Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
С введением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучающихся, к которым относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Вложенные файлы: 1 файл

Моисеева Е. Окончательная курсовая работа.docx

— 97.24 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«мурманский государственный гуманитарный университет»

(фгбоу впо «мггу»)

 

 

факультет истории и социальных наук

кафедра истории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Моисеева Елизавета Игоревна

(4 курс, направление  подготовки «история»)

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Крикун Е.Л.

 

 

 

 

 

Мурманск

2014

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

С введением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучающихся, к которым относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Отечественное общее образование входит в период смены принципиальной модели своего функционирования. Необходимость этого назрела давно, уже несколько десятилетий теоретики констатируют кризисное состояние школы, однако практики упорно не соглашается с этим1. И результатом споров стал новый стандарт, который до сих пор активно обсуждается на всех уровнях.

Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может. Она по-прежнему реализует ассоциативно-репродуктивный принцип обучения и не развивает у учащихся деятельные способности, необходимые выпускникам школы, чтобы познавать этот динамично изменяющийся мир, осмысленно самоопределяться в нем, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда2. Именно на решение этих проблем направлен новый стандарт, вводя метапредметность в образовании, как обязательный элемент педагогического процесса.

В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" определены стратегические цели и задачи развития образования к 2025 году3. Предусматривается, что российское образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества, в том числе и при реализации метапредметного подхода в обучении.

С момента введения новых стандартов, прошло уже почти три года, но, не  смотря на это, метапредметность до сих пор остается неизученной и не воплощенной в жизнь идеей в сфере образования. У ученых, учителей, исследователей метапредметного подхода в образовательном процессе всё еще не сложилось определенного, конкретного и единого понятия о том, что является сущностью метапредметности и что это такое на самом деле.

Вследствие этого, из-за неопределенности в понятии и в первичном представлении о том, что есть метапредметность, а, тем более что есть метапредметные умения учащихся, возникает вопрос о том, как нужно внедрять такой подход в образовательном процессе и с помощью чего это предполагается сделать возможным.

Поэтому, мы считаем, что данная тема крайне актуальна для методических исследований в научной сфере, а именно для первоначального ее рассмотрения в курсовой работе.

Степень изученности проблемы исследования и источниковая база.

Основным документом, определяющим нормативные требования к структуре и содержанию, результатам освоения и условиям реализации основной  образовательной программы общего образования является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС)4. Нормативные положения  ФГОС, касающиеся  системы требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения школьников, рассматривались нами как отправные позиции в организации исследования.

 Осмыслением сущности метапредметного  подхода в образовании, с момента  его введения, активно занимаются учителя, т. к. именно они  являются проводниками  требований нового стандарта в школьную практику. Поэтому важными источниками по теме исследования явились публикации, отражающие складывающийся в образовательной практике школ опыт достижения метапредметных результатов в обучении учащихся начальной и основной школы, и также мнения и оценки учителей-практиков, руководителей образовательных учреждений относительно нововведений.

Научно-педагогические подходы к реализации метапредметности рассматривается лишь в немногих работах и то в общем плане. В ряду научной литературы следует особо выделить работы А.В.Хуторского и Краевского – «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах», «Основы обучения: Дидактика и методика», «Современная дидактика». В своих исследованиях они дают как общую характеристику новому компоненту образования, так и конкретные пути внедрения метапредметных подходов в процессе обучения на примерах разных школьных дисциплин.

В работах же Кузнецова А.А., Н.И.Аксеновой5 даются научные трактовки  ключевых понятий «метапредметное содержание», «метапредметные результаты», раскрываются дискуссионные вопросы, что ценно для нашего исследования.

Наиболее интересным для нас представляется исследование С.Г. Вагиной, которая рассматривает необходимость реализации проекта инновационных изменений в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе6. 

Вместе с тем, надо признать, что на сегодняшний день теоретическая база  по интересующей нас теме разработана недостаточно.  До сих пор нет четких  научных  определений  сущности «надпредметного» обучения, и, тем более, реальных практических рекомендаций по его воплощению в учебном процессе.

Недостаточная изученность проблемы  дает большое поле для научных исследований.

Отсюда объектом нашего курсового исследования является метапредметная деятельность учащихся в процессе обучения истории.

Предмет – процессуальная сторона формирования метапредметных / универсальных умений школьников при изучении истории.

Целью нашего исследования является выявление методических особенностей формирования метапредметных умений учащихся в процессе обучения истории (через овладение способами работы с различными источниками информации).

Задачи исследования:

  • Выявить сущность и специфику метапредметной деятельности учащихся в образовательном процессе
  • Определить систему метапредметных/универсальных действий, формируемых в процессе изучения истории
  • Выявить и проанализировать актуальный педагогический опыт по проблеме исследования
  • Выявить уровень владения учащимися 8 класса способами работы с различными источниками исторической информации
  • Осуществить методическую разработку приемов и средств совершенствования метапредметных умений работы учащихся с различными источниками информации

Методологические (научно-теоретические) основы исследования.

При освещении и разработке теоретического содержания и практических вопросов  темы  мы опирались на основополагающие идеи и положения:

  • Концепции деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний, умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • Теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);
  • парадигмы компетентностного подхода  (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.) и системно-деятельностного подхода в обучении (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.)

Методы педагогического  исследования:

  1. Методы теоретического исследования: сравнительный анализ и синтез концепций и идей педагогической, психологической, методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования.
  2. Методы эмпирического исследования: метод целенаправленного педагогического наблюдения реального учебного процесса;  анкетирование; собеседование, обобщение передового педагогического опыта; методы педагогической диагностики; статистический анализ эмпирических данных.

Рабочая гипотеза – требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы составляют инновационный компонент ФГОС основного общего образования. Реализация данных требований стандарта в образовательной практике школ вызывает немало трудностей у учителей, обеспечивающих изучение  всех учебных дисциплин. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования и формирующегося практического опыта достижения метапредметных  результатов в обучении школьников позволяет высказать ряд предположений об условиях повышения эффективности работы в этом направлении  при изучении истории в основной школе. Наиболее значимыми из них являются следующие:

  • метапредметные результаты обучения достигаются через овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД): регулятивными, коммуникативными, познавательными;
  • в изучении и познании истории исключительное значение имеет овладение  универсальными познавательными действиями, основанными на умениях работы с различными источниками исторической информации;
  • формирование данной группы УУД предполагает активное включение учеников в работу с информационными ресурсами на основе системно-деятельностного подхода в изучении смежных учебных дисциплин;
  • системная  работа с историческими текстами на уроках истории позволяет совершенствовать аналитические умения школьников, формирует опыт переноса освоенных логических операций в новые учебные ситуации, применения алгоритмов учебных действий для решения конкретных задач в смежных областях знаний;
  • достижение метапредметных результатов в формировании универсальных познавательных учебных действий невозможно без использования новых моделей развивающего урока, связанных с современными образовательными технологиями (технологии развития критического мышления, технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности и др.).

Новизна и практическая значимость работы состоит в попытке выработать некоторые методические подходы к формированию метапредметных умений школьников при изучении конкретной учебной дисциплины – «История».

Структура курсовой работы представляет собой введение, где обобщенно вводим в тему; первой главы, которая содержит теоретическую часть, которая раскрывает понятие метапредметности; второй практической главы, где проводится диагностика учеников 8 класса и даются примерные пути совершенствования метапредметных умений. 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

§1.1 Метапредметность как инновационный компонент образовательной практики в условиях ФГОС

 

В настоящее время все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

Иначе говоря, образовательный стандарт предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства7.

С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый стандарт основного общего образования. В отличие от действовавшего прежде, он устанавливает требования:

  • к структуре основной образовательной программы;
  • к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

Стандарт ориентирует на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно-репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах.

Говоря о метапредметных требованиях, мы должны сказать, что они представляют:

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
  • построение индивидуальной образовательной траектории8

Информация о работе Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»