войне с Турцией, понимание ее целей и ценностей для внутреннего развития страны и определить его место в мире.
3. Определить роль средств массовой информации в формировании общественного мнения по важнейшим вопросам войны 1877-1878 гг.
4. Показать эволюцию отношения к войне 1877-1878 гг. и к балканским славянам, которые имели место во время самой войны и установить ее причину.
5. Отобразить взаимодействие общественного мнения, политики правительства и отношений в военной среде до и во время русско-турецкой войны.
Содержание
Введение 4
1. Предпосылки и характер войны 16
2. Источники личного происхождения 25
2.1. Мемуары (воспоминания, записки) 27
2.2. Дневники 38
2.3 . Эпистолярии (личные письма) 44
3. Сборники документов 46
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 64
В этом же «Сборнике» помещены корреспонденции А. Пузыревского, участника войны, видного военного историка.
Особое место в
Цель сборника - снять возможные обвинения с султана, возложить вину за поражение страны на военных, руководителей. Это определило общий характер публикации, в частности ее крайнюю откровенную тенденциозность. В текстах Ахмед-Мидхата-Эфенди султан, «проницателен и мудр», действия его своевременны и исчерпывающи. И только обстоятельства либо нерасторопность подчиненных приводят к срыву его замыслов. В «Сборнике» находятся документы, относящиеся Только к самому высокому руководству армией: тезкере (изложенные от имени султана распоряжения по действующей армии) и донесения генералов в канцелярию султана. Характер документов позволяет проследить военные действия турок, сопоставить общие и частные замыслы обеих сторон, равно как и способы их реализации. Анализ документов показывает, что руководство-военными действиями немало проигрывало из-за сложной системы управления, что было следствием непрерывного вмешательства султана в дела командования войсками. Эта опека была максимально жесткой и приводила к крайней пассивности турецких генералов.
Некоторые документы проливают свет на отношения султанской Турции с Англией. Уверенность в английском посредничестве в случае каких-либо неудач-рассматривается как гарантия от катастрофических последствий.
На основании этих материалов можно также судить о тактических и стратегических недочетах в турецкой армии. Так, у Турции «началу войны еще не было-плана военных действий. Турки сильно преувеличивали возможность наступательного порыва русских войск во время летнего форсирования Балкан отрядом Гурко. В то же время турецкие документы говорят, что версия, получившая распространение в русских работах по истории войны, о том, что «плевненский узел» возник случайно, из-за опоздания с продвижением от Никополя к Плевне, неверна. Еще 26 июня (8 июля) султан рекомендовал Осман-паше выдвинуть часть войск в Плевну, ибо оборона Никополя после форсирования Дуная была бесполезна.
Документы данного сборника расширяют представление о войне, но требуют максимально критического отбора и перепроверки.
Таким образом, во всех названных выше материалах русско-турецкая война 1877-1878 гг. получила подробное освещение, что дает возможность ее полного и глубокого исследования.
Заключение
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. всегда была объектом самого пристального внимания военно-исторической науки. Никакую другую войну русская военная мысль не исследовала так подробно и всесторонне. Во-первых, потому что это была первая война, которую вела Россия в пореформенный период, в условиях «превращения феодальной монархии в буржуазную монархию»114. Военная реформа 1874 г., как составная часть буржуазных реформ, создала в стране военную систему, которая свое первое испытание прошла именно в событиях 1877-1878 гг. Во-вторых, достижения науки и техники стали оказывать все возрастающее влияние на военное дело. Железные дороги, телеграф, скорострельное оружие - все это определенным образом видоизменяло стратегические и тактические установки действующих армий. В-третьих, война потребовала от России огромных усилий. Победа далась ей нелегко и пришла не сразу. Действия значительных вооруженных сил на сложных театрах войны в течение многих меся-дев не могли не привлечь внимания военной науки, стремившейся сопоставить весь ход войны и ее итоги с тактическими и стратегическими положениями. Все названные выше обстоятельства коренятся в особенностях войны. Подлинное обобщение итогов войны предполагало соответствующее понимание этих обстоятельств. Это, говоря условно, военно-теоретическая сторона вопроса.
Желание правящих кругов «увековечить» русско-турецкую войну объясняется еще и политическими причинами, которые вытекают из стремления представить ее как народную, бескорыстную. Целью же такой интерпретации было укрепление идеологических и политических позиций самодержавия.
Совершенно естественно, что военно-теоретические и политические установки не могли существовать раздельно. Более того, степень и характер реализаций первой в конечном итоге оказались подчиненными интересам второй. Это и предопределило итоги всей деятельности по обобщению опыта войны.
Война закрыла все недостатки существующего строя. В. И. Ленин писал: «Царизм оказался помехой современной, на высоте новейших требований стоящей, организации военного дела...»115. Хотя военные реформы 1874 г. и подняли боеспособность армии, однако перевооружение шло медленно и отставало от западноевропейской техники, уровень оперативно-тактической подготовки войск был слабым116. Кроме того, главное командование было поручено бездарному великому князю Николаю Николаевичу старшему. На фоне массового героизма солдат и офицеров особенно ярко проявилась неспособность руководства использовать огромные ресурсы живой силы, правильно управлять ими. Хорошо обученного руководящего состава явно не хватало. Еще в марте 1877 г., понаблюдав церемонию представления царю корпусных командиров, военный министр Д. А. Милютин написал: «...до какой степени мы бедны хорошими, боевыми генералами; между этими людьми есть такие, которые едва годны и в начальники дивизии»117.
Военно-историческая наука должна была учесть не только позитивный опыт войны, но и вскрыть все ее недостатки и упущения.
Сам процесс обобщения опыта войны развивался в сложных исторических условиях. К концу 90-х годов Россия вступила на путь империалистического развития. Начался третий, пролетарский этап освободительного движения. Внутренняя политика царизма приобретала все более реакционный характер. Усиление реакции соответствующим образом отразилось и на деятельности военного ведомства. В работе военных историков проступили две тенденции: с одной стороны, стремление критически осмыслить и усвоить опыт войны в интересах развития военной теории и прикладных областей военной науки; с другой - подменить объективный анализ войны субъективистской трактовкой ее с откровенно апологетических позиций воспевания заслуг царской фамилии, вставшей во главе народа во имя освобождения славян. Теоретико-познавательная функция военной и военно-исторической науки оказалась принесенной в жертву ее идеологической функции.
Обобщение и изучение опыта войны - процесс сложный и многогранный, складывающийся из ряда относительно самостоятельных элементов. Можно выделить следующие главные формы этого процесса: военно-теоретические дискуссии, где использовались материалы войны; создание соответствующих монографических работ; составление учебников, уставов и наставлений.
Военно-историческая наука обратилась к изучению данной войны, по словам генерала Драгомирова, «прежде чем замолчали пушки». Немалую роль в этом сыграла военная периодическая печать. «Военный сборник», «Русский инвалид», «Артиллерийский журнал», «Инженерный журнал», «Оружейный сборник», начиная с последних номеров за 1877 г., стали регулярно публиковать статьи и обзоры по многим важным военным проблемам. После войны материалы по итогам прошедшей кампании практически вытеснили все остальные. Объектом внимания были вопросы тактики всех родов войск, инженерное дело, обучение и снаряжение войск. В эту работу включились многие видные военачальники, а также известные военные теоретики и историки: А. Н. Куропаткин, А. К. Пузыревский, М. И. Драгомиров, Г. А. Леер, П. А. Гейсман118 и др.
В 1880 г. редакция «Военного сборника» начала публиковать рубрику под названием «Обзор мнений, высказанных в нашей военной литературе по разным военным вопросам за 1877-1878 годы»119. В предисловии к ней сказано, что в «Обзоре» собран материал наиболее важных статей из военных журналов, что он снабжен комментариями и сгруппирован по следующим вопросам: 1) трудоустройство, обучение и хозяйство войск; 2) обмундирование, снаряжение и вооружение войск; 3) тактические вопросы; 4) войсковое инженерное дело.
Особенно много места «Обзор» уделял тактическим вопросам: построению, пехоты, форме атаки, воздействию усовершенствованного огнестрельного оружия на приемы боя, использованию местности, стрелковой цепи.
Многие материалы о русско-турецкой войне были использованы при составлении военных учебников, уставов, наставлений. В 1884 г., например, как приложение к курсу тактики для военных училищ вышел «Сборник тактических примеров», составленный подполковником Генерального штаба М. Чичаговым и капитаном В. Харкевичем. В сборнике содержался тактический разбор 20 наиболее характерных эпизодов войны, в том числе боя под Ловчей 22 августа 1877 г., атаки Иолиша 16 октября 1877 г., преследование турок после взятия Этрополя (ноябрь 1877 г.)120.
Важной формой изучения опыта войны были так называемые Военные беседы, ставшие составной частью системы обучения офицерского корпуса. «Беседы» проводились по округам во время коротких сборов, а также на тактических занятиях в классах. Они имели форму обзоров наиболее важных военно-исторических проблем. Так, в 1892 г. в Штабе войск гвардии и Петербургского военного округа выступил с докладом «Действие Западного отряда генерал-адъютанта Гурко за Балканами» подполковник Н. А. Епанчин121, в котором он прослеживает весь путь отряда от Софии до» Константинополя. В 1893 г. в «Беседах» выступил А. М. Зайончковский, впоследствии видный военный? историк, в то время капитан Генерального штаба. Его-доклад «Наступательный бой по опыту действий генерала Скобелева в сражениях под Ловчей, Плевной и Шейново»122 был построен на сравнительном анализе трех сражений: двух успешных (Ловча и Шейново) и одного проигранного. Это дало возможность проследить действия всех родов войск вплоть до роты и ответить на вопрос, какое значение имеет ружейный огонь, во время атаки123. Сравнительный обзор этих трех сражений сделан также Зайончковским в докладе: «Техника движения боевых порядков и производства атаки»124.
Основными чертами недостаточной тактической подготовки он считает слишком густые цепи в бою, длинное расстояние между цепями первой линии и цепями' поддержки, слабую подготовку атаки ружейным огнем, безостановочное движение в штыки с расстояния около 2 верст (более 3 км)125. Зайончковский находит, что прежний путь сближения (развернутые знамена, музыка и безостановочное движение в штыки) годится-только в исключительных случаях. В остальных - нужен другой способ атаки: с наименьшими потерями с помощью перебежек подвести войска на самое близкое расстояние к позиции противника. Ружейный огонь надо вести «для покровительства перебегающим частям»126. В этих работах Зайончковский стремился доказать, что необходима коренная перестройка всей системы атаки пехотного подразделения.
Составной частью обобщения
опыта войны были: также переработка
и исправление главных
«Устав о строевой пехотной службе»127. В нем разработаны вопросы «тонкой цепи», широкого использования перебежек, ружейного огня во время атаки и т. д. Работа над этими проблемами велась еще до войны. В 1875 г. особая комиссия Комитета по устройству и обучению войск Главного штаба представила рекомендации для «совершенствования действий пехоты в бою»128. Однако выводы комиссии были ограниченными: цепь рассматривалась как «прибавка к сомкнутому строю», предпочтение отдавалось штыковой фронтальной атаке, «окопное дело» понималось как «чрезвычайная и оборонительная мера»129.
Устав 1881 г. и изданная как приложение к нему «Инструкция для действий роты и батальона в бою» намного опережали учебники по тактике довоенного времени130.
Уроки войны показали, что в русской армии в отличие от турецкой мало внимания уделялось самоокапыванию б условиях боя с применением оружия возросшей мощности. Еще в 1871 г. была подготовлена и введена в действие «Инструкция для обучения войск саперному делу», требовавшая ежегодной тренировки во время летних сборов131. Однако русская армия начала войну с чрезвычайно слабой саперной подготовкой. Достаточно сказать, что личного шанцевого инструмента пехоте не полагалось, а на роту (от 168 до 216 человек) в обозе приходилось всего 10 лопат132. В армии военного времени не было выражения «окопаться», говорили «укрепить позицию для обороны»133. Сразу после войны приказом военного ведомства была введена инструкция о шанцевом инструменте, «носимом на людях»134. Одновременно созданная в Комитете по устройству и обучению войск комиссия вплотную занялась разработкой этих вопросов, подготовив следующие документы: «Наставление по самоокапыванию пехоты малой лопатой» (1881), «Наставление для обучения саперных команд в пехоте» (1881), «Наставление для войскового окопного дела» (1889) и «Наставления для саперных батальонов» (1896)135.
Незадолго до войны была начата работа над инструкцией по совместному действию трех родов войск136, возобновленная после заключения мира. В 1882 г. были выпущены два важных документа: «Инструкция для действия в бою отрядов из всех родов войск» и «Инструкция для действия в бою полевой артиллерии в связи с другими родами войск»137. Это были первые военно-управленческие документы, которые свидетельствовали, что все крупные сражения во второй половине XIX в. проходили при участии двух, а то и трех родов войск. Появление этих официальных руководящих документов в русской армии находилось в прямой связи с успешными действиями в годы войны отрядов Гурко, Скобелева и др. «Инструкции» были очень нужны для тактики общевойскового боя.
Информация о работе Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (по источникам личного происхождения)