СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.

Содержание

1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

имосеминар.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

План.

1.   Китайский фактор  в международных отношениях. Советско-китайские  отношения. Отношения КНР с  США.

2.   Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта,  вооруженное вмешательство США,  политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).

3.   Индия в международных  отношениях. Индия в движении  неприсоединения. Советско-индийское  сотрудничество. Отношения между  Индией и США. Политика Индии  в Южной Азии. Индийско-пакистанские  отношения. Индийско-китайские отношения.

1. Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И. Сталина в развитие социалистической теории, его достижения в руководстве страны и создании блока демократических государств абсолютно превалируют над допущенными «незначительными ошибками и перегибами». Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и субъективный момент. Мао Цзэдун после смерти советского руководителя претендовал на роль лидера в коммунистическом движении. Кроме того, удар Н.Хрущева по И. Сталину ставил под угрозу складывающийся в Китае культ самого Мао.

В 1958 г. Мао Цзэдун провозгласил «новую генеральную линию», которая сводилась  к лозунгу «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм  больше, быстрее, лучше, экономнее». Стремясь показать себя большими марксистами, чем  лидеры СССР, китайское руководство  попыталось на практике осуществить  форсированное развитие экономики  и за три года построить в стране основы коммунистического общества. Эксперимент «трех красных знамен» («генеральная линия», «большой скачек»  в промышленности, а также создание «народных коммун» в деревнях), в который был ввергнут семисотмиллионный  китайский народ, имел ужасающие  последствия,. Советское руководство считало попытки китайцев построить собственное социалистическое общество, без оглядки на «большого брата» ошибочными, авантюристскими и опасными для интересов СССР..

Таким образом, с 1957 г. отношения между  СССР и КНР стали охлаждаться, обострились идейные и теоретические  разногласия между руководителями обеих стран. Двусторонние отношения  серьезно ухудшились в связи с  разрывом советско-китайского соглашения в области ядерной энергии  в 1959 г., а затем и с отзывом  в 1960 г. советских технических специалистов со строек китайского народного хозяйства.

Уже с лета 1960 г. на всей 7250-километровой советско-китайской границе стали  возникать инциденты, которые постепенно стали приобретать провокационный характер. Только в 1962 г. на границе  произошло более 5 тысяч различных  нарушений. В 1963 г. по посольским каналам  в Москву было доставлено письмо китайского руководства, в котором указывались 25 пунктов несогласий с позицией советского правительства. Кроме этого  руководство КПСС обвинялось в отходе от принципов марксизма-ленинизма  и мировой революции в целом. По сути это был теоретический  спор, однако он имел далеко идущие последствия. Так впервые в истории произошел  серьезный раскол в социалистическом движении.

Между СССР и КНР существовало несколько  групп противоречий. В идеологической сфере они были связаны с формами  и методами строительства социализма, тактикой и стратегией удержания  власти, оценкой роли личности в  истории, и в частности, оценкой  культа личности Сталина. К этой же группе можно отнести разногласия  по вопросу об экспорте революции  и политику внутри международного коммунистического  и национально-освободительного движения.

В сфере международной политики Китай не принял советскую концепцию  мирного сосуществования, считая ее предательской (рассматривали как  сговор великих держав против молодых  освободившихся стран). Отсюда неприятие  диалога с Соединенными Штатами  и выдвижение руководством Китая  «стратегии единого антиимпериалистического  фронта против США».

Китай не поддерживал тезис СССР о необходимости и возможности  предотвращения войны. Более того, Пекин  выдвинул идею революционной войны. Ядерная война, с точки зрения Мао не являлась катастрофой, так  как даже если будет уничтожена половина человечества, вторая сможет беспрепятственно построить коммунизм на руинах империализма.

Разногласия стали проявляться  и во внешнеполитической сфере. Так, СССР фактически отказался поддерживать КНР в Тайваньском кризисе (август 1958 г.), что китайское руководство  восприняло как намерение Москвы стоять на позиции «двух Китаев». В 1959 и 1962 во время вооруженного конфликта  между Китаем и Индией, советское  правительство заняло нейтральную  позицию, отказавшись подержать  Китай.

Мнения расходились в отношении  Албании, с руководством которой  обострились отношения у Москвы в 1961 г., в результате чего произошел  полный разрыв советско-албанских отношений. В противовес советской позиции, весной 1962 г. Пекин подписал с Тираной  соглашение о предоставлении экономической  помощи.

Не сошлось советское и китайское  руководство с оценками Карибского кризиса. Впервые открыто в печати Пекин критиковал внешнеполитическую линию Москвы, назвав размещение ракет  на Кубе авантюризмом, а их вывод  – капитулянтством. Хрущев обвинил  Китай в «негибкой» линии поведения.

Серьезные противоречия возникли по территориальным вопросам. Китайское  руководство предъявило Советскому Союзу значительные территориальные  претензии, касающиеся Дальнего Востока, части Восточной Сибири, а также  отдельных областей Таджикистана, Киргизии и Казахстана.  Мао Цзэдун требовал ревизии российско-китайских договоров XIX в. Пекин выдвинул тезис о том, что царская Россия захватила  более 1,5 млн. кв.км «исконно китайских земель».

В середине 60-х гг. Советский Союз был окончательно возведен в статус врага. В пропагандистский обиход вошел  термин «угроза с Севера». Когда  в 1964 г. в КНР прошло первое испытание  атомного оружия, было официально заявлено, что это сделано «во имя  защиты суверенитета, против угроз  США т великодержавности СССР».

Разрыв отношений между двумя  партиями произошел в марте 1966 г. В официальном письме от 22 марта 1966 г. ЦК КПК заявил о своем отказе направить делегацию на ХХШ съезд  КПСС, тем самым фактически объявив  о том, что встает в открытую оппозицию  КПСС.

Обострение советско-китайских  отношений со второй половины 60-х  гг. Начавшаяся в КНР в 1966 г. «культурная революция» привела к полной узурпации власти в стране Мао Цзэдуном. Курс на углубление культурной революции в стране сопровождался обострением отношений КНР практически со всеми странами-соседями, и в первую очередь с СССР. Резко сократились экономические отношения, торговля, культурные, научные, спортивные обмены, снизился уровень политических контактов. Отношения между двумя компартиями были разорваны. Обе стороны обвиняли друг друга в предательстве интересов пролетариата, изменен идеалам коммунизма, в ревизионизме, догматизме и сектантстве. Нарастало ухудшение и межгосударственных отношений.

В январе-феврале 1967 г. были спровоцированы инциденты в Москве с участием китайских граждан и сотрудников  посольства. Обострилась обстановка вокруг советского посольства и Торгпредства в Пекине, которая закончилась  блокадой дипломатического представительства  СССР. В феврале 1967 г. советская сторона  была вынуждена эвакуировать из Пекина семьи советских дипломатов.

Кульминацией советско-китайской  конфронтации стал пограничный вооруженный  конфликт в марте 1969 г., на реке Уссури за остров Даманский, который продолжался в течение двух недель. В течение апреля-августа 1969 пограничные конфликты вспыхивали и на других участках границы. Крупномасштабные провокации могло перерасти в реальное военное столкновение двух государств. Силовой отпор явился главной причиной, заставившей руководство Китая согласиться на проведение дипломатических и пограничных консультаций.

Во время остановки Н.Косыгина в аэропорту Пекина при возвращении с похорон вьетнамского лидера Хо Ши Мина, состоялась встреча с Чжоу Эньлаем. Стороны договорились подписать промежуточное соглашение о сохранении статус-кво на границе, предотвращении вооруженных конфликтов и выводе вооруженных частей со спорных территорий и начать переговоры по пограничным вопросам.

Переговоры по спорным пограничным  вопросам начались в Пекине 20 октября 1969 г. Хотя и после этого советско-китайские  отношения оставались враждебными, но кульминация противостояния была преодолена и угроза широкомасштабного конфликта между СССР и КНР уменьшилась.

В начале 70-х гг. был открыто выдвинут тезис о большей опасности  Советского Союза: «Американский империализм  – это бумажный тигр, который  уже давно проткнут народами мира, «социал-империализм» - намного обманчивее по сравнению с империализмом  старой марки и поэтому намного  опаснее».

Вслед за этим в  1974 г. китайское руководство сформулировало идею противостояния одновременно Советскому Союзу и США. Это нашло отражение в «теории трех миров», которую изложил Дэн Сяопин, выступая в ООН.  В соответствии с ней все государства мира делились на три группы: 1) две сверхдержавы; 2) малые и средние развитые страны; 3) «третий мир» развивающихся стран, потенциальным лидером которых в борьбе за победу идей национального освобождения и развития является Китай.

участках границы. Крупномасштабные провокации могло перерасти в  реальное военное столкновение двух государств. Силовой отпор явился главной причиной, заставившей руководство  Китая согласиться на проведение дипломатических и пограничных  консультаций.

Во время остановки Н.Косыгина в аэропорту Пекина при возвращении с похорон вьетнамского лидера Хо Ши Мина, состоялась встреча с Чжоу Эньлаем. Стороны договорились подписать промежуточное соглашение о сохранении статус-кво на границе, предотвращении вооруженных конфликтов и выводе вооруженных частей со спорных территорий и начать переговоры по пограничным вопросам.

Переговоры по спорным пограничным  вопросам начались в Пекине 20 октября 1969 г. Хотя и после этого советско-китайские  отношения оставались враждебными, но кульминация противостояния была преодолена и угроза широкомасштабного конфликта между СССР и КНР уменьшилась.

В начале 70-х гг. был открыто выдвинут тезис о большей опасности  Советского Союза: «Американский империализм  – это бумажный тигр, который  уже давно проткнут народами мира, «социал-империализм» - намного обманчивее по сравнению с империализмом  старой марки и поэтому намного  опаснее».

Вслед за этим в  1974 г. китайское руководство сформулировало идею противостояния одновременно Советскому Союзу и США. Это нашло отражение в «теории трех миров», которую изложил Дэн Сяопин, выступая в ООН.  В соответствии с ней все государства мира делились на три группы: 1) две сверхдержавы; 2) малые и средние развитые страны; 3) «третий мир» развивающихся стран, потенциальным лидером которых в борьбе за победу идей национального освобождения и развития является Китай.

Китайско-американские отношения.

Тайваньский кризис. Победа народной революции в Китае заметно  меняла всю ситуацию в Азии. КНР  стала потенциальным влиятельным  союзником СССР и вместе с тем  возможным конкурирующим центром  притяжения для антиимпериалистических сил.

США не спешили признавать КНР, но первоначально и не планировала  вмешиваться в ход событий  на Тайване. Но Корейская война внесла свои коррективы. США усилили военную  и экономическую поддержку гоминьдановского режима.

Попытка нормализовать отношения  между КНР и США предпринималась  в 1955 г. В августе в Женеве по инициативе КНР начались переговоры на уровне послов двух государств. К этому  шагу китайское руководство подтолкнуло  заключение 2 декабря 1954 г. Соединенными Штатами Договора о взаимной обороне  с правительством Чан Кайши на Тайване. Согласно этому договору Вашингтон  взял на себя обязательства оказывать  помощь в защите Тайваня. Следует  отметить, что гоминдановское правительство  на Тайване продолжало именовать  себя центральным правительством Китайской  Республики, временно находящимся вне  столицы Пекин. США и практически  все западные страны (кроме Великобритании) не признавали правительство КНР  и сохраняли дипломатические  отношения с Тайванем. Более того, еще в январе 1955 г. конгресс США  принял резолюцию, разрешающую президенту применять силу при необходимости  защиты Тайваня.

В ходе переговоров в Женеве КНР  стремилась добиться дипломатического признания КНР в обмен на декларацию не применять силу в Тайваньском  проливе. Переговоры безуспешно тянулись до лета 1958 г. Но США не были готовы признать КНР.

Возможно, пытаясь оказать давление на США, Китай начал обстрелы двух островов, находящихся в Тайваньском  проливе. В пролив были направлены американские авианосцы с ядерным оружием, которые сопровождали гоминдановские конвои, курсировавшие между островами  и Тайванем. Руководство США заявило  даже о возможности применения тактического ядерного оружия в случае разрастания  конфликта.

Советский Союз дал понять Пекину, что в случае вооруженного конфликта  с Соединенными Штатами, он не будет  готов оказать помощь КНР. В этих условиях и сам Пекин не решился  на эскалацию конфликта. Пик кризиса  миновал, и в Женеве возобновились  переговоры, которые ни к чему не привели.

Нормализация американо-китайских  отношений.

По мере ухудшения китайско-советских  отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию  связей с США. Полагая, что США  представляют для Китая меньшую  угрозу, чем «гегемонистский» Советский  Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай  пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии.

Информация о работе СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме