СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.

Содержание

1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

имосеминар.docx

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые    составляющие    такой     кооперации     уже     определены

межправительственными соглашениями. Это  -  электроэнергетика,  металлургия,

электроника,  информатика,  ядерная физика  и т.д.  Но   реализация   этих

направлений  продвигается  крайне  медленно.  Мешает  многое,  в том числе

конкуренция транснациональных корпораций, глубоко внедрившихся  в  экономику

Индии  и  захвативших   за   время   спада   индийско-российского   делового

сотрудничества даже те  ниши  на  индийском рынке,  которые в свое  время

удерживал СССР, а также неподготовленность российских коммерческих  структур

к условиям свободной конкуренции, недостаточное  информационное  обеспечение

и т.д.

Есть две главные, по мнению автора, причины,  устранение  которых может

помочь  решить  все другие.  Первая  заключается  в том,   что   программы

сотрудничества,  принятые  обеими  странами,  имеют   нередко   разрозненный

характер, недостаточно  увязаны  между собой.  Возьмем  программу  военного

сотрудничества, которая рассчитана до 2005 г. Как известно, российский  ВПК,

кроме  производственных  мощностей,  располагает   новейшими   технологиями,

которые  могут  с успехом найти применение  и в   гражданских   областях

производства, связи  и  т.д.  Более  широкий  подход  к программе военного

сотрудничества и увязка ее с  другими  программами  могли бы  оживить обмен

высокими технологиями, инвестиционное сотрудничество, которые до сих пор  не

получили  достаточного  развития.  Можно  было  бы  продумать вопрос  более

рационального использования индийских  долгов. Вторая причина состоит в  том,

что обе страны (это больше относится  к России), пройдя через  этапы  прямого

государственного вмешательства  в экономику, слишком  уверовали  во  всесилие

решений,  постановлений,  соглашений  и т.д.   Слабо   используются   такие

декларированные   соглашениями   формы   сотрудничества,   как    совместное

предпринимательство,  участие   в   выполнении   ключевых   общенациональных

программ  друг  друга и т.д.  Чтобы  заработали  программы и соглашения,

государство  должно  увязать усилия   разрозненных   частных   структур   с

общегосударственными интересами, создать систему поощрения именно тех  родов

и направлений деятельности,  которые  отвечают  его приоритетам -  в виде

льготного кредитования, гарантий, развития инфраструктуры и так далее.

Разработка  всеобъемлющей   и   долгосрочной   программы   двустороннего

сотрудничества  и  механизмов  ее  реализации  не  под силу  одним   только

государственным структурам.  Представляется  необходимым  создать постоянно

действующую российско-индийскую  общественную организацию, в которую  входили

бы представители государственных  и  деловых  структур,  науки,  общественных

организаций обеих стран и которая,  после  тщательного изучения,  могла бы

вносить предложения правительственным  организациям.

 

План.

1. «Перестройка» и новая политика СССР в отношении социалистических стран.

2. Отношение европейских социалистических государств к «перестройке» в СССР.

3. Антикоммунистические революции в странах Центрально-Восточной Европы.

4. Объединение Германии.

5. Ликвидация СЭВ и Организации Варшавского Договора.

6. Распад СФРЮ.

1. Перестройка Горбачева и ее итоги

 

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени  СССР уже находился на грани глубокого  кризиса, как в экономике, так  и в социальной сфере. Эффективность  общественного производства неуклонно  снижалась, тяжким бременем на экономике  страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы  жизни общества. Сложное положение  СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

 

1985 – 1986 гг.

1987 – 1988 гг.

1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в  организации управления страной  не было. В регионах власть, по крайней  мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже  слышались заявления о гласности  и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно  уменьшилась напряженность в  отношениях СССР – США.

 

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется  небывалой свободой творчества, развитием  искусства. На телевидении выходят  авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере  государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об  изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную  систему, введя принцип альтернативности.

 

 

 

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана  советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода  является падение Берлинской стены  и объединение Германии.

 

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике  подвергается не только сложившаяся  в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

 

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева  начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть  их была критически настроена по отношению  к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и  социальной свободы значительно  уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые  ученые в подобных условиях уезжают  работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ  и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может  стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового  использования «Буран», совершивший  единственный полет.

 

Материальное положение большинства  граждан постепенно ухудшается. Так  же, происходит обострение межнациональных  отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

 

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение  обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики  являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели  к распаду СССР и обострению тлевших  долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву  научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены  будущими поколениями.

.1.. Основными приоритетами  во внешнеполитической деятельности  СССР после 1985 г. стали:

 

- смягчение напряженности между  Востоком и Западом посредством  переговоров с США о разоружении;

 

- урегулирование региональных  конфликтов;

 

- признание существующего миропорядка  и расширение экономических связей  со всеми государствами.

 

Смена внешнеполитической стратегии  была подготовлена изменениями в  сознании определенной части элиты  страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с  Э.А. Шеварднадзе.

 

1.2. Концепция нового политического  мышления. В эпоху М.С. Горбачева  оформилась новая философско-политическая  концепция, получившая название  новое политическое мышление. Ее  основные положения предусматривали:

 

- отказ от идеи о расколе  современного мира на две противоположные  общественно-политические системы  (социалистическую и капиталистическую);

 

- признание мира целостным и  неделимым;

 

отказ от принципа пролетарского интернационализма  и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

- отказ от применения силы  в качестве средства разрешения  международных проблем;

 

- признание в качестве универсального  способа решения международных  вопросов не баланса сил двух  систем, а баланса их интересов.

 

2. Проблема Восток-Запад

 

в международных отношениях

 

2.1. Советско-американские отношения.  На новом этапе советской дипломатии  двусторонние отношения между  государствами успешно развивались  с помощью ежегодных личных  встреч М.С. Горбачева с президентами  США (1985г. - в Женеве; 1986 - в Рейкьявике; 1987 - в Вашингтоне, 1988 - в Москве, 1989 - на Мальте).

 

Результатом переговоров стал Договор  от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет  среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и  уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением  детальной системы взаимного  контроля. В 1991 г. был подписан Договор  об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), положивший конец  периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного  сотрудничества, экономических и  культурных связей между СССР и США.

 

2.2. Курс на разрядку. СССР выступил  с целым рядом новых инициатив  по разоружению (в том числе  о ликвидации ядерного оружия  к 2000 г.)

 

В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского  Договора внесли предложение об одновременном  роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД). В 1989 г. был  принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил  СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии  уменьшалась на 500 тыс. человек, а  расходы на оборону - на 14,2%. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские  и американские ракеты (без учета  французских и английских ракет) средней и меньшей дальности, причем они уничтожались и не могли быть перебазированы в другие регионы. СССР ликвидировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

 

После этого СССР сохранял военное  преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к  международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.).

 

2.3. Экономические связи со странами  Запада. Сложное экономическое положение  заставляло руководство СССР  искать экономической помощи  и политической поддержки у  стран большой семерки (США,  Канада, Великобритания, Германия, Франция,  Италия, Япония).

 

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными  партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными  частными лицами. Советское руководство  было заинтересовано в развитии технико-экономических  связей, надеясь получить кредиты  и технологии.

 

2.3.1. Гуманитарные контакты.Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

 

3. Отношения со странами Центральной  и Восточной

 

Европы

 

3.1. Ослабление позиций СССР в  странах Восточной Европы. Несмотря  на заявления о деидеологизации  международных отношений, СССР  продолжал следовать принципам  социалистического интернационализма.  С 1986-1989 гг. объем безвозмездной  помощи зарубежным странам составлял  почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального  продукта). 47% этой помощи приходилось  на долю Кубы. Советское руководство  с целью сохранения содружества  продолжало сотрудничество даже  руководителями ГДР и Румынии,  неодобрительно относившимися к  перестройке в СССР.

 

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских  войск из стран Восточной и  Центральной Европы. В результате резко сократились возможности  советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских  странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась  американская поддержка реформистских  сил в Восточной Европе.

Информация о работе СССР и Китай, Индия, война во Вьетнаме