СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.

Содержание

1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

имосеминар.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Начало нормализации американо-китайских  отношений относится к рубежу 60-70-х гг. Стремление к сближению  было обоюдным. Обе стороны считали  его крайне выгодным для себя и  прежде всего для скоординированного противостоянию Советскому Союзу. В  КНР рассматривали сближение  с Соединенными Штатами как форму  борьбы с СССР. Опасались они и  начинающегося сближения между  СССР и США.

С другой стороны, США были заинтересованы в окончательном отрыве Китая  от СССР, и тем самым иметь возможность  оказывать давление на СССР.

Решение о сближении с США  было принято ЦК КПК в октябре 1968 г. Спустя месяц Китай предложил  США возобновить переговоры в  Варшаве и заключить соглашение о нормализации отношений на  принципах мирного сосуществования.

В апреле 1971 г. американская команда  по пинг-понгу была приглашена на соревнования в Пекин. Это был первый визит  американцев в Китай за два  десятилетия. Со спортсменами встретился глава китайского правительства  Чжоу Эньлай. В тот же день президент  США Р. Никсон публично высказался за налаживание культурных и экономических  связей с Китаем.

Роль основного посредника в  деле налаживания отношений играл  Г. Киссинджер, советник президента по национальной безопасности. В июле 1971 г. он тайно прибыл в Пекин с  рабочим визитом, в ходе которого согласовывал с руководством КНР  условия нормализации американо-китайских  отношений. Одним из условий нормализации Пекин выдвинул требование вывести  из ООН представителей Тайваня и  передать это место КНР. Этот период истории двусторонних отношений  ныне называют "дипломатией пинг-понга".

В августе 1971 г.  США инициировали в ООН рассмотрение вопроса о  передаче места в Совете безопасности представителям КНР. Правда, США предлагали сохранить за Тайванем статус члена  ООН и право участвовать в  заседаниях Генеральной ассамблеи. Но это предложение принято не было.

Осенью 1971 г. Соединенным Штатам удалось  убедить Тайвань пойти на уступки. В октябре 1971 г. Тайвань «добровольно»  вышел из состава ООН. Его место  заняла КНР.

С точки зрения Пекина сближение  с Соединенными Штатами было мерой вынужденной. Накануне визита Р.Никсона, в декабре 1971 г. на закрытом заседании премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай заявил:»Когда США увязли во Вьетнаме, советские ревизионисты воспользовались случаем, чтобы расширить свое влияние на Ближнем Востоке и в Европе. Американскому империализму ничего другого не остается, кроме как пойти на улучшение отношений с Китаем для сдерживания советского ревизионизма…Необходимо извлечь все выгоды из противоречий между СССР и США и увеличить их».

Во время своего второго рабочего визита Г.Киссинджер в знак особо доверительных отношений с КНР передал Китаю фотоснимок советских военных объектов, сделанный из космоса. Основная же цель визита была – в подготовке переговоров. Официальный визит президента Р. Никсона в Китай состоялся в феврале 1972 г. Достигнутое соглашение об условиях нормализации отношений нашли отражение в коммюнике, которое было подписано 27 февраля 1972 г. Обе стороны заявили об отказе от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии. Более того, отмечалось, что каждая из стран будет стремиться не допустить установления гегемонии в регионе со стороны любого другого государства. Это положение коммюнике было направлено против Советского Союза. В своих мемуарах Г. Киссинджер отмечал, что американо-китайское сотрудничество с самого начала мыслилось и в Вашингтоне, и в Пекине, как направленное против Советского Союза.

Американская сторона признала Тайвань частью Китая и заявила, что объединение двух частей страны является внутригосударственной проблемой. В процессе переговоров КНР и  США договорились о невмешательстве  во внутренние дела друг друга и  об осуждении любого вида агрессии. США взяли на себя обязательство  вывести с Тайваня свои военные  объекты.

Во время визита Р. Никсона в 1972 г. дипломатические отношения  между странами установлены не были. Это было связано с тем, что  к этому времени США сохраняли  таковые с правительством на Тайване.

Но США взяли на себя обязательства  прекратить в будущем дипотношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский  договор о безопасности  и поддержать КНР по вопросу передачи места Тайваня в Совете безопасности ООН.

Свои обещания США реализовали  только в конце 70-х годов. Хотя нормальные дипломатические отношения еще  не были установлены, США и КНР  в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга («миссии связи»). Стремительно увеличился объем китайско-американской торговли, активизировался взаимный культурный обмен.

В декабре 1978 года КНР и США заключили  Коммюнике об установлении дипломатических  отношений. 1 января 1979 года китайско-американские отношения были официально нормализованы. США прекратили дипломатические  отношения с гоминдановским правительством и заявили о намерении приостановить  действие американо-тайваньского договора о взаимной обороне.

Диппредставительство США в  Тайбэе было закрыто. Однако Вашингтон  сохранил экономические, культурные и  военные связи с Тайванем. В  здании посольства США начала работать новая организация Американский Институт на Тайване, которая де-факто  выполняла ряд дипломатических  функций.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно  с проведением в КНР политики реформ и открытости,  что придало мощный импульс содействию отношений с США.

В 80-х годах по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо  дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях. Вместе с тем китайско-американские отношения развивались неспокойно. Между двумя странами постоянно  возникали споры вокруг тайваньского вопроса, двусторонней торговли, прав на интеллектуальную собственность  и других проблем.

В марте 1979 года конгресс США принял закон об отношениях с Тайванем, противоречивший духу китайско-американского  коммюнике об установлении дипломатических  отношений и вмешивавшийся во внутренние дела Китая. Согласно этому  закону США в дальнейшем продолжали продажу оружия Тайваню. Только в  августе 1982 года удалось достичь  некоторого компромисса. Китайское  правительство и американская администрация  опубликовали совместное Коммюнике  о поэтапном решении вопроса  продажи США оружия Тайваню.

В июне 1983 г. США приняли решение  о предоставлении КНР в торговле статуса “дружественной и неприсоединившейся страны”. Это позволяло Китаю  импортировать из США сложные  технологии и оборудование, в том  числе военного назначения. В конце  апреля 1984 г. состоялся визит президента США Р.Рейгана в КНР, во время которого прошли встречи и переговоры с китайскими руководителями - Председателем КНР Ли Сяньянем, Премьером Госсовета КНР Чжао Цзяном, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яобаном. Стороны зафиксировали общие подходы к оценке, прежде всего, положения в Индокитае, ситуации вокруг Афганистана. Вместе с тем, китайская сторона заявила о наличии “разных подходов” к некоторым вопросам международной жизни и двухсторонних отношений. Это касалось прямой поддержки антисоветского курса администрации Р. Рейгана.

Администрация США активизировала экономические связи с КНР. В 1985 г. было объявлено о значительном смягчении правил КОКОМ для Китая, которые регулировали экспорт техники  и технологии “двойного назначения”.

После событий на площади Тяньаньмэнь  в Пекине 3-4 июня 1989 г. США, обвинив  КНР в нарушении прав человека, объявили об экономических санкциях против Китая, прервали взаимные визиты на высоком уровне, затормозили политический диалог, приостановили поставки вооружений в Китай, и предоставление КНР кредитов на сумму 1,3 млрд. долл.

2. Вьетнамская войнаОбщепринятое название "Вьетнамская война" или "война во Вьетнаме" — это Вторая Индокитайская война Вьетнама с США. Она началась примерно в 1961 году и окончилась 30 апреля 1975 года. В самом Вьетнаме эта война называется Освободительной, а иногда и Американской войной. Часто Вьетнамская война рассматривается как пик "холодной войны" между советским блоком и Китаем, с одной стороны, и США с некоторыми их союзниками — с другой. В Америке война во Вьетнаме считается самым темным пятном в ее истории. В истории Вьетнама эта война является, пожалуй, самой героической и трагической страницей.Вьетнамская война являлась одновременно гражданской войной между различными политическими силами Вьетнама и вооруженной борьбой против американской оккупации.

Начало вьетнамской войныПосле 1955 года Франция как колониальная держава уходит из Вьетнама. Половина страны севернее 17-й параллели, или Демократическая Республика Вьетнам, контролируется компартией Вьетнама, южная половина, или Республика Вьетнам — Соединенными Штатами Америки, которые управляют ею через марионеточные южновьетнамские правительства.В 1956 г., в соответствии с Женевскими соглашениями по Вьетнаму, в стране должен был проводиться референдум о воссоединении страны, что в дальнейшем предусматривало выборы президента на всей территории Вьетнама. Однако, президент Южного Вьетнама Нго Динь Зьем отказался проводить референдум на Юге. Тогда Хо Ши Мин создает на Юге Национальный Фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), который начинает партизанскую войну с целью свергнуть Нго Дин Зьема и провести всеобщие выборы. Американцы называли НФОЮВ, а также правительство ДРВ, Вьетконгом. Слово "Вьетконг" имеет китайские корни (вьет конгшан) и переводится как "вьетнамский коммунист". США оказывают помощь Южному Вьетнаму и все более втягиваются в войну. В начале 60-х они вводят в Южный Вьетнам свои контингенты, с каждым годом увеличивая их численность.2 августа 1964 эсминец начался новый этап Вьетнамской войны. В этот день авианосец ВМС США "Мэддокс" подошел к побережью Северного Вьетнама и якобы был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. До настоящего времени неясно, была атака или нет. Cо стороны американцев не было представлено свидетельств повреждений авианосца от атак вьетнамских катеров.В качестве ответной меры президент США Л.Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама. Затем подверглись бомбардировкам и другие объектв ДРВ. Таким образом война распространилась на Северный Вьетнам. С этого периода в войну включился СССР в форме оказания ДРВ военно-технической помощи .Союзниками США во Вьетнамской войне были южновьетнамская армия (ARVN, то есть, Army of Republic of VietNam), контингенты Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи. С другой стороны воевали только северовьетнамская армия (ВНА, то есть Вьетнамская Народная Армия) и НФОЮВ. На территории Северного Вьетнама находились военные специалисты союзников Хо Ши Мина — СССР и Китая, которые непосредственно в боях не участвовали, за исключением обороны объектов ДРВ от налетов военной авиации США на начальном этапе войны.

Окончание Вьетнамской  войны27 января 1973 г. были подписаны Парижские соглашения о прекращении огня во Вьетнаме. В марте 1973 г. США окончательно вывели свои войска из Южного Вьетнама, за исключением 20 тыс.военных советников. Америка продолжала оказывать южновьетнамскому правительству огромную военную, экономическую и политическую помощь.В апреле 1975 г. в результате молниеносной операции "Хо Ши Мин" северовьетнамские войска под командованием легендарного генерала Во Нгуен Запа разгромили оставшуюся без союзников деморализованную южновьетнамскую армию и овладели всем Южным Вьетнамом.В целом оценка мировым сообществом действий южновьетнамской армии и США в Южном Вьетнаме из-за их жестокости была резко отрицательной. В западных странах, в том числе, США проводились массовые антивоенные демонстрации. Американские средства массовой информации в 70-годы уже были не на стороне своего правительства и часто показывали бессмысленность войны. Многие призывники стремились из-за этого уклониться от службы и направления во Вьетнам.Протесты общественности в определенной мере повлияли на позицию президента Никсона, решившего выводить войска из Вьетнама, но главным фактором была военно-политическая бесперспективность дальнейшего продолжения войны. Никсон и госсекретарь Кисинджер пришли к выводу, что во вьетнамской войне победить невозможно, но при этом "перевели стрелки" на демократический Конгресс, который формально и принял решение о выводе войск.

Политические и экономические  причины вьетнамской войныСо стороны США главной заинтересованной силой в войне были корпорации США, производящие вооружения. Несмотря то, что Вьетнамская война считается локальным конфликтом, в ней было использовано очень много боеприпасов, например, взорвано 14 млн.тонн взрывчатых веществ, что в несколько раз больше чем во время Второй мировой войны на всех театрах боевых действий. За годы Вьетнамской войны прибыли военных корпораций США составили многие миллиарды долларов. Может показаться парадоксальным, но, военные корпорации США, в общем-то, не были заинтересованы в быстрой победе американской армии во Вьетнаме.Косвенным подтверждением негативной роли крупных корпораций США во всей политике служат высказывания в 2007г. одного из кандидатов в президенты от республиканской партии Рона Пола, который заявил следующее: "Мы идем к фашизму не гитлеровского типа, а к более мягкому — выражающемуся в потере гражданских свобод, когда всем заправляют корпорации и… правительство лежит в одной постели с большим бизнесом".Простые американцы вначале верили в справедливость участия Америки в войне, считая ее борьбой за демократию. В результате же погибло несколько миллионов вьетнамцев и 57 тыс.американцев, американским напалмом были выжжены миллионы гектаров земли.Политическая необходимость участия США в войне во Вьетнаме американской администрацией объяснялось общественности своей страны тем, что якобы произойдет "эффект падающего домино" и после завоевания Хо Ши Мином Южного Вьетнама под контроль коммунистов одна за другой перейдут все страны Юго-Восточной Азии. Скорее всего, США планировали "обратное домино". Так, они построили для режима Нго Динь Зьема ядерный реактор в г.Далате для проведения исследовательских работ, сооружали капитальные военные аэродромы, внедряли своих людей в различные политические движения в соседних с Вьетнамом странах.СССР оказывал ДРВ помощь вооружениями, горючим, военными советниками, особенно в области противовоздушной обороны в связи с тем, что противоборство с Америкой осуществлялось тотально, на всех континентах. Помощь ДРВ оказывал и Китай, опасавшийся усиления США у своих южных границ. Несмотря на то, что СССР и Китай в тот период были почти врагами, Хо Ши Мину удавалось получать помощь от них обоих, проявляяя свое политическое искусство. Хо Ши Мин и его окружение самостоятельно разрабатывали стратегию ведения войны. Советские специалисты оказывали помощь лишь на техническом и образовательном уровнях.Во вьетнамской войне не было явного фронта: южновьетнамцы и США не решались наступать на Северный Вьетнам, так как это вызвало бы направление во Вьетнам китайских военных контингентов, а со стороны СССР — принятие других военных мер против США. ДРВ фронт не был нужен, потому что подконтрольный Северу НФОЮВ фактически окружил города Южного Вьетнама и в один благоприятный момент мог бы ими овладеть. Несмотря на партизанский характер войны в ней применялись все виды вооружений, кроме ядерного. Боевые действия велись на суше, в воздухе и на море. Интенсивно работала военная разведка обеих сторон, проводились диверсионные атаки, высаживался десант. Корабли 7-го флота США контролировали все побережье Вьетнама, минировали фарватеры. Явный фронт тоже существовал, но недолго — в 1975 году, когда армия ДРВ повела наступление на Юг.

ПоследствияСамый большой урон в этой войне понесло мирное население Вьетнама, как его южной, так и северной частей. Южный Вьетнам был залит американскими дефолиантами, в северном Вьетнаме в результате многолетних бомбардировок американской авиацией погибло много жителей, была разрушена инфраструктура.После ухода США из Вьетнама многие американские ветераны впоследствии страдали психическими расстройствами и различного рода заболеваниями, вызванными применением диоксина, содежащегоcя в "agent orange". Несколько десятков тысяч покончили жизнь самоубийством. Во Вьетнаме воевали представители нынешней американской политической элиты: сенаторы Джон Керри, Джон МакКейн, Альберт Гор.За прошедшее со времени окончания войны время по ее мотивам было создано довольно много фильмов, книг и других художественных произведений, большинство — в Америке.

3. оссийско-индийское  сотрудничество   в   50-60   гг.   развивалось   по

нарастающей.  Крепло  взаимное  доверие,  формировался   механизм   взаимных

консультаций и согласования позиций  на  международной арене,  особенно  по

вопросам, живо затрагивавшим интересы обеих стран.

Кульминацией советско-индийского сближения стал Договор о мире, дружбе и

сотрудничестве от 9 августа 1971 г., который придал правовую основу  "особым

отношениям" между двумя странами и  сделал  эти отношения важным  фактором

международной  жизни.  Стороны  сформулировали  общие цели  и   направления

сотрудничества   -   всеобщий   мир,   приверженность   принципам    мирного

сосуществования, стремление покончить  с остатками  колониализма  и расизма,

прекращение гонки вооружений и  достижение всеобщего и  полного  разоружения,

охватывающего  как  ядерные,  так и обычные   виды   вооружений.   Договор

предусматривал развитие всестороннего  и  взаимовыгодного  сотрудничества  во

всех областях экономики, науки, техники  и культуры.

За соглашением о  строительстве  завода  в Бхилаи  последовали десятки

соглашений  о  строительстве других  крупных объектов  в   государственном

секторе, которые, в основном, создавались  с финансовой помощью СССР. В 1956-

1970 гг. 50% советских кредитов предназначалось  для  развития  металлургии,

18%  -  нефтедобычи и нефтепереработки,  9%  -   для   развития   тяжелого

машиностроения, 5% - горнодобывающей  промышленности. В начале  80-х гг.  на

объектах, построенных при содействии СССР, производилось около 40% чугуна  и

стали, почти 80% металлургического  оборудования, более 40% горно-шахтного  и

свыше 55% тяжелого энергетического  оборудования, более  10%  электроэнергии,

значительная  часть  нефти и нефтепродуктов,  каменного угля,   приборов,

Информация о работе СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме