Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа
Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.
1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.
3.2. Распад социалистического
В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
4. СССР и страны третьего мира
4.1. Разблокирование региональных
конфликтов. Советская дипломатия
активно включилась в процессы
урегулирования
СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.
Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.
4.2. Конец войны в Афганистане.
Попытки реального улучшения
отношений СССР с западными
странами постоянно
15 февраля 1989 г. вывод войск
завершился. В декабре 1989 г. II Съезд
народных депутатов СССР
4.3. Вывод советских войск из
Афганистана сделал возможным
возобновление диалога между
СССР и Китаем, для которого
прекращение советского
5. Выводы
5.1. За годы перестройки и нового
политического мышления
5.2. Задуманные М.С. Горбачевым
радикальные реформы
5.3. Наметились реальные
5.4. Однако внешнеполитический
5.5. Подобная политика встречала
усиленное недовольство и даже
сопротивление со стороны
2. Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения
Советский союз в тот период был
одним из центров биполярной системы
международных отношений и
Расширились контакты с развивающимися государствами (встречи с руководителями Индии, государств "делийской шестерки", впервые после 10-летнего перерыва состоялся визит МИДа СССР в Японию).
В отличие от прежних руководителей
СССР, стремившихся превратить каждую
встречу на высшем уровне в грандиозное
шоу с непременным подписанием
многочисленных двусторонних документов,
курс был взят на проведение рабочих
контактов, имеющих целью согласование
позиций, решение накопившихся проблем
(встречи с президентом США
Р. Рейганом в Женеве-1985г. и Рейкьявике-1986г.;
советско-французские, советско-британские
и советско-западногерманские
"В отношениях СССР со своими
партнерами возник новый фактор
- ослабление их враждебности
в отношении советского
Кардинально пересмотренные подходы к своим внешнеполитическим целям и задачам позволяли выступить с рядом конкретных предложений, на которые советская сторона прежде не решалась.
В области ограничения вооружений и разоружения:
1. По вопросам ядерного оружия
в Европе СССР выразил
2. В области стратегических
3. СССР, стремясь к полному запрещению
всех ядерных испытаний,
4. СССР включился в переговорный
процесс по запрещению
5. СССР впервые пошел на
В области урегулирования региональных конфликтов:
1. СССР были поддержаны
перестройка советский союз международный
2. При активной поддержке СССР
были прекращены военные
3. После многолетней войны в
Афганистане были приняты
4. СССР стал активным участником
урегулирования кампучийской
5. Советским Союзом были
6. СССР принял активное участие
в разблокировании
В области укрепления региональной безопасности:
1. Успешное завершение
2. В азиатском регионе были
сделаны шаги по нормализации
отношений с КНР, предпринята
попытка разблокировки
Экономическая дипломатия СССР:
1. СССР наладил контакты с "большой восьмеркой".
2. Подписание меморандумов о взаимодействии с ГАТТ, МВФ и Всемирным банком.
3. СССР выдвинута концепция
Подводя итоги по 1 главе, можно
отметить, что все действия периода
нового политического мышления делали
советскую политику инициативной, наступательной
- в отличие от первой половины 1980-х
гг., когда внешнеполитическая инициатива
в международных делах
Наглядным свидетельством воздействия
новой политической линии СССР на
международные отношения
Курс нового политического мышления
обеспечил условия для
3. Антикоммунистические революции в Восточной Европе
С 1990 г. Советский Союз начал сокращать помощь и другим прокоммунистическим режимам в третьем мире, которая в 1986–1989 гг. составляла еще около 93 млрд долларов. В то же время Кремль продолжал оказывать масштабную помощь некоторым режимам, прежде всего Кубе, Вьетнаму, Эфиопии, Ираку и Сирии, вплоть до развала СССР осенью 1991 г. В мае 1989 г. впервые за 30 лет глава Советского Союза посетил Пекин, начав нормализацию отношений с Китаем и переговоры по советско-китайской границе. Также в 1989–1991 гг. были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, состоялись переговоры с Японией (неудачные) об урегулировании территориальной проблемы «северных территорий» (то есть Курильских островов).
Народы Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Восточной Германии, воспользовавшись радикальными изменениями в позиции советского руководства, обнаружили твердое намерение выйти из социалистического лагеря, в котором они сорок лет назад оказались по воле сталинского руководства. В Восточной Европе люди поняли, что с «новым мышлением» отпала угроза советской военной интервенции, такой как в 1953 г. в Восточной Германии, в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В результате коммунистические правительства были сметены в восточноевропейских странах в течение нескольких месяцев, и Горбачев с удовлетворением воспринял эти события как «народное волеизъявление». 12 июня 1989 г. Горбачев и германский канцлер Гельмут Коль подписывают в Бонне документ о праве европейских народов самим выбирать форму своего правления.
Репутацию «самого веселого барака в социалистическом лагере» имела Польша, и крушение коммунистического блока началось именно там. Генерал Войиех Ярузельский, объявивший в 1981–1982 гг. военное положение, чтобы подавить рабочую «Солидарность» и предотвратить вторжение советских войск, вступил в переговоры с Гражданским комитетом, созданным в конце 1988 г., после ожесточенных забастовок, под председательством лидера «Солидарности» Леха Валенсы. На выборах 4 июня 1989 г. побеждает Гражданский комитет. В сентябре 1989 г. в Польше к власти приходит первое некоммунистическое правительство. Его возглавил издатель газеты католического направления, выходец из старой польской аристократии Тадеуш Мазовецкий.
В Венгрии осторожное ослабление коммунистического режима началось уже в 1970-е гг. Правивший страной с 1957 г. Янош Кадар в 1988 г. ушел в отставку. Пришедшие к власти радикальные реформаторы во главе с Имре Пошгаи отказались в январе 1989 г. от утвержденной конституцией «руководящей и направляющей» роли компартии, разрешили образование других партий. В сентябре они открывают границу с Австрией, в октябре отказываются от статуса Венгрии как «народной демократии» – причем компартия Венгрии голосует за самороспуск – и в декабре 1989 г. приводят страну к свободным выборам. На них побеждает Демократический форум – партия христианско-демократического толка, во главе которой стоял Йозеф Анталл. Коммунистическая эмблема с красной звездой над щитком с цветами венгерского флота заменяется на древний герб Венгерского королевства, увенчанный короной святого Штефана.