Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
С введением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучающихся, к которым относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Вложенные файлы: 1 файл

Моисеева Е. Окончательная курсовая работа.docx

— 97.24 Кб (Скачать файл)

 

Убийство Александра II изменило ситуацию и настроения в обществе. Требование народовольцев принять конституцию поставило либералов в двусмысленное положение. Хотя конституция была основным требованием либералов, они считали невозможным настаивать на ней вслед за террористами. В народе возобладали монархические настроения, усилились призывы к «сильной руке». А интеллигенция, которая сочувствовала революционерам, после убийства царя отвернулась от них. Прогрессивно мыслящие люди отходили от политики, перенеся внимание на проблемы отдельной личности, внутреннего мира человека, духовного развития. Получила распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Интеллигенция, люди интеллектуального труда посвящали свою жизнь кропотливой работе по освобождению народа от безграмотности, нищеты, невежества.

Уход либералов из политики позволил им, с одной стороны, дистанцироваться от власти, а с другой стороны, не выступать против нее. Так они освободили политическую арену для революционеров и консерваторов. Либеральное движение оказалось вне политической игры. 

 

При Александре III консерватизм лег в основу политики властей, а его главный идеолог К.П.Победоносцев стал ближайшим советником императора. Серьезное влияние на царя оказывал и крупный издатель, ярый консерватор М.Н.Катков. После введения жесткой цензуры его издания оказались в привилегированном положении. И много лет именно он формировал в стране общественное мнение.

Катков и Победоносцев стремились сплотить общество вокруг идеи русской самобытности, православия и самодержавия. Они доказывали, что либерализм и западная политическая практика объективно неприемлемы для России из-за ее огромных размеров, многонациональности и геополитических особенностей. Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.

В 1881 году даже была создана тайная организация консерваторов «Священная дружина», которая громила подпольные типографии, выявляла революционные организации, а в Женеве издавала газеты «Вольное слово» и «Правда». Однако император не одобрил деятельность «Священной дружины», считая, что ее существование создает иллюзию слабости власти. В 1882 году организация была распущена33.

 

Таблица 1. Показатель индивидуальных результатов диагностики учеников 8 класса по каждому проверяемому умению

Умения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Умение видеть проблемы

0

2

0

2

2

1

2

2

2

2

0

1

1

1

2

2

2

2

2

1

Умение задавать вопросы

0

2

0

2

2

2

2

2

2

2

0

2

2

2

2

2

2

1

2

1

Умение выделять главное и формулировать его в виде тезисов

1

1

0

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

0

1

2

2

1

2

1

Умение составлять схему/таблицу по тексту

0

2

0

1

0

0

2

2

2

0

0

0

0

0

2

0

2

0

2

0

Умение вербализировать проблему

0

2

0

2

2

1

2

2

2

2

0

1

1

0

1

2

2

1

2

1

Умение озаглавливать текст

1

2

0

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2





 

 

Примечание: порядковый номер (1,2, …) – ученик; каждое умение оценивается по трехбалльной шкале: 0- умение не сформировано, 1- умение сформировано частично, 2- умение сформировано полностью

Таблица 2. Определение потребности в информации

Умения, необходимые ученику на различных этапах работы с информацией

 

Метапредметные умения

Результаты диагностики 20 учеников 8 класса

Умение видеть проблемы

15% от учащихся – умение не  сформировано

25% от учащихся – умение  сформировано частично

60% от учащихся – умение  сформировано полностью

Умение задавать вопросы

15% от учащихся – умение не  сформировано

10% от учащихся – умение  сформировано частично

75% от учащихся – умение  сформировано полностью



 

Таблица 3. Приобретение и обработка информации

Умения, необходимые ученику на различных этапах работы с информацией

 

Метапредметные умения

Результаты диагностики 20 учеников 8 класса

Умение выделять главное и формулировать его в виде тезисов

10% от учащихся – умение не  сформировано

50% от учащихся – умение  сформировано частично

40% от учащихся – умение  сформировано полностью

Умение составлять схему/таблицу по тексту

60% от учащихся – умение не  сформировано

5% от учащихся – умение  сформировано частично

35% от учащихся – умение  сформировано полностью

Умение вербализировать проблему

20% от учащихся – умение не  сформировано

30% от учащихся – умение  сформировано частично

50% от учащихся – умение  сформировано полностью


 

Таблица 4. Презентация информации

Умения, необходимые ученику на различных этапах работы с информацией

 

Метапредметные умения

Результаты диагностики 20 учеников 8 класса

Умение озаглавливать текст

5% от учащихся – умение не  сформировано

10% от учащихся – умение  сформировано частично

85% от учащихся – умение  сформировано полностью


 

 

 

 

 

 

 

 

1Лазарев, В.С. Программно-целевой подход в ведению нового стандарта общего образования в школе // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. 2011. №2. С.3.

 

2 Там же.С.3.

3 Там же.С.4.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : офиц. текст. М., 2013. С. 26.

5 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.С. 15.

6 Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Педагогический марафон // URL: http://festival.nic-snail.ru/2010/articles/vagina_sg1.html  (20.04.2014).

7 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.,2008. С. 23.

8 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : офиц. текст. С. 5.

9 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. С. 31.

10 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : офиц. текст. С. 6-7.

11 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. С. 48.

12 Лазарев, В.С. Программно-целевой подход в ведению нового стандарта общего образования в школе // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. 2011. №2. С.5.

 

13 Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. С. 22.

14 Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании.Тюмень, 1990. С. 36.

15 Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. С. 121.

16 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008. С. 56.

17 Там же. С. 59.

18 Польшина, В.П. Социальная сеть работников образования // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/preemstvennost-mezhdu-nachalnoi-shkoloi-i-osnovnoi (01.05.2014)

19 Кирюшина, А.В. Социальная сеть работников образования // URL: http://nsportal.ru/alena-vladimirovna-kiryushina (01.05.2014).

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Москвина Л.И., Бондаренко З.Г. Социальная сеть работников образования // URL: http://nsportal.ru/shkola/matematika (01.05.2014).

24 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008. С. 166.

25 Там же. С. 169.

26 См. Приложение 1.

27 См. Приложение 2.

28 См. Табл. 4.

29 См. Приложение 3.

30 Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности  // URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm (02.05.2014).

31 Кирюшина, А.В. Социальная сеть работников образования // URL: http://nsportal.ru/alena-vladimirovna-kiryushina (01.05.2014).

32 Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%ED%E3%E5,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%D5%F0%E8%F1%F2%E8%E0%ED%EE%E2%E8%F7 (10.03.2014)

33 Гипермаркет знаний // URL: http://school.xvatit.com/index.php?title (13.03.2014)


Информация о работе Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»